Размножение живых организмов
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Обобщающий урок для 6 класса по программе Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmnozhenie_organizmov.docx | 26.54 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_6.ppt | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс Сонин
Урок обобщения по разделу: размножение живых организмов.
Задачи урока:
- Обобщить представление учащихся о типах размножения и их роли в процессе жизнедеятельности организмов.
- Продолжить формирование умений: узнавать предложенные организмы и предлагать способы их размножения, применять знания для решения биологических задач, работать в группах, заполнять таблицы, объяснять, обобщать, делать выводы.
- Повторить терминологию по разделу «Размножение».
1.Организационный момент.
На доске прикреплен конверт с надписью «ЗЕМЛЯНАМ», в нем находится письмо и флешка.
Учитель: Что это на доске? Давайте прочтем послание? (читают письмо).
Учитель: А что же на флешке? (вставляем флешку в комп. Слушают просьбу о помощи.)
Учитель: Давайте поможем пришельцам, тем более что тема нашего урока «Размножение организмов».
- Что же такое размножение? (Свойство организмов воспроизводить себе подобных. При размножении происходит передача наследственной информации от родителей следующему поколению)
- Какие две основные формы размножения встречаются в природе? (Бесполое и половое)
Учитель: Я поделю доску на 3 части, где мы напишем шпаргалку для пришельцев.
(Делю доску на 3 части и озаглавливаю «Бесполое размножение», «Половое размножение растений», «Половое размножение животных».)
Мы разделимся на три группы, каждая из которых будет описывать
определенный способ размножения. Но узнавать организмы и предлагать
способы их размножения мы будем вместе, потому что мы КОМАНДА
(Раздаю листы на которых те же заглавия, что и на доске и маркеры. ИГРА«ЦЕПОЧКА»)
Учитель: Давайте посмотрим, какие организмы заинтересовали наших гостей.
Слайд 1 Инфузория туфелька (Запись на доске и в шпаргалке: ДЕЛЕНИЕ)
- В чем сущность этого процесса?
(Родительское тело расщепляется на 2 одинаковые части)
- Какие вы еще знаете организмы, которые размножаются этим способом? (Бактерии, одноклеточные водоросли)
Слайд 2 Гриб (Запись на доске и в шпаргалке: СПОРООБРАЗОВАНИЕ)
- Что такое спора? (Особый вид клетки с плотными оболочками)
Слайд 3 Гидра (Запись на доске и в шпаргалке: ПОЧКОВАНИЕ)
- В чем суть этого процесса? (На материнском организме образуется дочерний.)
- Какой еще организм так размножается? (Дрожжи)
Слайд 4 Папоротник (Дописываем на доску)
- Какие организмы еще так размножаются? (мох, хвощ, плаун)
Слайд 5 Картофель (Запись на доске и в шпаргалке: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ)
- Что это за вид размножения?
(образование новой особи из родительской особи, при которой из части материнского организма развивается самостоятельная особь )
- Какое волшебное слово мы знаем? Что оно обозначает? (ответы детей)
Учитель: Каждая группа сейчас получит конверты с иллюстрациями растений. Распределите их по способам вегетативного размножения.
(Раздаю конверты и листы с надписью ЧУЛОК)
УЧАЩИЕСЯ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ
Учитель: Проверим себя. Я буду называть растение, а вы -способ его вегетативного размножения по цепочке. (СЛАЙДЫ)
- Каково значение вегетативного размножения в жизни растений?
(Позволяет растению относительно быстро увеличить численность особей)
- В чем же суть бесполого размножения? (Потомки идентичны родительской особи)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 6 Рыба (Запись на доске и в шпаргалке: Раздельнополые животные)
- Объясните это понятие?
(Особи, способные производить либо яйцеклетки, либо сперматозоиды)
Слайд 7 Улитка (Запись на доске и в шпаргалке : Обоеполые или гермафродиты)
- Объясните это понятие?
(Особь производит одновременно как мужские так и женские гаметы)
Таблицу чертят на доске СТР 196 Сонин
- Что такое гаметы? (Половые клетки)
- Почему яйцеклетки и сперматозоиды отличаются по размерам и форме? (Яйцеклетка обеспечивает запасом питательных веществ зародыш. )
- А что между ними общего? (несут одинарный набор хромосом)
Слайд 8 Кошки
Учитель: В чем же разница в размножении между рыбами и кошками?
(Оплодотворение)
- Каково значение процесса оплодотворения?(слияние половых клеток, в ходе которого набор хромосом восстанавливается, образуется зигота, которая несет наследственный материал обоих родителей.)
На доске пишут схему : СТР 198 Сонин
Учитель: (Раздаю двум группам конверты)Раздаю двум группам конверты. Отвечая на мои вопросы, вы должны выбрать из предложенного то, что характерно для:
1 группа – Наружного оплодотворения,
2 группа – для Внутреннего оплодотворения,
3 группа – эксперты, будут судить о правильности вашего выбора.
ВОПРОСЫ:
- Среда обитания?
- Количество половых клеток?
- Наличие специальных органов для оплодотворения?
- Забота о потомстве?
- Смертность потомства?
- Вероятность оплодотворения?
Слайд 9 Пчела (Запись на доске и в шпаргалке: Партеногенез)
- Дайте определение партеногенезу? (Форма полового размножения, когда зародыш развивается из одной половой клетки – яйцеклетки – без оплодотворения.)
Слайд 10 Цветок (Запись на доске и в шпаргалке: Цветок – репродуктивный орган; Пестик – яйцеклетка, тычинка – спермий)
- Что мы можем рассказать пришельцам о цветке?
(Цветок – орган полового размножения. Важные части цветка – тычинка и пестик.)
- Где расположены половые клетки? Как происходит половой процесс в цветке?
(Происходит опыление. Это перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика.)
- Какие виды опыления знаете? (Запись на доске и в шпаргалке: Самоопыление, перекрестное, насекомоопыление, ветроопыляемые)
Учитель: Расскажите по таблице и составьте схему оплодотворения у растений. Кто его открыл? Как и почему оно так называется?
СХЕМА чертится на доске 1 учеником пока другой рассказывает по таблице.
Учитель: Чем же семя отличается от споры?
(Спора это одна клетка с плотными оболочками без запаса питательных веществ, а у семени есть запас питательных веществ.)
Учитель: Вот и написали мы с вами шпаргалки для пришельцев с планеты ШЕЛЕЗЯКА.
Давайте подведем итог, заполнив таблицу.
Пункты характеристики | Бесполое размножение | Половое размножение |
Количество родителей | Один родительский организм | Две родительские особи |
Исходные клетки | Одна или несколько неполовых клеток | Специализированные клетки –гаметы, сливаясь образуют зиготу |
Механизм образования клеток | Митоз | Мейоз |
Сущность размножения | Потомки идентичны родительской особи | Потомки не точные копии родительских особей, несут наследственные признаки от 2 родителей в результате более жизнестойки |
Значение | Приводит к быстрому увеличению числа особей | Происходит медленно, но особи лучше приспособлены к изменению условий среды |
Примеры организмов | Простейшие, одноклеточные водоросли, кишечнополостные, растения | Большинство растений и животных |
Дополнительный материал к уроку, используется по усмотрению учителя.
Учитель: Размноженье, размноженье
Спор, борьба, за жизнь сраженье,
Чтобы не исчезнуть в лето
Надо дать побольше деток.
Можно просто поделиться,
Почкованью подивиться,
Как грибам рассеять споры –
Главное при этом – скорость.
Можно корнем и листом,
Клубнем, отпрыском, усом…
Черенками размножаться
И… по миру расселяться.
***
Тайну оплодотворения
От людей цветок скрывал,
Но процесс раскрыл Навашин
И двойным его назвал.
Два слиянья происходят
Здесь по схеме вот такой:
Первый спермий –с яйцеклеткой,
А с центральною –второй.
В результате есть зародыш
И запас питания,
Оболочка для защиты…
Все для процветания.
***
Вызывает уваженье
Половое размноженье.
Что бы в жизни продолжаться –
Виду надо размножаться.
Все живое –из яйца…
Эволюции основа
К совершенству от простого!
Послание с планеты Шелезяка
Земляне! Мы прилетели к вам с планеты ШЕЛЕЗЯКА.
Много путешествовали по вашей планете. Она у вас необычайно красивая. Богата растительностью, животными. Сколько в ней тайн и загадок! Наш родной дом – планета Шелезяка, тоже по- своему интересная, но на ней нет столько красивых микроорганизмов, животных, растений.
Воспользовавшись вашим гостеприимством, мы бы хотели взять к себе на планету некоторые организмы, которые нам очень понравились и нам бы они пригодились. Но у нас возникла проблема: мы не знаем, как они размножаются. Пожалуйста, помогите нам. Просим вас, расскажите, как продолжить род этих удивительных существ. Спасибо за помощь и радушный прием!
Пришельцы с мирной планеты ШЕЛЕЗЯКА.
Таблица различия оплодотворения внутреннего от наружного
Наружное оплодотворение Внутреннее оплодотворение
ВОДНАЯ | НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ |
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ГАМЕТ | МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО ЯЙЦЕКЛЕТОК И БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕРМАТОЗОИДОВ |
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НЕТ | СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЕСТЬ |
ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОТСУТСТВУЕТ | ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРИСУТСТВУЕТ |
СМЕРТНОСТЬ ВЫСОКАЯ | СМЕРТНОСТЬ НИЗКАЯ |
ВЕРОЯТНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ НИЗКАЯ | ВЕРОЯТНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ВЫСОКАЯ |
ВОДНАЯ | НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ |
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ГАМЕТ | МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО ЯЙЦЕКЛЕТОК И БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕРМАТОЗОИДОВ |
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НЕТ | СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЕСТЬ |
ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОТСУТСТВУЕТ | ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРИСУТСТВУЕТ |
СМЕРТНОСТЬ ВЫСОКАЯ | СМЕРТНОСТЬ НИЗКАЯ |
ВЕРОЯТНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ НИЗКАЯ | ВЕРОЯТНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ВЫСОКАЯ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пункты характеристики Бесполое размножение Половое размножение Количество родителей Исходные клетки Механизм образования клеток Сущность размножения Значение Примеры организмов Один родительский организм Две родительские особи Одна или несколько неполовых клеток Специализированные клетки-гаметы Митоз Мейоз Потомки идентичны родительской особи Потомки не точные копии родителей, несут наследственные признаки 2 родителей, более жизнестойкие Приводит к быстрому увеличению особей Происходит медленно, но особи более приспособлены к изменению условий среды Простейшие, однокл. водоросли, кишечнополостные, растения Большинство растений и животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе «Размножение живых организмов»
Задачи урока:углубить знания об особенностях и способах размножения организмов в природе;продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать пр...
Обобщение по теме "Размножение живых организмов"
Обобщение по теме "Размножение живых организмов". Два варианта. УМК И.Н.Пономаревой для 5 классов...
Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год
Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....
Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»
Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»...
Презентация "Размножение живых организмов"
Тема "Размножение живых организмов". Биология 5 класс. к УМК Пономаревой И.Н....
Проверочная работа по биологии по теме "Размножение живых организмов", 5 класс, учебник Суховой О. С., Строгонова В. И.
Проверочная работа содержит тестовые задания, задание на соответствие, задания со свободным ответом, задание на работу со схемой и задание на выбор правильных утверждений. При загрузке файла в предпро...
Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»
Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.Задачи урока:Образовательная – охаракт...