Рабочая учебная программа по биологии для 6 классов
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Составлена на базе авторской программы
Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galikberova_s.a._rabochaya_programma_s_dopolneniyami.zadanie_3.docx | 116.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №73»
УтверждаюПрограмма рекомендована
Директор МБОУ «Гимназия №73» к работе педагогическим
Одинец Т.Б. советом МБОУ «Гимназия №73»
Протокол №1от 31 августа 2014 г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей географии, биологии, химии, ИЗО, физической культуры, истории,
обществознания, экономики, ОБЖ
Протокол № 1 от 30 августа 2014 г.
Рабочая учебная программа
по биологии
(предмет)
Для 6 А,Б,В,Г классов на 35часов
составлена на базе авторской программы
Н.И. Сонина
Составитель программы
учитель МБОУ «Гимназия №73»
Галикберова С.А
Новокузнецк, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящаяпрограмма побиологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
- Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназии№73»
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназии№73» на 2014-1015 учебный год
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами начального общего образования.Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения ижизнедеятельности.
Программа рассчитана на 35 часов, обучение 1 час в неделю. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования наразных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному
поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых
организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать
информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры
поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними
животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде.
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- •ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
- •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- •овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- •формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
II. Общая характеристика учебного предмета «Биология», 6 класс.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Главными темами биологии в 6 классе являются изучение морфологии, анатомии и взаимосвязи строения с выполняемыми функциями.
Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки
последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую,
творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические
работы, предусмотренные программой основного общего образования. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с
последовательностью уроков, на которых они проводятся. Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уро-
ков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи сэтим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм»-М.Дрофа,2012-80 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисункамипозволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие
структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или
отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
III. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
Рабочая программа линии УМК «Биология-Сфера жизни» (6 класс) разработана в соответствии с учебным планом для ступени
основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280,
из них 35 (1 ч в неделю) в 6 классе. Содержание курса биологии в средней школе служит основой для изучения общих биологических
закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 6 класс.
Личностные результаты обучения:
1) сформировать ответственное отношение к обучению;
2) сформировать познавательные интересы и мотивы к обучению;
3) сформировать навыки поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
4) осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
5) сформировать основы экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
- Познавательные УУД:
УМЕНИЕ:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
-Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу
в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
-Работать с биологическими объектами.
2) Регулятивные УУД:
УМЕНИЕ:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
-участвовать в групповой работе, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
3) Коммуникативные УУД :
-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; нтегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, тканей и
организмов растений, животных, грибов и бактерий;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
V. Содержание курса биологии в 6 классе включает:
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11часов)
Основные свойства живых организмов
Тема 1.1. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав,
обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в
жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты,, их роль в клетке.
Лабораторная работа: 1. определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Ткани растений и животных. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их
многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа 3. Ткани растительных организмов.
Лабораторная работа 4. Ткани животных организмов
Тема 1.5. Органы и системы органов. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые
системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение
веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки,
пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные
системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная,
эндокринная, размножения.
Лабораторная работа 5.Изучение органов цветкового растения.
Лабораторная работа 6. Распознавание органов у животных.
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и
окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (22часов).
Тема 2.1. Питание и пищеварение. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.
Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни
растений.
Тема 2.2. Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание
растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.__ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом
воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.
Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений,
обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение,
функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Практическая работа 7. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и
человека.
Тема 2.4. Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных.
Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы. Значение опорных системы в жизни организмов.опорные системы растений. Опорные системы животных.
Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа 8. разнообразие опорных систем животных.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6. Движение. Движение как важнейшая особенность животных организмов.значение двигательной активности. Механизмы,
обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Практическая работа 9. движение инфузории туфельки.
Практическая работа 10. передвижение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в
регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов
нервной ткани, коленного, мигательного рефлексов, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8. Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление
простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения
животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение.
Образование плодов и семян.
Практическая работа11. Вегетативное размножение комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений; разнообразие и строение соцветий.
Тема 2.9. Рост, развитие. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его
значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.развитие
зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практически работы 12. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)._ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян.
Раздел 3. Организм и среда. (2 часа).
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.
Взаимосвязь живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация моделей экологических систем.
VI. Тематическое планирование
Биология. Живой организм. 6 класс (35 ч)
Тема | Кол-во часов | Содержание | Характеристики видов деятельности учащихся | |
Строение в свойства живых организмов (11ч) | ||||
Основные свойства живых организмов | 1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение | Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов | |
Химический состав клетки | 1 | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельность клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке | Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) | |
Строение растительной и животной клетки | 2 | Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы - неклеточная форма жизни.строении растительной и животной клеток | Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток | |
Деление клетки (изучается обзорно по желанию учителя) | 1 | Делением клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение | Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления | |
Ткани растений и животных | 1 | Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции | Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей | |
Органы и системы органов | 4 | Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения | Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме | |
Растения и животные как целостные организмы | 1 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда | Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм - это единое целое | |
Жизнедеятельность организмов (18ч) | ||||
Питание и пищеварение | 4 | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой | |
Дыхание | 2 | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания | |
Транспорт веществ в организме | 2 | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови) | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения | |
Выделение. Обмен веществ | 2 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ - важнейший признак живого | |
Опорные системы | 2 | Значение опорных системы в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями | |
Движение | 2 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений | |
Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде | |
Размножение | 3 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян | |
Рост и развитие | 2 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов | |
Организм и среда (2 ч) | ||||
Среда обитания. Факторы среды | 1 | Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети | Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания | |
Природные сообщества | 1 | Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация Структура экосистемы, моделей экологических систем | Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы | |
Резервное время — 4часа |
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы | |
| В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Учебники | |
1.Учебник. Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». М.:: Дрофа 2013 Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. | В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 7 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт дифференцированного учебного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, дополнительного материала: различных практикумов, практических работ, исторического и справочного материала и др. |
Рабочие тетради | |
1.Рабочая тетрадь Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». М.:: Дрофа 2012-80с. 2.С. Ю. Берников, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Э. А. Введенский. «Готовые домашние задания». Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Живой организм». | |
Методическая литература | |
Для учащихся: 1. Акперова И. А., Сысолятина Н. Б.,. Сонин Н. И. «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Живой организм». 4. Наумов А. А, Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические карты. 5. Наумов А. А., Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические лабиринты. 7. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006. 8. Семенцова В. Н., Сивоглазов. В. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. «Живой организм». «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм». 2008 Для учителя: 1.Акперова И. А.. «Уроки биологии к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм».М.:: Дрофа 2005 2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005. | |
Интернет-ресурсы по биологии | |
Редкие и исчезающие животные России. Сайт:http://nature.ok.ru/ О растениях и животных. Сайт: http://www.floranimal/ru/ База знаний по биологии человека. Сайт:http://obi.img/ras/ru/ Изучаем биологию. Сайт:http://learnbiology/narod.ru/ Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm Подготовка к ЕГЭ и ГИА Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru Всемирный фонд дикой природы Сайт: http://www.www.wwf.ru В помощь учителю биологии Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php | |
Дополнительная литература:
ЭОР к учебникам линии Н.И. Сонина. Гербарии Основные группы растений Растительные сообщества Коллекции Семена и плоды Комплекты микропрепаратов Ботаника Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения Приборы Демонстрационные Для демонстрации всасывания воды корнями растений Раздаточные Лупа ручная Микроскоп Посуда и принадлежности для опытов Демонстрационные Набор химической посу ды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ) Штатив лабораторный (ШЛб) Доска для сушки посуды Лабораторные Набор препаровальных инструментов Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) Спиртовка лабораторная литая Дидактические материалы Раздел «Растения» 6 класс « |
VIII. Планируемые результаты изучения учебного курса – биология 6 класс.
Разделы | Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень |
Живые организмы | • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | • соблюдать правила работы в кабинете биологии,с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашнихживотных; • выделять эстетические достоинства объектов живойприроды; • осознанно соблюдать основные принципы и правилаотношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признаниевысокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животныхв научно-популярной литературе, биологических словаряхи справочниках, анализировать, оценивать её и переводитьиз одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса (10 вариантов)
ВАРИАНТ 1.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. К неорганическим веществам клетки относятся
1) вода, жир, железо 3) глюкоза, жир, белок
2) вода, минеральные соли 4) глюкоза, вода, белок
А2. В клетке животных отсутствуют
1) крупные вакуоли 3) рибосомы
2) митохондрии 4) аппарат Гольджи
A3. Для мейоза характерно
1) два последовательных деления 3) четыре деления
2) одно деление 4) три деления
А4. К животным тканям НЕ относятся
1) эпителиальная, нервная 3) эпителиальная, соединительная
2) хрящевая, костная 4) проводящая, покровная
A5. Побег образуют
1) корни и листья 3) околоцветник, тычинки, пестик
2) корни и цветки 4) стебель и листья
А6. Щитовидная железа относится к системе органов
1) выделительной 3) эндокринной
2) пищеварительной 4) кровеносной
A7. Фотосинтез необходим растениям для
1) питания 2) дыхания 3) выделения 4) роста
А8. Пищеварение - это
1) механическая переработка пищи 3) механическая и химическая переработка пищи
2) поглощение пищи 4) всасывание питательных
А9. К органам дыхания лягушки относятся
1) трахеи 2) кожа и легкие 3) жабры 4) легкие
А10. Транспорт веществ у животных осуществляется благодаря
1) выделительной системе 3) эндокринной системе
2) кровеносной системе 4) пищеварительной системе
А11. Парным органом выделительной системы является
1) нефрон 2) мочеиспускательный канал 3) мочевой пузырь 4) почка
А12. Теплокровными являются
1) лягушки 2) ящерицы 3) рыбы 4) птицы
А13. Впервые нервная система появилась у
1) плоских червей 2) гидры 3) позвоночных животных 4) кольчатых червей
А14. Сперматозоиды у млекопитающих животных развиваются в
1) яичниках 2) семенниках 3) почках 4) яйцеводах
А15. Партеногенез – это размножение
1) половое у насекомых 3) половое у птиц
2) бесполое у растений 4) бесполое у животных
А16. Раздражимость характерна
1) для всех природных тел 3) только для растений
2) только для животных 4) для всех живых существ
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К пищеварительной системе относятся
почка
желудок
кишечник
легкие
мочевой пузырь
печень
В2. Побег растения состоит из
корня 4) почек
стебля 5) цветов
листьев 6) плодов
В3. К холоднокровным животным относятся
рыбы 4) лягушки
собаки 5) змеи
человек 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие слоев и тканей стебля.
СЛОИ СТЕБЛЯ | ТКАНИ | |||||
а) кора | 1) покровная | |||||
б) луб | 2) основная | |||||
в) древесина | 3) проводящая | |||||
г) камбий | 4) механическая | |||||
д) сердцевина | 5) образовательная | |||||
А | Б | В | Г | Д | ||
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. По какой части стебля передвигаются вода, минеральные соли, органические вещества?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 2.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
A1. Совокупность клеток, сходных по строению и функциям, называют
органом 3) органоидом
тканью 4) системой органов
А2. Питание – это процесс
1) получения организмом веществ и энергии 3) выделение кислорода
2) выделение кислорода и поглощения углекислого газа 4) образования углекислого газа
А3. При дыхании выделяется
1) кислород 2) углекислый газ 3) азот 4) озон
А4. Клеточное строение имеют
все природные тела 3) только растения
только животные 4) все живые существа
А5. Движение органических веществ у растений осуществляется по
1) сосудам 2) капиллярам 3) ситовидным трубкам 4) венам
А6. У дождевого червя выделение осуществляется через
1) сократительные вакуоли 3) нефридии
2) устьица 4) почки
А7. К теплокровным животным относятся
1) рыбы 2) земноводные 3) рептилии 4) млекопитающие
А8. Внутренний скелет имеет
1) рак 2) кролик 3) амёба 4) жук
A9. К органам выделения насекомого относятся
1) нефридии 3) сократительные вакуоли
2) выделительные трубочки 4) почки
А10. Развитие с полным превращением имеет
1) паук 2) саранча 3) бабочка 4) дождевой червь
А11. У дождевого червя выделение осуществляется через
1) сократительные вакуоли 3) нефридии
2) устьица 4) почки
А12. В результате митоза образуется
1 клетка 2) 2 клетки 3) 3 клетки 4) 4 клетки
А13. Свойством мышечной ткани является(-ются)
только сократимость 3) только возбудимость
сократимость и проводимость 4) возбудимость и сократимость
А14. У пшеницы корневая система
стержневая
отсутствует
мочковатая
состоит из дыхательных корней
А15. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы животных?
1) вены 2) артерии 3) капилляры 4) клапаны
А16. Выделение у позвоночных животных осуществляется через
1) зелёные железы 2) устьица 3) кожу 4) кожу, лёгкие и почки
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К животным тканям относятся
эпителиальная
мышечная
механическая
нервная
проводящая
образовательная
В2. К органам дыхания животных относятся
1) жабры
2) почки
3) легкие
4) кишечник
5) трахеи
6) печень
В3. К теплокровным животным относятся
рыбы 4) лягушки
собаки 5) змеи
человек 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) почка 1) выделительная система
Б) сердце 2) кровеносная система
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. О чем свидетельствуют сходные черты в строении растительной и животной клетке?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 3.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из предложенных
A1. Пищеварение – это процесс
1) получения пищи 3) механической и химической переработки пищи
3) получения кислорода 4) выделение кислорода и поглощения углекислого газа
А2. Лист получает углекислый газ через
1) чечевички 2) жилки листа 3) устьица 4) клетки камбия
А3. Кровь движется от сердца по
1) венам 2) полостям 3) артериям 4) капиллярам
А4. Число отделов головного мозга у млекопитающих
один 2) три 3) четыре 4) пять
А5. Наружный скелет не имеют
1) моллюски 2) рыбы 3) насекомые 4) ракообразные
A6. Основным органом движения рыбы является
1) хвостовой плавник 3) спинной плавник
2) грудной плавник 4) брюшные плавники
А7. У насекомых нервная система
1) сетчатая 2) лестничная 3) представлена брюшной нервной цепочкой 4) отсутствует
А8. Нуклеиновые кислоты участвуют в
переносе кислорода
защите организма от инфекций
движении
хранении и передаче наследственной информации
А9. Размножение - это процесс
слияния сперматозоида и яйцеклетки 3) воспроизведения себе подобных
развития организма 4) созревания яйцеклетки
А10. Побегом следует считать
корень и лист 3) стебель и корень
стебель с листьями и почками 4) корень, стебель и почки
А11. Дыхательная система у насекомых представлена
жабрами 2) трахеями 3) лёгкими 4) сосудами
А12. С помощью ресничек передвигается
Амёба 2) эвглена зелёная 3) хлорелла 4) инфузория
А13. Движение органических веществ у растений осуществляется по
сосудам 3) ситовидным трубкам
капиллярам 4) венам
А14. Женская половая клетка — это
10) сперматозоид 2) зигота 3) яйцеклетка 4) яичник
А15. К животным-гермафродитам относится
1) аскарида 2) воробей 3) дождевой червь 4) озёрная лягушка
А16. В результате мейоза образуются
четыре клетки с одинарным набором хромосом
две клетки с тройным набором хромосом
две клетки с двойным набором хромосом
четыре клетки с двойным набором хромосом
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Основным признаком нервной ткани является
проводимость
сократимость
возбудимость
способность к быстрому размножению
отсутствие межклеточного вещества
6) наличие коротких и длинных отростков
В2. У позвоночных животных дыхательная система образована
лёгкими 4) трахеями
головным мозгом 5) бронхами
костным мозгом 6) нервами
В3. К теплокровным животным относятся
лягушка 4) змея
заяц 5) рыба
лев 6) волк
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие к которым они относятся.
ОРГАНЫ СИСТЕМА ОРГАНОВ
А) почка 1) выделительная система
Б) легкие 2) дыхательная система
В) мочеточник
Г) трахей
Д) бронхи
Е) мочевой пузырь
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Что такое обоеполый цветок? Из каких частей он состоит? Приведите примеры растений, имеющих такой цветок.
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 4.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из предложенных
A1. Химическим элементом является
белок 2) углерод 3)вода 4) жир
A2. В результате мейоза образуются
четыре клетки с одинарным набором хромосом
две клетки с тройным набором хромосом
две клетки с двойным набором хромосом
четыре клетки с двойным набором хромосом
А3. Питание — это процесс
получения организмом веществ и энергии
выделения кислорода
выделения кислорода и поглощения углекислого газа
образования углекислого газа
А4. К растительным тканям НЕ относятся
1) основная, покровная 3) эпителиальная, соединительная
2) образовательная, проводящая 4) основная, покровная
А5. Для растительной клетки характерно наличие
1) митохондрий 3) ядра
2) клеточного центра 4) вакуолей
А6. Корневые волоски располагаются в зоне
1) проведения 3) всасывания
2) образования 4) деления
А7. Обоеполый – это цветок
1) двудомный 3) содержащий и тычинки, и пестики
2) содержащий только тычинки 4) содержащий только пестики
А8. В результате митоза из одной клетки образуются
1) 2 клетки 2) 3 клетки 3) 4 клетки 4) 5 клеток.
А9. Оплодотворение - это процесс
образования сперматозоида 3) слияние половых клеток
образования яйцеклетки 4) развитие организма
А10. Сердце относится к системе органов
1) пищеварительной 3) кровеносной
2) эндокринной 4) половой
А11. К нервной системе относится
1) мозжечок 3) щитовидная железа
2) селезенка 4) надпочечники
А12. Дыхание необходимо растениям для
1) питания организма 3) выделения
2) образования энергии 4) фотосинтеза
А13. Где хранится наследственная информация об организме?
1) в мембране 2) в ядре 3) в цитоплазме 4) в рибосомах
А14. У насекомых и моллюсков кровеносная система
1) замкнутого типа 3) узлового типа
2) незамкнутого типа 4) отсутствует
А15. Холоднокровными животными являются
1) лягушки 2) воробьи 3) крысы 4) слоны
А16. У насекомых нервная система
1) сетчатая 2) узловая 3) отсутствует 4) трубчатая
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К органам выделения животных относятся
1) устьица 4) почки
2) клетки эпидермиса 5) чечевички
3) нефридии 6) выделительные канальца
В2. К теплокровным животным относятся
1) лягушка 4) змея
2) медведь 5) рыба
3) лев 6) слон
В3. В органам кровеносной системы относятся
легкие
сердце
вены
желудок
капилляры
почки
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между организмами и типами их скелета.
ОРГАНИЗМЫ ТИПЫ СКЕЛЕТА
А) мидия 1) внутренний скелет
Б) рыба 2) наружный скелет
В) краб
Г) жук
Д) лягушка
Е) голубь
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Чем отличаются однодольные растения от двудольных. Ответ оформите в виде таблицы.
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 5.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из предложенных
A1. Неорганическими веществами в составе клеток растений являются
1) только минеральные соли 3) минеральные соли и углеводы
2) вода и минеральные соли 4) белки, минеральные соли, вода
А2. Наружный скелет имеют
1) простейшие 3) только простейшие и моллюски
2) позвоночные 4) некоторые простейшие, большинство моллюсков, членистоногие
А3. Основные части цветка это
1) пестик и тычинки 3) чашечка и венчик
2) тычинки и лепестки 4) только венчик
А4. Ядро в клетке
1) обеспечивает передвижение веществ 3) участвует в делении клетки
2) придает клетке форму 4) выполняет защитную функцию
А5. Корневая система представлена
1) боковыми корнями 3) главным корнем
2) боковыми корнями или главным корнем 4) всеми корнями растения
А6. Оплодотворение – это
1) попадание пыльцы на рыльце пестика
2) перенос пыльцы насекомыми
3) перенос пыльцы с помощью ветра
4) слияние мужской и женской гамет, в результате которого образуется зародыш
А7. Семя имеет
1) только запас питательных веществ 3) зародыш с запасом питательных веществ
2) только зародыш 4) зародышевый корешок, стебелек и почечку с листочком
А8. Почки – это органы выделения у
1) дождевого червя 3) инфузории туфельки
2) амёбы 4) лягушки
А9. Какова роль корневых волосков в жизни растений?
1) удерживают растения в почве
2) поглощают воду и минеральные вещества из почвы
3) защищают корень от механических повреждений
4) осуществляют транспорт веществ.
А10. Клубень – это
1) плод 2) видоизмененный побег 3) корень 4) часть побега.
А11. Фотосинтез происходит
1) на свету 2) только в темноте 3) только осенью 4) только летом
А12. К пальцеходящим животным относится
1) кошка 2) лошадь 3) медведь 4) олень
А13. Устьица – это
1) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними
2) расстояние между клетками
3) клетки образовательной ткани
4) мертвые клетки с толстыми стенками
А14. Каково значение дыхания для организма?
1) защищает организм от проникновения различной инфекции
2) обеспечивает организм питательными веществами
3) защищает организм от неблагоприятных условий
4) осуществляет поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа
А15. Вегетативное размножение растений осуществляется с помощью
1) семян и спор 3) стебля, листьев и почек
2) простого деления 4) почкования
А16. Питание – это процесс
1) переваривания пищи 3) приобретения пищи и энергии
2) образования кислорода и выделения углекислого газа 4) приобретение пищи
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К пищеварительной системе относятся
сердце 4) почки
аорта 5) кишечник
желудок 6) печень
В2. К органическим веществам относятся
1) вода 4) углеводы
2) кислород 5) минеральные соли
3) белки 6) нуклеиновые кислоты
В3. К теплокровным животным относятся
1) ящерица 4) улитка
2) медведь 5) кошка
3) рыба 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между органами, функциями и принадлежностью их к определенному виду органов.
ОРГАНЫ И ФУНКЦИИ А) Лист | ВИД ОРГАНОВ 1) Вегетативные | |||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |||
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Как происходит процесс выделения вредных веществ у одноклеточных?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 6.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Работу всех органов в организме координирует система
нервная 2) пищеварительная 3) кровеносная 4) дыхательная
А2. Какие органы растений относятся к вегетативным?
1) цветки, плоды и семена 3) цветки и побеги
2) корни и побеги 4) только цветки
А3. Простые листья у
1) клёна 2) акации 3) рябины 4) шиповника
А4. Свойством мышечной ткани является (-ются)
1) только сократимость 3) сократимость и проводимость
2) только возбудимость 4) возбудимость и сократимость
A5. Побег растений состоит из
1) стебля и почек 3) листьев и корня
2) стебля, почек и листьев 4) стебля с цветками
А6. В результате мейоза образуются
1) четыре клетки с одинарным набором хромосом
2) две клетки с тройным набором хромосом
3) две клетки с двойным набором хромосом
4) четыре клетки с двойным набором хромосом
А7. Зачаточным побегом является
1) корень 2) почка 3) лист 4) семя.
А8. Клеточное строение имеют
1) все природные тела 3) только растения
2) только животные 4) все живые существа
А9. Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки
2) способствует соединению клеток между собой
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в клетку
А10. Двудомными называют растения, у которых
1) цветки собраны в соцветия
2) пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении
3) пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях
4) обоеполые цветы.
А11. Такие органы цветкового растения, как цветки, плоды и семена, называют термином
1) соматические 3) репродуктивные (генеративные)
2) вегетативные 4) регенеративные.
А12. Неорганическими веществами в состав клеток растений являются:
1) только минеральные соли 3) минеральные соли и углеводы
2) вода и минеральные соли 4) белки, минеральные соли, вода
А13. Корневые волоски у растений формируются в зоне
1) роста 2) проведения 3) деления 4) всасывания.
А14. В какой части клетки происходит фотосинтез?
1) цитоплазме 2) ядре 3) хлоропластах 4) вакуоле
А15. Дыхательная система у млекопитающих представлена
1) жабрами 2) трахеями 3) легкими 4) сосудами
А16. Выделение помогает организму избавиться от
1) лишних питательных веществ 3) непереваренных веществ
2) ядовитых веществ 4) лишней энергии.
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К нервной системе относятся
нервы 4) сердце
позвоночник 5) головной мозг
спинной мозг 6) череп
В2. К растительным тканям относятся
соединительная 4) проводящая
нервная 5) мышечная
покровная 6) образовательная
В3. Основными признаками нервной ткани является
1) проводимость 4) способность к быстрому размножению
2) сократимость 5) отсутствие межклеточного вещества
3) возбудимость 6) наличие коротких и длинных отростков
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между организмами и типами их тканей.
ТИПЫ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМЫ
А) эпителиальная 1) животные
Б) мышечная 2) растения
В) механическая
Г) нервная
Д) проводящая
Е) соединительная
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Почему перед листопадом листья изменяют свою окраску? Какую роль играет листопад в жизни растений?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 7.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Трахея относится к системе
кровеносной 2) дыхательной 3) пищеварительной 4) выделительной
А2. Участок пищеварительной системы дождевого червя, где происходит увлажнение пищи, называется
1) глотка 2) пищевод 3) зоб 4) желудок
А3. Митозом называют деление клеток, после которого:
1) количество хромосом становится в 2 раза больше
2) количество хромосом становится в 2 раза меньше
3) количество хромосом не меняется
4) образуются половые клетки.
А4. Побегом следует считать
1) корень и лист 3) стебель и корень
2) стебель с листьями и почками 4) корень, стебель, почки
А5. Главные части цветка
1) венчик и лепестки 3) плоды и семена
2) пестик и тычинки 4) завязь, столбик и рыльце.
А6. Питание — это поступление в организм
1) воды 3) веществ, необходимых для роста
2) любых веществ 4) веществ, необходимых для дыхания.
А7. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью
1) дыхания 2) выделения 3) питания 4) движения.
А8. Почки – это часть системы, которую называют
1) кровеносной 3) выделительной
2) дыхательной 4) нервной
А9. Лист служит растению для
1) образования питательных веществ 3) защиты
2) поглощения питательных веществ 4) красоты.
А10. Корневая система
1) удерживает растение в почве
2) обеспечивает поступление в организм воды и питательных веществ
3) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ
4) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей, служит местом запасания питательных веществ.
А11. Что руководит работой мышц?
1) дыхательная система 3) нервная система
2) кровеносная система 4) система покровных органов
А12. Кожа у человека – это ткань, которую называют
1) соединительной 3) мышечной
2) эпителиальной 4) нервной.
А13. Нуклеиновые кислоты участвуют в
1) переносе кислорода 3) защите организма от инфекций
2) движении 4) хранении и передачи наследственной информации
А14. Работой всего организма командует самая главная система
1) кровеносная 3) дыхательная
2) выделительная 4) нервная.
А15. Какую форму имеют клетки?
1) круглую 3) овальную
2) квадратную 4) разнообразную.
А16. Семена расположены в
1) плодах 2) цветках 3) тычинках 4) пестике.
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Найдите верные утверждения
1) почка – часть побега
2) побег – часть стебля
3) черешок – часть листа
4) рыльце – часть пестика
5) пестик – часть стебля
6) лист – часть плода.
В2. Внутренний скелет имеют
1) синица 4) стрекоза
2) карась 5) ящерица
3) гидра 6) таракан.
В3. Из каких частей состоит пестик?
1) рыльце 4) цветоложе
2) чашечка 5) завязь
3) пыльник 6) столбик
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между организмами и органами их дыхания.
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) жабры 1) пищеварительная
Б) печень 2) дыхательная
В) желудок
Г) трахеи
Д) кишка
А | Б | В | Г | Д |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. На какие группы делятся животные по способам питания? Приведите примеры.
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 8.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Зеленую окраску листьев определяют
1) хлоропласты 3) хромопласты
2) лейкопласты 4) клеточный сок
А2. Клеточное строение имеют
1) растения 2) все живые организмы 3) животные 4) бактерии
А3. Женская половая клетка
1) яичник 3) сперматозоид
2) яйцеклетка 4) семенник
А4. От неблагоприятных воздействий растения защищены тканями, которые называются
1) механическими 3) покровными
2) проводящими 4) образовательными.
А5. Углекислый газ проникает в растения через
1) листья 2) хлорофилл 3) хлоропласты 4) устьица.
А6. В результате мейоза образуются
1) четыре клетки с одинарным набором хромосом
2) две клетки с тройным набором хромосом
3) две клетки с двойным набором хромосом
4) четыре клетки с двойным набором хромосом
А7. Хранителем наследственной информации являются
1) рибосомы 2) аппарат Гольджи 3) хромосомы 4) клеточный центр
А8. Устьица – это
1) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними
2) расстояние между клетками
3) клетки образовательной ткани
4) мертвые клетки с толстыми стенками
А9. Вегетативное размножение, как и половое, обеспечивает
1) появление потомства
2) наследование признаков одного родителя
3) является основой роста и развития новых растений
4) осуществляется за счет вегетативных органов
А10. Кости и кровь человека состоят из ткани, которую называют
1) соединительной 3) мышечной
2) эпителиальной 4) нервной.
А11. В состав какой системы входят поджелудочная железа и кишка?
1) кровеносной 3) нервной
2) дыхательной 4) пищеварительной.
А12. Из клеток состоят:
1) растения 2) животные 3) люди 4) все ответы верны.
А13. Процесс фотосинтеза идёт в
1) митохондриях 3) хлоропластах
2) устьицах 4) листьях.
А14. Венчик цветка состоит из
1) лепестков 2) тычинок 3) пестиков 4) почек.
А15. Гормоны образуются в органах (железах) системы, которая называется
1) дыхательной 3) кровеносной
2) пищеварительной 4) эндокринной.
А16. Спинной мозг – часть системы, которую называют
1) выделительной 3) нервной
2) дыхательной 4) кровеносной.
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Хищные организмы отмечены цифрами
1) дождевой червь 4) заяц
2) лиса 5) лев
3) мышь 6) волк
В2. Найдите верные утверждения
1) у нервных клеток есть много отростков
2) главные свойства нервной ткани – возбудимость и проводимость
3) хлоропласты расположены в клетках покровной ткани
4) все живые организмы состоят из тканей
5) клетки в тканях соединены межклеточным веществом
6) все живые организмы состоят из органов.
В3. Найдите ошибочные утверждения
1) если двигается, то живое
2) дышат только животные
3) отходы выделяют только животные
4) если размножается, то живое
5) питаются только живые организмы
6) выделение происходит только у живых организмов.
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между организмами и типами их скелетов.
ОРГАНИЗМЫ ТИПЫ СКЕЛЕТА
А) моллюски 1) внутренний скелет
Б) рыба 2) наружный скелет
В) жук
Г) кошка
Д) краб
Е) лягушка
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Какие способы питания есть у растений? Каково их значение?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 9.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Кончик корня покрыт
1) корневым чехликом 3) корой
2) корневыми волосками 4) древесиной.
А2. Главные части цветка
1) лепестки и чашелистики; 3) пестик и тычинки
2) цветоножка и цветоложе; 4) столбик и рыльце.
А3. Оплодотворение – это
1) попадание пыльцы на рыльце пестика
2) перенос пыльцы на другой цветок насекомыми.
3) перенос пыльцы с помощью ветра
4) слияние мужской и женской гамет.
А4. Пресмыкающиеся наземные хордовые, которые дышат при помощи
1) кожи 2) жабр 3) легких и кожи 4) легких.
А5. Головной мозг образован тканью
мышечной 3) соединительной
эпителиальной 4) нервной
A6. Кожица листа состоит из ткани
1) механической 2) покровной 3) образовательной 4) запасающей.
А7. Нервная система дождевого червя состоит из
1) спинной и брюшной нервных цепочек
2) надглоточных и подглоточных узлов и нервной цепочки
3) сети нервных клеток
4) нервной цепочки
А8. Мочковатая корневая система имеет
1) многочисленные придаточные корни, собранные в пучок
2) главный корень
3) главный корень и придаточный
4) главный корень и боковые.
А9. Сердце относится к системе
нервной 3) кровеносной
дыхательной 4) выделительной.
А10. Вегетативные органы
1) семена 2) корни и побеги 3) плоды 4) цветки.
А11. Размножение – это
1) увеличение размера организма 3) образование новых побегов
2) образование придаточных коней 4) увеличение количество растений.
А12. Дыхальца насекомых расположены
1) на голове 3) на груди
2) на брюшке 4) на голове и груди.
А13. Рефлекс – ответная реакция на раздражение, осуществляемая
1) мускулатурой 3) пищеварительной системой
2) нервной системой 4) всеми системами органов.
А14. Фотосинтез происходит
1) на свету 2) только в темноте 3) только осенью 4) только летом.
А15. В отличие от растений животные
1) дышат и питаются 3) размножаются
2) питаются готовыми органическими веществами 4) растут.
А16. Функцию органа выделения у ракообразных выполняют
1) мальпигиевы сосуды 3) пара зеленых желез
2) почки 4) звездчатые клетки и трубочки.
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К дыхательной системе относятся
почки 4) трахеи
легкие 5) кишечник
брюшко 6) жабры
В2. При дыхании в организме происходит
поступление питательных веществ
поступление кислорода
поступление углекислого газа
удаление из организма вредных веществ
удаление из организма углекислого газа
удаление из организма водяных паров
В3. К нервной системе дождевого червя относят
головной мозг 4) нервы
подглоточный нервный узел 5) брюшная нервная цепочка
3) спинной мозг 6) надглоточный нервный узел
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) почка 1) выделительная система
Б) сердце 2) кровеносная система
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Напишите, какие отделы составляют пищеварительную систему позвоночных. Каково значение пищеварительной системы?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 10.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Кровь относится к ткани
1) эпителиальной 2) соединительной 3) мышечной 4) железистой
А2. Какой газ поглощается при фотосинтезе?
1) кислород 3) углекислый газ
2) азот 4) водяной пар.
А3. Рефлекс — это
путь, по которому проводятся нервные импульсы
место контакта между двумя нейронами
цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами
ответная реакция на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы
А4. Впервые нервная система появляется у
1) позвоночных 3) кишечнополостных
2) плоских червей 4) кольчатых червей
А5. К теплокровным животным относятся
1) рыбы 2) земноводные 3) рептилии 4) млекопитающие
А6. Пищеварение – это процесс
1) получения пищи 3) механической и химической переработки пищи
3) получения кислорода 4) выделение кислорода и поглощения углекислого газа
А7. Кровь движется к сердцу по
1) венам 3) артериям
2) полостям 4) капиллярам
А8. У дождевого червя выделение осуществляется через
1) сократительные вакуоли 3) нефридии
2) устьица 4) почки
А9. Основным органом движения рыбы является
1) хвостовой плавник 3) спинной плавник
2) грудной плавник 4) брюшные плавники
А10. Околоплодник (стенка плода) развивается из
1) зиготы 2) семенной кожуры 3) стенки завязи 4) оболочки пыльцевого зерна
А11. Клеточное строение имеют
1) все растения 3) некоторые растения
2) только листья элодеи 4) только плоды рябины
А12. Корневая система представлена
1) боковыми корнями 3) боковыми корнями или главным корнем
2) главным корнем 4) всеми корнями растения
А13. Оплодотворение – это
1) попадание пыльцы на рыльце пестика
2) перенос пыльцы насекомыми
3) перенос пыльцы с помощью ветра
4) слияние мужской и женской гамет, в результате которого образуется зародыш
А14. Биология – наука, изучающая
1) живую и неживую природу 3) живую природу
2) сезонные изменения в живой природе 4) жизнь растений
А15. Побегом называют
1) часть стебля 3) почки и листья
2) стебель с листьями и почками 4) цветок
А16. Неорганическими веществами в состав клеток растений являются
1) только минеральные соли 3) вода и минеральные соли
2) минеральные соли и углеводы 4) белки, минеральные соли, вода
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К органам выделения животных относятся
1) устьица 4) почки
2) клетки эпидермиса 5) чечевички
3) нефридии 6) выделительные канальца
В2. К теплокровным животным относятся
1) лягушка 4) медведь
2) заяц 5) рыба
3) птицы 6) улитка
В3. К органам выделения относят
почки
мальпигиевы сосуды
дыхальца
легкие
жабры
трахеи
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие к которым они относятся.
ОРГАНЫ СИСТЕМА ОРГАНОВ
А) сердце 1) половая система
Б) яичники 2) кровеносная система
В) семенники
Г) артерия
Д) вена
Е) капилляры
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. Как происходит транспорт веществ в растительных организмах
ОТВЕТЫ
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И. класс | вариант | |||||||||||||||
А1. | А2. | А3. | А4. | А5. | А6. | А7. | А8. | А9. | А10. | А11. | А12. | А13. | А14. | А15. | А16. | |
1) | ||||||||||||||||
2) | ||||||||||||||||
3) | ||||||||||||||||
4) | ||||||||||||||||
В1. | С1. | |||||||||||||||
В2. | ||||||||||||||||
В3. | ||||||||||||||||
В4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по биологии. 6 класс. В.В. Пасечник.
Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения"....
Рабочие учебные программы по биологии для 8 и 11 классов
Рабочая программа для 8 класса составлена по учебнику Н. И. Сопина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс" в расчете на 2 часа в неделю. Рабочая программа для 11 класса составлена по учебнику...
Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)
Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...
Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы
Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...
Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы
Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...
Рабочая учебная программа по биологии для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего обра...