Природное сообщество
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок биологии в 5 классе (ФГОС, УМК И.Н. Пономарёвой). Презентация, технологическая карта урока и дополнительные материалы. Для проведения физкультурной паузы я использовала минусовку песенки Александра Ермолова "Веселая песенка". Карточки из учебного пособия "Типичные биоценозы" с изображением живых организмов снабжены магнитами и легко крепятся на доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 382.19 КБ |
технологическая карта урока | 23.75 КБ |
карточки с терминами | 12.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос 1 Почему природа представляет собой единое целое? Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Вещества постоянно переходят из неживой природы в живые организмы и снова возвращаются в неживую природу.
Вопрос 2 Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно? В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов. Такую цепь организмов называют пищевой цепью.
Вопрос 3 Почему пищевая цепь так называется? Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.
Вопрос 4 Как правильно составить пищевую цепь? Первое звено цепи – растение – оно производит первичное органическое вещество. Второе звено – растительноядное животное. Третье и четвертое звенья – хищные животные.
Физминутка Встали с места – это раз, На ногах стоит весь класс. Два присели, три - поднялись Потянулись, рассмеялись! Влево - вправо повернулись. И соседу улыбнулись! Будем дружно мы шагать, Чтобы ногам работу дать. Кто старался отдыхать, Может сесть за стол опять!
Составляем пищевые цепи
Функциональные группы организмов Группа организмов Функции организмов Примеры организмов Производители Образуют органические вещества из неорганических растения Потребители Используют одни органические вещества для их превращения в другие Растительноядные и хищные животные Разлагатели Перерабатывают отходы и разлагают их до неорганических веществ Бактерии Грибы Черви Насекомые
Вопрос 5 Что называют круговоротом веществ? Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ. Составим схему круговорота веществ в природе.
Вопрос 6 Что такое природное сообщество? Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями неживой среды образуют природное сообщество .
Вопрос 7 Какие природные сообщества встречаются в Новосибирской области? Смешанный лес Степь Река Озеро
Домашнее задание Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа. Подготовить сообщение об обитателях леса, степи или реки.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Основная часть Тема: «Природные сообщества» | |||||||
Предмет | Биология | Класс | 5 «В» | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе | Метапредметные
| Личностные
| |||||
Решаемые учебные проблемы | Подвести учащихся к выводу о необходимости разнообразия различных организмов в природе. Сформировать основные понятия темы, развивать умение находить связь между живыми организмами в природе через пищевые связи. Систематизировать знания учащихся о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимосвязи живой и неживой природы. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество | ||||||
Вид используемых на уроке ИКТ | Слайд-презентация поясняющая основные понятия, дидактические карточки, интерактивная доска. | ||||||
Образовательные мультимедийные ресурсы | Мультимедийное приложение к учебнику | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
1 этап. Организационый:
| |||||||
Деятельность учителя:
| Деятельность учащихся:
| ||||||
2 этап. Создание проблемной ситуации | |||||||
Учитель: Создает проблемную ситуацию:
| Деятельность учащихся: Выдвигают гипотезы и обсуждают их. Вещества неживой природы переходят в живые организмы в процессе питания, а возвращаются в неживую природу в процессах дыхания и выделения. Определяют понятия автотрофного и гетеротрофного питания | ||||||
3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
| |||||||
Учитель: определяет содержание и последовательность действия для решения поставленных задач. |
| ||||||
4 этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Методы и приемы:
| |||||||
План:
| Учащиеся:
| ||||||
5 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока) Формировать способности объективно оценивать цели урока
| |||||||
Учитель:
| Ученики:
| ||||||
6 этап: домашнее задание. Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа. Подготовить сообщение об обитателях леса, степи и реки. |
Предварительный просмотр:
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ
----------------------------------
КРУГОВОРОТ
ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
-------------------------------
ПОТРЕБИТЕЛИ
---------------------------
РАЗЛАГАТЕЛИ
----------------------------------
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
-------------------------------
ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
---------------------------
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
---------------------------------
+ =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные сообщества, Вода, Воздух
презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ"...
Путешествие в природное сообщество
Вопросы - тесты по природным зонам России...
широколиственный лес как природное сообщество живых организмов
В презентации представлено многообразие живых организмов широколиственного леса в связи с их функциями в природном сообществе. Данная работа может быть использована на уроках природоведения, биологии ...
Тема: «Природные сообщества. Организм и среда» 6- классы
Тема: «Природные сообщества. ...
Лес - природное сообщество.
Лес- это огромная система, отдельные части которой оченьтесносплетены, взаимосвязаны. И нарушение этихв заимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтомутакстрашнывырубки...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
урок "Природные сообщества"
тип урока- самостоятельная работа в парах, группах или индивидуальная. Если вы работаете по программе Пономаревой И,Н., то урок такошо типа Вам может пригодиться. Материал частично ученикам знак...