Урок биологии в 7 классе по теме « Черви. Профилактика заболеваний»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок посвящен паразитическим червям, относящимся к разным типам. Профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Урок построен на выступлениях обучающихся в виде защиты проектных работ, самостоятельном заполнении таблиц и выполнении тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_7_klasse_po_teme_kruglye_chervi.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7а классе по теме « Черви. Профилактика заболеваний»
Тип урока: комбинированный.
Цель: Выявить пути заражения гельминтами и меры профилактики гельминтозов
Задачи:
1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации плоских и круглых червей, многообразие их видов;
- выявить черты приспособленности червей к паразитическому образу жизни;
-выяснить способы заражения гельминтами ;
- запомнить профилактические мероприятия гельминтоза;
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
3) Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».
Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.
Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню образованности учащегося | |
Предм.-информ. составл. | Деят.-коммун. составл. | |
Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний | Знать общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья | Постоянно использовать традиционные для всех регионов, а также специфические для Поволжья, методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни |
Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; влажные препараты человеческой аскариды. Компьютеры, проектор
Основные этапы урока:
1. Орг.момент Постановка целей и задач на урок- 2 мин
2. «Мозговая зарядка». Блиц опрос каждого ученика -3 мин
3.Проведение теста на компьютерах – 10мин
4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения гельминтозов(сообщения)
5) Общения полученного материала в виде таблицы, схемы или записей в тетради.
6) домашние задания
Ход урока:
I.Организационный момент: Учитель проверяет готовность к уроку, напоминает тему прошлого урока,
ставит цели и задачи на данный урок.(2 мин)
II. а Проверка знаний «Мозговая разминка»
II.б Проверка знаний: Самостоятельная работа по индивидуальным
карточкам. ( Самоконтроль ) (7 мин)
- Обязательная (тест)
Выберите верный ответ, используя таблицу:
ВИД ЧЕРВЯ | ДЛИНА ВЗРОСЛОГО ОРГАНИЗМА | ОСНОВНОЙ ХОЗЯИН | МЕСТО ПАРАЗИТИРОВАНИЯ | ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОЗЯИН | ЗНАЧЕНИЕ |
1.ПЕЧЕНОЧНЫЙ СОСАЛЬЩИК | 2 | ||||
2. БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ | 1 | ||||
3. ШИРОКИЙ ЛЕНТЕЦ | 3 | ||||
4. ЭХИНОКОКК | 4 | ||||
5. ДЕТСКАЯ ОСТРИЦА | 5 |
ФАМИЛИЯ ОТМЕТКА
Вопросы к таблице:
- Основным хозяином данного плоского червя является только человек.
- Промежуточный хозяин – малый прудовик.
- Длина взрослого организма может достигать 15-20 метров.
- Место паразитирования – легкие, печень, мозг.
- Вызывает зуд кожи вокруг анального отверстия.
III. Изучение нового материала: 25 минут
Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:
1Выявиить особенности червей в связи с паразитическим образом жизни.
2 На основе творческих сообщений обучающихся заполняют схемы(см приложения)
3Делают выводы по профилактике гельминтов.
Анализ урока (проведенной Панариной В С) по теме « Черви паразиты. Профилактика заболеваний. Учитель КарповАВ.
Урок начинается с постановки четких целей и задач. Проводится фронтальный опрос во время которого ученики закрепляют пройденный материал, а затем пишется тест на заранее приготовленных бланках. Путем взаимоконтроля ученики узнают результаты своих знаний в течении 5 минут. Происходит анализ ошибок допущенных учениками. Практически все ученики показывают хорошие знания по данным темам. Возможность участия на уроке предоставляется и присутствующим учителям!
Следующая часть урока проходит с участием учеников 7а и 7 б класса которые приготовили прекрасные презентации о гельминтах и профилактике гельминтоза.
Обучающиеся слушают своих товарищей, комментарии педагога, заполняя при этом заранее приготовленные схемы.
На уроке царит атмосфера вовлеченности класса в процесс получения знаний, к которым дети путем анализа и эмпирического мышления.
Урок пошел не смотря на непринужденную обстановку четко и организованно, чувствовалось , что ученики свободно владеют информацией полученной в том числе и с помощью современных ТСО.
Урок проводился в рамках подготовки к педсовету « Педагог творец и мастер»,и получил высокую оценку коллег.
16 04 2014
Председатель М О естествознания Панарина В С
Зам директора
Овчинникова Л С
- познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.
- Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.
Учитель отмечает араморфозы:
- Деление пищеварительной системы на отделы.
- Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
- Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
- Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
- Разделение полов.
Система органов | Строение |
1. Покровы тела | 1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок |
2. Пищеварительная система | Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы. |
3. Выделительная система | Одноклеточные кожные железы. |
4.Нервная система. Органы чувств. | Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад. Развиты слабо. - Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта. - Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга. - Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна. |
5. Половая система | Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия). Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов). Откладывают яйца, есть живородящие. |
6. Дыхательная и кровеносная | Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии. |
Задание на дом: самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).
Для слабых учащихся:
Система органов | Строение |
1. Покровы тела | 1 слой погруженных клеток и мембрана образуют … |
2. Пищеварительная система | Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ ... У некоторых кутикулярные выросты – … |
3. Выделительная система | Одноклеточные … |
4.Нервная система. Органы чувств. | Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад. Развиты слабо. – Осязания: ... - Органы хим-го чувства: ... - Примитивные глаза (у некоторых): … |
5. Половая система | Раздельнополые. … … (четкие внешние различия). Представлена … (у самок) и … (у самцов). |
6. Дыхательная и кровеносная | Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством …. |
Для сильных учащихся:
Система органов | Строение |
1. Покровы тела | |
2. Пищеварительная система | |
3. Выделительная система | |
4.Нервная система. Органы чувств. | |
5. Половая система | |
6. Дыхательная и кровеносная |
- Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».
Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель задаёт вопрос: «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»
Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):
- тело покрыто плотной кутикулой;
- мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
- особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
- микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;
- очень большая плодовитость.
- Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.
Почва:
- Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).
- В яйце развивается личинка первого возраста.
- Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
- В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
- Проглатывается.
Человек:
- В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.
- Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
- Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.
- Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.
- С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
- Проходит через пищевод.
- Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
- Яйца с фекалиями попадают в почву.
Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.
Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»
Отвечают:
- Истощают организм хозяина;
- Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
- Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.
4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.
Учитель: «Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумайте о мерах профилактики».
Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.
Пути заражения
- Речная вода
- Мухи
- Немытые руки
- Плохо промытые фрукты и овощи
- Домашние животные
Меры профилактики
- Не пить сырую воду из рек и озер.
- Вести борьбу с мухами.
- Выделенных аскарид сжигать.
- Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
- Соблюдать чистоплотность:
- мыть руки перед едой;
- не грызть ногтей и не чистить их зубами;
- проводить уборку в домах и т.д.
1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).
2 вариант: презентация «Пути заражения и меры профилактики».
IV. Домашнее задание: 3 мин.
А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви»;
Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.
- подготовить сообщения о других представителях типа;
- подготовить презентацию;
- составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики.
Дополнительный материал:
Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.
Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.
Филярия: вызывает «слоновую болезнь»
Гельминты – черви-паразиты, глисты.
Записать:
Гельминтология – наука о паразитических червях.
Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.
Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.
V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.
1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;
2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.
Анализ урока
В 7-м классе 13 человек. Приблизительно его можно разделить на три группы: 4 человека – лидеры, активны, быстро включаются в работу, могут работать в высоком темпе, имеют высокий познавательный интерес; 6 человек – менее активны, хорошо работают на базовом уровне; 3 человека – очень слабые, самостоятельно действовать не могут, только при поддержке учителя или товарищей, познавательный интерес отсутствует.
Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока и формы их реализации:
В начале урока учащиеся выполняют самостоятельную работу, состоящую из двух частей: первая – обязательная для всех (тест с выбором одного правильного ответа), вторая – по выбору (оценки выставляется по желанию).
1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;
Для реализации этой цели было спланировано и проведено:
- работа с текстом учебника (с. 122-123), беседа с учениками об особенностях организации круглых червей.
- Задание на дом (повторение и закрепление): самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
Для реализации этой цели было спланировано и проведено:
- Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации (Цикл развития человеческой аскариды).
- Работа в группах: найти в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумать о мерах профилактики.
3) Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.
- Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни).
- Для сильных учащихся предусмотрены творческие задания (подготовить сообщение, презентацию, составить буклет).
Различные приемы работы с учащимися на уроке (самостоятельная работа, беседа, работа с учебником, иллюстрация, игра – заполнение кроссворда на этапе закрепления) способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".
Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними"....
урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"
В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...