Обобщающий урок - "витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок "Витамины" является заключающим в теме "обмен веществ".  Урок с применением элементов интегрирации. Предусмотрена  работа учащихся в группах с применением проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_-_vitaminy.rar114.3 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая справка о случаях недостатка витаминов в организме человека.

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.

В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519–1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя-полярника Г.Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

_______________________________________________________

В 1890 г. голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов наступал паралич и смерть. Еще за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.

Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1. Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день.

_______________________________________________________________

Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит.

Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз – родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото- и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.

Во время хранения овощей и картофеля, фруктов и ягод мы теряем очень много витаминов. Например, в 1 кг картофеля сразу после уборки разрушается около 300 мг витамина С, а к весне его остается уже не более 50%. Еще быстрее уменьшается количество этого витамина в зелени. Для повышения сохранности витаминов в овощах и картофеле необходимо соблюдать правила их хранения и упаковки. Для каждого овоща есть свой оптимальный температурный режим хранения.

Витамины В1, В2, и С растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро разрушаются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную, а в уже закипевшую воду, закрывать крышкой и не кипятить долго. Витамин С разрушается при соприкосновении с медной и железной посудой. Витамин К разрушается от солнечного света.

Витаминной недостаточности способствует однообразное питание, использование хорошо очищенных и обработанных – рафинированных – продуктов. А к развитию рахита и других гиповитаминозов у грудных детей приводит отсутствие или недостаток материнского молока.

Итак, мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.

Это стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6; Р8; Н. Это загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов. Это длительный прием антибиотиков. Это недостаточное пребывание на свежем воздухе.

И, наконец, алкоголь и табакокурение.

Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать активность ряда витами нзависимых ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, D, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминзависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5–2 раза.


                                                 

                                                         

                                                                       

                                                       

        

                                                                                    

     


   

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "Витамины"

   На основе межпредметных связей биологии и химии на данном уроке раскрывается важнейшая роль витаминов для здоровья человека. Даются понятия об авитаминозах, гипервитаминозах ...

Урок "Витамины" в 8 классе

Урок « Витамины» в 8 классеЦели  урока:расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе. Обеспечение образователь...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...