Программа дополнительного образования по биологии "Это все о ней, это все о нас..."
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Акимова Ольга Алексеевна

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия  труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание  науки  о  жизни  необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их  задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить    высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа  организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование  формирует  у  подрастающего  поколения  понимание  жизни  как  величайшей  ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5- 10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_programma_2011_pechat.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия  труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание  науки  о  жизни  необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их  задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить    высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа  организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование  формирует  у  подрастающего  поколения  понимание  жизни  как  величайшей  ценности.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их -это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 4- 10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Алтайского края и Тальменского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 72 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции,заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Условия реализации программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 2 учебных часа в неделю (2 занятия по 1 ч)
  • За год (36 недель ) - 72 занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы

:рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: 

воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы

(при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы

(при работе с микроскопом).

Наглядность

: просмотр видео-, кино-,диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций,биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования,наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

№/ месяц

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

1/IX

Природа под микроскопом.

9

4

5

2/X

Осенние явления в природе.

6

2

4

3/XI

Зеленый мир.

8

3

5

4/XII

Мир животных.

9

4

5

5/I

Организм человека

8

3

5

6/II

Эволюция природы.

9

4

5

7/III

Весна в природе

7

3

4

8/IV

Природа под охраной.

8

3

5

9/V-VI

Здоровье человека и окружающая среда.

8

4

4

Всего

72

30

42

Тематический план работы биологического кружка на Сентябрь

Тема 1. Природа под микроскопом.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1

Рассказ, организация работы по мини-проектам

4.

Бактерии в жизни человека.

1

Беседа,

Проектная деятельность

5.

 Бактерии в жизни человека.

1

Проектная деятельность

6.

«Суд над бактерией»

1

Деловая Игра

7

Простейшие организмы.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

8

Клетки растений и животных.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

9

Что показал нам микроскоп.

1

Викторина, отчетное занятие

Тематический план работы биологического кружка на Октябрь

Тема 2. Осенние явления в природе.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

Осень в жизни растений и животных.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

«Тихая охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

1

Практическая работа

Презентация работ

1

Практическая работа

Ах, осень

1

Игра

Тематический план работы биологического кружка на Ноябрь

Тема 3. Зеленый мир.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

1

Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.

2.

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Кто такие? Где живут? Определение растений.

1

Практическая работа с гербарием

4.

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

1

Практическая работа.

5.

Роль растений в природе и жизни человека.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

Съедобные и ядовитые растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Лекарственные растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Растения красной книги Алтайского края  и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

Тематический план работы биологического кружка на Декабрь

Тема 4. Мир животных.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Мир беспозвоночных животных.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

1

Практическая работа.

5.

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Животные в жизни человека.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Животные красной книги Алтайского края и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

9

Праздничная зоо-викторина.

1

Игровое занятие

Тематический план работы биологического кружка на Январь

Тема 5. Организм человека.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Человек –особенный.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Особенности устройства и работы систем органов человека.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

1

Практическая работа.

5.

Особенности ВНД человека.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

Факторы здоровья человека.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Влияние вредных привычек на здоровье.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Я буду здоровым

1

Рассказ. Проектная деятельность.

Тематический план работы биологического кружка на Февраль

Тема 6. Эволюция природы.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Доказательства эволюции.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. работа

3.

Начало эволюции.

Рождение Земли.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

1

Коллективная творческая деятельность

5.

Завоевание суши.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

История динозавров.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Необыкновенные предки современных теплокровных.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Эволюция сегодня и завтра

1

Рассказ. Викторина.

9

Взгляд в будущее

1

Рассказ. Викторина.

Тематический план работы биологического кружка на Март

Тема 7. Весна в природе.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Признаки весны.

1

Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки.

Весна в жизни растений.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Алтайского края.

1

Рассказ учителя, проектная деятельность

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

1

Рассказ. Практическая работа

Способы вегетативного размножения растений.

1

Беседа. Практическая работа

Весна в жизни животных.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

Международный День птиц.

1

Подготовка праздника.

Тематический план работы биологического кружка на Апрель

Тема 8. Природа под охраной.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Экологические проблемы.

1

Вводная лекция с элементами беседы . Выбор проекта.

2.

Экологические организации.

1

Рассказ учителя. Исследовательская  работа .

3.

Состояние природы в районе нашего села.

1

Обзорная экскурсия, фоторепортаж

4.

Исследования состояния природы. ПДК.

1

Практическая работа

5.

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1

Рассказ. Исследовательская  работа .

6.

Экологическая тропа.

1

Разработка проекта, экскурсия

7

Экологические проекты.

1

Практическая деятельность, презентации

8

Защита проектов

1

Практическая деятельность

 

Тематический план работы биологического кружка на Май

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Здоровье и факторы риска болезни.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

1

Рассказ учителя, проектная деятельность

Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

1

Рассказ. Поисково - исследов. работа

Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.

1

Беседа. Практическая работа

Здоровый образ жизни.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

Культура питания.

Анализ  состава пищевых продуктов.

1

Беседа. Практическая работа.

Итоговое отчетное занятие.

1

Конкурс проектов. Конференция.

Резервное занятие


Литература для учителя

  1. Занимательное растениеводство. Автор-составитель : Г.Н. Белякова. – Барнаул, 2006. – 29 с.
  2. Ее величество почва./Методическое пособие по краеведению. Авторы – составители: Н.В. Батлук, Н.Б. Козлова. – Барнаул, 2006. – 44 с.
  3. Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.
  4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологию – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. – 96 с.
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по  биологии: метод.пособ. – М.:Глобус, 2008. – 255с.

Литература для учащихся

  1. Герасимов С.О., Журавлев И.М. Редкие комнатные растения. – М. Аквариум, 1997, 224с.
  2. Акимушкин И.И. Причуды природы (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992. – 128с.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
  4. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 256с.
  5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
  6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
  7. Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 159с.
  8. Кофман М.В. Озера, болота, пруды и лужи и их обитатели. М.: Муравей, 1996. 272с.
  9. Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...