Подготовка к ЕГЭ: решение задач по цитологии
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хромосомы — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки. В них сосредоточено около 99% всей ДНК клетки, остальная часть ДНК находится в других клеточных органоидах, определяя цитоплазматическую наследственность. ДНК в хромосомах эукариот находится в комплексе с основными белками – гистонами и с негистоновыми белками, которые обеспечивают сложную упаковку ДНК в хромосомах и регуляцию её способности к синтезу рибонуклеиновых кислот (РНК) – транскрипции.
Внешний вид хромосом существенно меняется на разных стадиях клеточного цикла и как компактные образования с характерной морфологией хромосомы четко различимы в световом микроскопе лишь в период клеточного деления . На стадии метафазы митоза и мейоза хромосомы состоят из двух продольных копий, которые называются сестринскими хроматидами и которые образуются при репликации ДНК в S-период интерфазы. У метафазных хромосом сестринские хроматиды соединены в районе первичной перетяжки, называемой центромерой . Центромера отвечает за расхождение сестринских хроматид в дочерние клетки при делении
Полный набор хромосом в клетке, характерный для данного организма, называется кариотипом. В любой клетке тела большинства животных и растений каждая хромосома представлена дважды: одна из них получена от отца, другая – от матери при слиянии ядер половых клеток в процессе оплодотворения. Такие хромосомы называются гомологичными, набор гомологичных хромосом – диплоидным.
Деление клетки Из событий интерфазы рассматриваем только синтетический период. Вспоминаем : в синтетический (S) период происходит удвоение генетического материала путем репликации ДНК. Она происходит полуконсервативным способом, когда двойная спираль молекулы ДНК расходится на две цепи и на каждой из них синтезируется комплементарная цепочка. В итоге образуются две идентичные двойные спирали ДНК, каждая из которых состоит из одной новой и старой цепи ДНК. Количество наследственного материала удваивается, но количество хромосом остается прежним – хромосома становится двухроматидной (2п4с).
Рассматриваем поведение хромосом во время митоза: В профазе, метафазе - 2п 4с - так как деления клетки не происходит; В анафазу происходит расхождения хроматид, число хромосом увеличивается в два раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 4n 4с; в телофазе 2п2с (в клетках остаются однохроматидные хромосомы).
Повторяем мейоз: В профазе1, метафазе 1, анафазе 1 - 2п 4с - так как деления клетки не происходит; в телофазе - остается п2с, так как после расхождения гомологичных хромосом в клетках остается гаплоидный набор, но хромосомы двухроматидные ; В профазе 2, метафазе 2 так же как и телофазе 1 - п2с; Особое внимание обратить на анафазу 2, так как после расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 2n 2с; в телофазе 2 - пс (в клетках остаются однохроматидные хромосомы.
Задача Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
1. Внимательно прочитай задачу, определи задание, выпишите фазы, в которых нужно указать количество генетического материала: Алгоритм действия:
2. Сделай рисунки к каждой обозначенной фазе мейоза и поясни выполненное . Алгоритм действия:
Перед началом мейоза М ейозу предшествует интерфаза, в интерфазе происходит удвоение ДНК, поэтому число хромосом 2п, число ДНК-4с. Алгоритм действия:
2) В анафазе мейоза 1 В анафазе мейоза 1 к полюсам расходятся хромосомы, т.е. из каждой пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна. Хромосомный набор становится гаплоидным, однако каждая хромосома состоит из двух хроматид. Поскольку деления клетки еще не произошло и все хромосомы находятся в одной клетке, то хромосомную формулу можно записать как: 2n4c (n2c+n2c) 28 хр , 56 ДНК (14хр 28 ДНК +14хр28ДНК) Алгоритм действия:
3) В анафазе мейоза 2 Анафаза мейоза 2 происходит после первого (редукционного) деления . Набор хромосом в клетке п2с. В анафазу мейоза 2 центромеры , соединяющие сестринские хроматиды, делятся и хроматиды , как и при митозе, становятся самостоятельными хромосомами. Число хромосом увеличивается и становится равным 2п2с. И опять -поскольку деления клетки еще не произошло и все хромосомы находятся в одной клетке, то хромосомный набор можно записать следующим образом: 2n2c ( nc+nc ) 28 хр , 28 ДНК (14хр 14 ДНК +14хр14ДНК) Алгоритм действия:
3. Запиши ответ. Алгоритм действия:
Решение: Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c). Перед началом мейоза - (2n4c) 28 хр , 56 ДНК В анафазе мейоза 1: (2n4c = n2c+n2c) – 28 хр , 56 ДНК . В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) - 14 хромосом, 28ДНК . В анафазе мейоза 2: (2n2с= nc+nc ) – 28 хромосом, 28ДНК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на межпредметные связи.
Данная работа полезна при подготовке учащихся к КДР и ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на движение.
Рассмотрены решения задач на движение....
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теории вероятностей.
Презентация содержит решение задач по теории вероятностей. Можно использовать в 11 классе при подготовке к ЕГЭ....
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
Учебно-методическое пособие Решение задач по цитологии
Приводятся прмеры решения различных типов задач по цитологии...
Методическое пособие "Решение задач по цитологии"
Учебно-методическое пособие составлено с целью помочь учащимся самостоятельно разобраться в решении задач по молекулярной биологии. Пособие содержит методические материалы и вопросы для самостоятельно...
Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся при решении задач по цитологии.
Методическая разработка заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках биологии при решении задач по цитологии при подготовке к ЕГЭ....