Компетентностно-ориентированные задания по биологии 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме
Компетентностно - ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению биологии, во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koz_metel.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутренняя среда организма
Тема: Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.
Автор Метель У.В.
Вид компетентности: информационная
Аспект: первичная обработка информации (делает выводы, приводит аргументы)
Уровень: II
Введение в проблему:
Студент просматривал мазки крови лягушки, воробья и ящерицы, нечаянно разбил предметное стекло и порезал палец. Решив скрыть последствия своей неосторожности, он приготовил мазок своей крови, подсушил и положил в коллекцию, но уже на следующий день получил массу упреков от преподавателя. Чего не знал «Остап Бендер»?
Стимул: Если решишь задачу, то это поможет узнать чем отличается кровь этих животных и человека.
Формулировка задания: Выясни, чем отличается кровь лягушки, воробья и ящерицы и человека.
Бланк для выполнения задания:
Прочитайте текст, рассмотри рисунок.
«В процессе эволюции организмов наблюдается тенденция уменьшения размера эритроцитов, но общее количество кислорода, которое содержится в крови, при этом увеличивается. Гемоглобин может связываться с кислородом, с углекислым газом и другими газами. В эритроцитах, имеющих шарообразную форму и заполненных гемоглобином, дыхательную функцию (транспорт газов) осуществляет преимущественно только тот гемоглобин, который находится в примембранной области, поскольку газы не успевают проникнуть в толщу эритроцита. Получается, что часть гемоглобина не участвует в транспорте газа и эритроциты носят его впустую. В ходе эволюции гемоглобин, содержащийся в одной крупной клетке, распределяется по нескольким мелким. При уменьшении размеров красных кровяных клеток суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше, чем если бы этот гемоглобин находился в крупных клетках. На рисунке 1 показано соотношение размеров эритроцитов у разных животных. Видно, что у млекопитающих величина клеток значительно меньше, чем у птиц, пресмыкающихся и амфибий. Самые крупные эритроциты у хвостатых амфибий, к которым относятся, в частности, саламандры и протеи. Размер их красных кровяных клеток около 70 мкм (1мкм = 0,001 мм). Для сравнения эритроциты человека имеют диаметр около 8 мкм и это, как видно из рисунка, еще не самые маленькие.»
1. Лягушка 2. Линь 3. Ящерицы 4. Воробей 5. Человек
Ответьте на вопросы:
- Чем отличаются эритроциты лягушки и человека?
- Как связаны между собой размеры эритроцитов и количество переносимого кислорода?
- Как узнали, что препарат подменили?
Модельный ответ:
- эритроциты лягушки имеют ядро, а эритроциты млекопитающих и человека лишены его; эритроциты птиц имеют эллипсовидную форму, а у млекопитающих и человека – форму двояковогнутого диска.
- При уменьшении размеров красных кровяных клеток суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше, чем если бы этот гемоглобин находился в крупных клетках.
- Эритроциты разной формы и размера.
Внутренняя среда организма
Тема: Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.
Автор Метель У.В.
Вид компетентности: информационная
Аспект: первичная обработка информации (делает выводы, приводит аргументы)
Уровень: II
Введение в проблему:
В одной популярной книге по физиологии описывая кровь, было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».
Стимул: Если решишь задачу, то это поможет особенности строения крови.
Формулировка задания: Выясни, о каком море, каких кораблях и гаванях идёт речь и что имеется в виду?
Бланк для выполнения задания:
Ответьте на вопросы
- Из чего состоит кровь?
- Назовите состав плазмы.
- Заполните таблицу «Клетки крови и их функции».
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3 и форма | Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
- О каком море, каких кораблях и гаванях идёт речь в тексте?
Модельный ответ:
- Состав крови
Плазма Форменные элементы
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
- Плазма
Вода 90-92% Белки 7-8% Глюкоза ,жиры, минеральные соли2%
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3 и форма | Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ Красные кровяные клетки | У муж. - 4,5-5 млн, у жен. 4-4,5млн. Двояковогнутый диск, не содержат ядро | Красный костный мозг | От 30 до 130 дней | Селезенка и печень | Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки Виды: ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ | От 5 до 10 тыс. Амебоидные | Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/, селезенке, лимфатических узлах | От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет | Места ранений и воспалений | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки | 150-400 тыс. Не содержат ядро | Красный костный мозг | 5-7 суток, | Места ранений, селезенка | Свертывание крови |
- Море – плазма, корабли - клетки крови, гавани – кровеобразующие органы.
Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированный урок "Площадь трапеции" 8 класс
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТКАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙТЕМА: 1Базовая компетенция: Площадь трапецииУМЕНИЕ УЧИТЬСЯДисциплина:1.1Составляющая компетенция: геометрияКак научиться мыслитьКласс:8 «В»1.1.1Ме...
Компетентностно-ориентированные задания по биологии 9 класс
В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания для 9 класса....
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса
Разработка "Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...
Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса
Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса по следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...