Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК В.В. Пасечник. 1 час в неделю
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс. УМК Пасечник Издательство Дрофа (Вертикаль)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ___»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
учебного предмета «биология»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель
Букина Ольга Николаевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 99»».
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.
Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Ученик научится:
- • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв времени — 1 час.
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (6 класс)
на 2016-2017 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) | ||||||
1 | 1 | Строение семян двудольных растений. Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных растений». Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений». | ||||
2 | 2 | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем». | ||||
3 | 3 | Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски». | ||||
4 | 4 | Условия произрастания и видоизменение корней. | ||||
5 | 5 | Побег и почки. Рост и развитие побега. Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек на стебле» | ||||
6 | 6 | Внешнее строение листа. | ||||
7 | 7 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | ||||
8 | 8 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева». | ||||
9 | 9 | Видоизменённые побеги. Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) | ||||
10 | 10 | Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий». | ||||
11 | 11 | Соцветия. Л/р № 9 «Строение цветка. Различные виды соцветий». | ||||
12 | 12 | Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | ||||
13 | 13 | Распространение плодов и семян | ||||
14 | 14 | Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | ||||
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов). | ||||||
15 | 1 | Минеральное питание растений. | ||||
16 | 2 | Фотосинтез. | ||||
17 | 3 | Дыхание растений. | ||||
18 | 4 | Испарение воды. Листопад. | ||||
19 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения | ||||
20 | 6 | Прорастание семян. Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев». | ||||
21 | 7 | Способы размножения растений. | ||||
22 | 8 | Размножение споровых растений. | ||||
23 | 9 | Размножение голосеменных растений. | ||||
24 | 10 | Размножение покрытосеменных растений. | ||||
25 | 11 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений». | ||||
26 | 12 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | ||||
Раздел 3 Классификация растений 5 часов | ||||||
27 | 1 | Систематика покрытосеменных растений. | ||||
28 | 2 | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | ||||
29 | 3 | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые). | ||||
30 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | ||||
31 | 5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | ||||
Раздел 4. Природные сообщества (2 ч) | ||||||
32 | 1 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | ||||
33 | 2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | ||||
34 | Резерв |
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 34 | 4 | 13 | ||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО , рекомендуется к утверждению протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7 классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...
Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника
Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....
Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник
Рабочие программы предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа" Алгебра" 8 класс Никольский С.М.(5 ч в неделю)
Рабочая программа курса алгебры для 8 классов ориентирована на преподавание по учебнику «Алгебра».8 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников,...
Рабочая программа по биологии 6 кл - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В.Пасечника Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Др...