Программа дополнительного образования по биологии "Это все о ней, это все о нас..."
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме
Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5- 10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_2011_pechat.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их -это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 4- 10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Алтайского края и Тальменского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 72 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции,заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
- Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 2 учебных часа в неделю (2 занятия по 1 ч)
- За год (36 недель ) - 72 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы
:рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:
воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы
(при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы
(при работе с микроскопом).
Наглядность
: просмотр видео-, кино-,диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций,биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования,наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№/ месяц | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
1/IX | Природа под микроскопом. | 9 | 4 | 5 |
2/X | Осенние явления в природе. | 6 | 2 | 4 |
3/XI | Зеленый мир. | 8 | 3 | 5 |
4/XII | Мир животных. | 9 | 4 | 5 |
5/I | Организм человека | 8 | 3 | 5 |
6/II | Эволюция природы. | 9 | 4 | 5 |
7/III | Весна в природе | 7 | 3 | 4 |
8/IV | Природа под охраной. | 8 | 3 | 5 |
9/V-VI | Здоровье человека и окружающая среда. | 8 | 4 | 4 |
Всего | 72 | 30 | 42 |
Тематический план работы биологического кружка на Сентябрь
Тема 1. Природа под микроскопом.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
2. | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1 | Рассказ, организация работы по мини-проектам |
4. | Бактерии в жизни человека. | 1 | Беседа, Проектная деятельность |
5. | Бактерии в жизни человека. | 1 | Проектная деятельность |
6. | «Суд над бактерией» | 1 | Деловая Игра |
7 | Простейшие организмы. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
8 | Клетки растений и животных. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
9 | Что показал нам микроскоп. | 1 | Викторина, отчетное занятие |
Тематический план работы биологического кружка на Октябрь
Тема 2. Осенние явления в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | |
Осень в жизни растений и животных. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1 | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом | |
Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | 1 | Практическая работа | |
Презентация работ | 1 | Практическая работа | |
Ах, осень | 1 | Игра |
Тематический план работы биологического кружка на Ноябрь
Тема 3. Зеленый мир.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия. |
2. | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Кто такие? Где живут? Определение растений. | 1 | Практическая работа с гербарием |
4. | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | Практическая работа. |
5. | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Лекарственные растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Растения красной книги Алтайского края и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
Тематический план работы биологического кружка на Декабрь
Тема 4. Мир животных.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Мир беспозвоночных животных. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | 1 | Практическая работа. |
5. | В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Животные в жизни человека. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Животные красной книги Алтайского края и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
9 | Праздничная зоо-викторина. | 1 | Игровое занятие |
Тематический план работы биологического кружка на Январь
Тема 5. Организм человека.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Человек –особенный. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Особенности устройства и работы систем органов человека. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | 1 | Практическая работа. |
5. | Особенности ВНД человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | Факторы здоровья человека. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Я буду здоровым | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
Тематический план работы биологического кружка на Февраль
Тема 6. Эволюция природы.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Доказательства эволюции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследов. работа |
3. | Начало эволюции. Рождение Земли. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 1 | Коллективная творческая деятельность |
5. | Завоевание суши. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | История динозавров. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Эволюция сегодня и завтра | 1 | Рассказ. Викторина. |
9 | Взгляд в будущее | 1 | Рассказ. Викторина. |
Тематический план работы биологического кружка на Март
Тема 7. Весна в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
Признаки весны. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки. | |
Весна в жизни растений. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) | |
Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Алтайского края. | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность | |
Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | 1 | Рассказ. Практическая работа | |
Способы вегетативного размножения растений. | 1 | Беседа. Практическая работа | |
Весна в жизни животных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
Международный День птиц. | 1 | Подготовка праздника. |
Тематический план работы биологического кружка на Апрель
Тема 8. Природа под охраной.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Экологические проблемы. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . Выбор проекта. |
2. | Экологические организации. | 1 | Рассказ учителя. Исследовательская работа . |
3. | Состояние природы в районе нашего села. | 1 | Обзорная экскурсия, фоторепортаж |
4. | Исследования состояния природы. ПДК. | 1 | Практическая работа |
5. | Методы охраны природы. Природоохранные территории. | 1 | Рассказ. Исследовательская работа . |
6. | Экологическая тропа. | 1 | Разработка проекта, экскурсия |
7 | Экологические проекты. | 1 | Практическая деятельность, презентации |
8 | Защита проектов | 1 | Практическая деятельность |
Тематический план работы биологического кружка на Май
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
Здоровье и факторы риска болезни. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . | |
Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность | |
Влияние загрязнений среды на здоровье человека. | 1 | Рассказ. Поисково - исследов. работа | |
Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека. | 1 | Беседа. Практическая работа | |
Здоровый образ жизни. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. | 1 | Беседа. Практическая работа. | |
Итоговое отчетное занятие. | 1 | Конкурс проектов. Конференция. | |
Резервное занятие |
- Занимательное растениеводство. Автор-составитель : Г.Н. Белякова. – Барнаул, 2006. – 29 с.
- Ее величество почва./Методическое пособие по краеведению. Авторы – составители: Н.В. Батлук, Н.Б. Козлова. – Барнаул, 2006. – 44 с.
- Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.
- Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологию – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. – 96 с.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособ. – М.:Глобус, 2008. – 255с.
Литература для учащихся
- Герасимов С.О., Журавлев И.М. Редкие комнатные растения. – М. Аквариум, 1997, 224с.
- Акимушкин И.И. Причуды природы (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992. – 128с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 256с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
- Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 159с.
- Кофман М.В. Озера, болота, пруды и лужи и их обитатели. М.: Муравей, 1996. 272с.
- Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...