итоговый тест по биологии 5 кл
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
тест состоит из двух вариантов, с описанием работы, критериями оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_5_kl-_itog.docx | 114.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Итоговая тестовая работа составлена на основе курса биология по учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа,2012г.
Тест состоит из трех частей:
Часть 1 – содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности.
Часть 2 – включает 5 заданий повышенного уровня сложности: 2 задания с выбором трех верных ответов из шести, 1 - на соответствие , 1- на включение пропущенных в тексте терминов и понятий,1- на определение последовательности.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, из них одно на сравнение и отличие (применение биологических знаний), 1- на работу с текстом, требующую умения извлекать из него необходимую информацию, отвечая на поставленные вопросы, повышенный уровень, 1- на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме, последнее задание высокого уровня.
В тесте проверялись знания не только фактического материала, но и умение анализировать, работать с рисунком, таблицами, диаграммами, умение кратко отвечать на вопросы, применять межпредметные умения.
№ частей и вопросов | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения и виды деятельности | Уровень сложности задания | Количество баллов |
Часть А | ||||
1 | Грибы, лишайники (понятие симбиоза) | Знать/понимать: признаки биологических объектов – растений, грибов, бактерий. Уметь распознавать и описывать болезнетворные и полезные организмы, роль организмов в жизни человека | Б | 1 |
2 | Бактерии | Б | 1 | |
3 | Грибы | Б | 1 | |
4 | Способ питания | Знать/понимать: типы питания организмов, | Б | 1 |
5 | Знание представителей Моховидных и Зеленых водорослей | Уметь: - изучать биологические объекты | Б | 1 |
6 | Работа с рисунком (мхи и папоротники) | - распознавать и описывать на рисунках растения разных отделов. | Б | 1 |
7 | Роль организмов в природе и жизни человека | - объяснять роль различных организмов в жизни человека | Б | 1 |
8 | Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого. | - сравнивать биологические объекты, определять систематические группы, анализировать. | Б | 1 |
9 | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленных в графической форме | - объяснять, изучать объекты, распознавать и описывать, сравнивать и определять | Б | 1 |
10 | Умение оценивать правильность биологических суждений | Знать/ понимать: признаки объектов, сущность явлений, Уметь: сравнивать и определять биологические объекты | Б | 1 |
Часть В | ||||
1 | Умение проводить множественный выбор (признаки риниофитов, сходство растений и грибов). | Уметь: - выявлять признаки отделов растений, сравнивать биологические объекты и делать выводы, анализировать и оценивать | П | 2 |
2 | Умение проводить множественный выбор (признаки голосеменных и покрытосеменных растений). | П | 2 | |
3 | Умение устанавливать соответствие (названий отделов и примеров растений) | - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификации) | П | 2 |
4 | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. (Лишайники и Грибы) | - изучать биологические объекты, описывать биологические объекты, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск биологической информации, работать с терминами и понятиями. | П | 2 |
5 | Умение определять последовательность объектов (усложнение растительных организмов). | - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе, анализировать и оценивать. | П | 2 |
Часть С | ||||
1 | Умение применять биологические знания. | Уметь: - оперировать биологическими знаниями и умениями, сравнивать и анализировать биологические объекты и формулировать краткие выводы. | П | 1 |
2 | Умение работать с текстом биологического содержания: | - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, работать с терминами и понятиями. | П | 3 |
1.Что общего между грибами и растениями | ||||
2.Чем отличаются грибы и растения | ||||
3 | Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме. | - изучать биологические объекты, описывать и распознавать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить поиск информации. | В | 2 |
Итого: | 26 |
Критерии оценивания:
№ вопроса | Часть1 | Часть 2 | Часть 3 | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | |
балл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
итого | 10 | 10 | 6 |
Критерии оценивания выполнения тестовой работы:
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 0-8 | 9-16 | 17-22 | 23-26 |
Итоговый тест по биологии 5 класс
Вариант 1. Выбери один правильный ответ.
1. Лишайник - это симбиоз: а) гриба и водоросли б) гриба и корней высших растений в) бактерий и грибов г) бактерий и бобовых растений.
2.Какие бактерии являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний?
а) нитрифицирующими б) сапротрофные в) клубеньковые г) болезнетворные или патогенные.
3.К какой группе грибов относится мухомор?
а) шляпочные грибы б) плесневелые грибы в) дрожжи г) грибы-паразиты.
4.Как называются организмы, способные создавать органические вещества из неорганических веществ? а) аэробы б) анэробы в) гетеротрофы г) автотрофы.
5. Представителями отдела Зеленые водоросли являются: а) хламидоманада, , улотрикс б) порфира, анфельция, филлофора в) ламинария, фукус, саргассум
г) толипелла, хара, нителла.
6. Представитель, какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
а) голосеменных б) моховидных в) покрытосеменных г) папоротниковидных.
7. В получении вина из винограда участвуют: а) вирусы б) бактерии в) грибы
г) водоросли.
7. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.
часть | целое |
спорангий | Лист папоротника |
… | Отдел Цветковые |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а) плод б) спора в) заросток г) шишки.
9.С помощью диаграммы определите, каких органических веществ в семенах пшеницы больше.
А) белков б) углеводов в) жиров г) нет верного ответа.
10. Верны ли следующие суждения?
А. Споры служат для бесполого размножения.
Б. Спорами размножаются только мхи и папоротники.
1. верно только А,
2. Верно только Б.
3 верны оба суждения.
4. оба суждения неверны.
Часть 2
Выбери три верных ответа из шести.
1. Что общего между растениями и грибами?
а) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела
б) имеют клеточное строение
в) ограниченный рост
г) рост неограниченный
д) в оболочках содержат муреин
е) гетеротрофы.
2.Признаки покрытосеменных растений:
а) размножение спорами
б) размножение семенами
в) присутствие корней, стеблей и листьев
г) наличие плода
д) отсутствие корней, стеблей и листьев
е) форма жизни - только травы.
3.Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.
растения | отделы |
А. ель Б. хлорелла В. сфагнум Г. сосна Д. кукушкин лен Е. спирогира | 1. Водоросли 2. Моховидные 3.Голосеменные |
А | Б | В | Г | Д | Е |
4. Вставьте в текст «Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ГРИБЫ.
Грибы способны вступать в различные отношения с другими организмами. Например, лишайник – это ______________(А) гриба и водоросли, а _________(Б) – это симбиоз грибов с корнями высших растений. Заболевания растений, животных и человека вызывают _____________(В), а _________(Г) играют важную роль в круговороте веществ в природе, минерализуя органические остатки отмерших растений и животных.
Перечень терминов: 1) грибы-паразиты, 2) грибы-сапрофиты, 3) дрожжевые грибы, 4) микориза,
5) мицелий, 6) плесневелые грибы, 7) симбиоз, 8) шляпочные грибы.
А | Б | В | Г |
5. Расположите растения в порядке усложнения их строения: а) хвощ полевой, б) пихта, в) яблоня,
г) кукушкин лен, д) улотрикс, е) хлорелла.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 3.
1.Назовите основные отличия живого от неживого?
2.Прочитайте текст «ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ» и выполните задание.
«ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ».
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное вещество –гликоген, клеточную стенку, прочность которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания, способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, поглощают пищу путем всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
Задание: используя содержание текста «Грибы и растения» ответьте на следующий вопрос:
Что общего между грибами и растениями?
3.Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Таблица: « Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино».
Название растения | Покрытие площади в 1 м2 , % | Характер распределения | Процент цветущих растений по отношению к встреченным |
Медуница мягкая | 10 | Отдельные группы | 12 |
Сон-трава | 3 | Одиночно | 7 |
Адонис весенний | 10-30 | Отдельные группы | 23 |
Мать-и - мачеха | 50-70 | Равномерно | 49 |
Хохлатка плотная | 4 | Одиночно | 9 |
Гусиный лук желтый | 10-30 | Отдельные группы | 35 |
Фиалка удивительная | 10-30 | Отдельные группы | 45 |
Первоцвет крупночашечный | 50-70 | Равномерно | 64 |
- Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?
- Какие виды находятся под угрозой исчезновения?
Итоговый тест по биологии 5 класс
Вариант 2. Выбери один правильный ответ.
1. Микориза – это симбиоз…: а) гриба и водоросли б) гриба и корней высших растений в) бактерий и грибов г) бактерий и бобовых растений.
2. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?
а) растения б) животные в) грибы г) бактерии.
3. Какие грибы используют для получения антибиотиков?
а) дрожжи б) шляпочные в) плесневелые г) головневые.
4.Как называются организмы, способные поглощать готовые органические вещества?
а) аэробы б) анэробы в) гетеротрофы г) автотрофы.
5. Представителями отдела Моховидные являются: а) хламидоманада, хлорелла, улотрикс б) маршанция, кукушкин лен, сфагнум в)орляк, сальвиния, щитовник г)можжевельник, секвойя, пихта.
6.Представитель, какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
А) голосеменных б) моховидных в) покрытосеменных г) папоротниковидных.
7.Какие грибы используют в хлебопечении и кондитерской промышленности?
а) дрожжи б) шляпочные в) плесневелые г) головневые.
8. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.
часть | целое |
Светочувствительный глазок | ….. |
Водоносные клетки | сфагнум |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а) хлорелла б) спирогира в)улотрикс г)хламидоманада.
9.С помощью диаграммы определите каких органических веществ в семенах подсолнечника больше.
а) белков б) углеводов в) жиров г) нет верного ответа.
10. Верны ли следующие суждения о бактериях:
А. симбиоз с бобовыми растениями образуют клубеньковые бактерии.
Б. разрушение растительных остатков в почве осуществляют бактерии – паразиты.
1. верно только А,
2. верно только Б.
3 верны оба суждения
4.оба суждения неверны.
Часть 2
Выбери три верных ответа из шести.
1. Для риниофитов было характерно:
а) наличие ризоидов
б) наличие настоящих корней
в) отсутствие покровной ткани
г) наличие проводящей системы
д) наличие настоящих стеблей и листьев
е) отсутствие настоящих стеблей, листьев и корней.
2.Признаки голосеменных растений:
а) наличие корней, стеблей и листьев
б) отсутствие корней, стеблей и листьев
в) размножается семенами
г) размножается спорами
д) выделяют фитонциды
е) семена находятся в цветках.
3.Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.
растения | отделы |
А.пихта. Б. кипарис В.плаун булавовидный. Г.василек луговой. Д.хвощ полевой. Е.ряска. | 1.Покрытосеменные 2. Голосеменные. 3.Папоротниковидные. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
4. Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ЛИШАЙНИКИ.
Лишайники – это________(А) гриба и водоросли. Тело лишайника состоит из переплетенных ___________(Б) гриба, между которыми располагаются водоросли. Водоросли осуществляют _________(В) органических веществ, а грибы поглощают __________(Г) и минеральные соли.
Перечень терминов: 1) вода 2) углекислый газ 3) синтез 4) разложение 5) симбиоз 6) анабиоз
7) грифы 8) гифы.
А | Б | В | Г |
5. Расположите растения в порядке усложнения их строения: а) хвощ полевой, б) пихта, в) яблоня,
г) кукушкин лен, д) улотрикс, е) хлорелла.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 3.
1.Почему бактерии выделяют в отдельное царство?
2.Прочитайте текст «ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ» и выполните задание.
«ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ».
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное вещество –гликоген, клеточную стенку, прочность которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания, способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, поглощают пищу путем всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
Задание: используя содержание текста «Грибы и растения» ответьте на следующий вопрос:
Чем отличаются грибы и растения?
3.Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Таблица: «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино».
Название растения | Покрытие площади в 1 м2 , % | Характер распределения | Процент цветущих растений по отношению к встреченным |
Медуница мягкая | 10 | Отдельные группы | 12 |
Сон-трава | 3 | Одиночно | 7 |
Адонис весенний | 10-30 | Отдельные группы | 23 |
Мать-и - мачеха | 50-70 | Равномерно | 49 |
Хохлатка плотная | 4 | Одиночно | 9 |
Гусиный лук желтый | 10-30 | Отдельные группы | 35 |
Фиалка удивительная | 10-30 | Отдельные группы | 45 |
Первоцвет крупночашечный | 50-70 | Равномерно | 64 |
- Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?
- Какие виды находятся под угрозой исчезновения?
Ответы:
Часть 1 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 вариант | а | г | а | г | а | г | в | а | б | 2 |
2 вариант | б | г | в | в | б | б | а | г | в | 1 |
Часть 2 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 вариант | абг | бвг | 312321 | 7412 | едгабв |
2 вариант | аве | авд | 223131 | 5831 | едгабв |
Часть 3:
1 вариант | 2 вариант |
1.живые обладают рядом признаков: химический состав, обмен веществ, клеточное строение, раздражимость. 2. а) поглощают пищу путем всасывания б) неограниченный рост в) не способны активно передвигаться | 1.безядерные микроскопические организмы. 2. а) тип питания - грибы – гетеротрофный у растений – автотрофный Б) питательное вещество у грибов – гликоген, у растений крахмал В)клеточная стенка – у грибов –хитин, у растений - целлюлоза |
3. 1) широкораспространены: первоцвет крупночашечный и мать-и-мачеха обыкновенная. 2) под угрозой исчезновениясон0трава и хохлатка плотная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по биологии 10 класс
Тест составлен в формате ЕГЭ, для 2-х вариантов, УМК В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова....
Итоговый тест по биологии за курс 10 класса
Данная тестовая работа составлена позволяет провести итоговый контроль за куос биологии 10 класса...
Итоговый тест по биологии за 1 полугодие 6 класс.
Итоговый тест по биологии за 1 полугодие 6 класс....
Методические разработки в форме итоговых тестов по биологии для 6-11 классов
Тесты в форме ЕГЭ по биологии для разных классов...
Итоговый тест по биологии 6 класс
Итоговый контрольный срез знаний по биологии 6 класс1 вариант, 2 вариант...
Итоговые тесты по биологии 6-9 класс коррекционная школа VIII вида
Итоговые тесты по биологии для коррекционной школы VIII вида...