Половое размножение цветковых растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

материал к открытому уроку "Половое размножение цветковых растений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Тема урока: Половое размножение цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования нового знания об особенностях полового размножения у цветковых растений.

Задачи: 

- способствовать формированию знаний об этапах полового размножения у цветковых растений, представления о сути двойного оплодотворения у цветковых растений, умения различать орган полового размножения;

- способствовать развитию познавательных УУД ( умения искать и находить нужную информацию в тексте, рисунках учебника; способности производить логические действия;

- способствовать развитию коммуникативных УУД( умения работать в учебном сотрудничестве при решении учебной задачи, умения аргументировать свой ответ);

- способствовать развитию регулятивных УУД;

- способствовать развитию личностных УУД.

Тип урока: проблемный;

Методы: деятельностный подход в обучении;

Оборудование: презентация, таблица, учебник, модели цветка.

                                                  Ход урока

Содержание

                Деятел-ть учителя

   Деятел- ть учащихся

1. Орган. Момент.

-//-

-//-

2. Изучение нового материала.

Формирование

мотивации.

Сегодня в школу для вашего класса была доставлена посылка, в которой находится два предмета, связанные с темой нашего урока: один- орган полового размножения цветкового размножения, a другой- результат данного процесса. Предположите, о каких органах идет речь?

Посылку можно открыть только после того как вы:

  1. Правильно сформулируете тему урока.( СЛАЙД 1)

- Как же будет звучать тема урока?

    2. Изучите половое размножение цветковых растений.(СЛАЙД 3)

    3. Восстановите текст сказки.

   

Цветок, плод с семенами

Половое размножение цветковых растений.(СЛАЙД 2)

Проверка знаний и умений

- Что такое размножение?( СЛАЙД 4)

- Какие типы размножения вы знаете?( СЛАЙД 5)

- Сравните половое и бесполое размножение?

отвечают

Изучение нового материала

1.Строение цветка как органа полового размножения.

Работа с моделями

2. Образование гамет. Различные виды пыльцы.

Работа с таблицей

3. Опыление.

Работа по вариантам с текстом учебника

4. Двойное оплодотворение.

 Работа с текстом

Закрепление

Рефлексия.

Д/З

Вы предположили, что в посылке находится цветок, потому что он имеет отношение к половому размножению. Давайте вспомним строение цветка. На столах стоят модели цветков.

- Назовите части цветка

( СЛАЙД 6)

- Заполните схему « Главные части цветка».( СЛАЙД 7)

- Что является главной частью пестика?( СЛАЙД 8)

- Что является главной частью тычинки?( СЛАЙД 9)

- Что находится внутри завязи?

- Что находится внутри пыльников?

Вывод: спермии образуются в пыльниках, a яйцеклетка в завязи. Они должны вступить в « брак» Как?

Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика носит название опыление.

 ( СЛАЙД 10)

Различают два вида размножения: самоопыление и перекрестное опыление. (СЛАЙД 11, 12,13)

- Что такое самоопыление?

- Какими признаками обладают ветроопыляемые растения?

- Какими признаками обладают насекомоопыляемые растения?

- Что такое искусственное  опыление?

Вывод: в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика.

Прочитайте рассказ

( приложение 1) о судьбе пыльцы(СЛАЙД 14),  попавшей на рыльце пестика и ответьте на вопросы( СЛАЙД 15,16,17):

  1. Как мужские половые клетки попадают внутрь завязи?
  2. Что развивается после слияния одного спермия с яйцеклеткой?
  3. Что развивается после слияния второго спермия с центральной клеткой?
  4. Как называется оплодотворение у цветковых растений?
  5. Зародыш + эндосперм = ?
  6. Что развивается из стенок завязи?(СЛАЙД 18)
  7. Кто открыл двойное оплодотворение у цветковых растений?( СЛАЙД 19)

-Начертите схему в тетради

( СЛАЙД 20)

Итак, чтобы открыть посылку нужно восстановить текст сказки( приложение 2)

- Давайте посмотрим, что же в посылке?

1. Было интересно.

2. Мне было все ровно.

3. Было трудно и неинтересно.

  1. Текст учебника.
  2. Кроссворд по теме
  3. « Половое размножение»

( 10-15 слов).

  1. Творческая задача

( приложение 3).

Отвечают ( сильные ) учащиеся

1 уч-ся у доски

Завязь

Пыльник

Яйцеклетка и центральная клетка

Пыльцевые зерна и спермии- 2

Пыльца должна попасть на рыльце пестика

Отвечают

Отвечают

Чертят схему в тетради

Восстанавливают текст сказки

Цветок, плод



Подписи к слайдам:


Тема урока: «Половое размножение цветковых растений».
6 классДенисова С.Д.
Цель урока:
Изучить половое размножение у цветковых растений
Размножение – воспроизведение себе подобных, увеличение числа особей определенного вида, необходимое свойство жизни, присущее всем живым организмам.
бесполое
размножение
половое
Вегетатив-ное
Спорообра-зование
яйцеклетка
спермий
При бесполом размножении образуются новые (дочерние) растения схожие по своим свойствам с материнским растением.
При половом размножении развивается новый организм со свойствами отличительными от родительских, хотя внешне очень похожих на родителей.
Строение цветка покрытосеменных растений
Пыльца растений
Главные части цветка
ПЕСТИК:рыльце;столбик;завязь.
ТЫЧИНКА:тычиночная нить;пыльник.
Формирование гамет
Женские половые клетки – яйцеклетки – образуются в семязачатках, находящихся в завязи пестика.



Семязачаток
Завязь
Столбик
Рыльце
Формирование гамет
Мужские половые клетки – спермии – формируются в пылинках пыльцы, которые развиваются в пыльниках цветка. Обычно пыльца состоит из многих пылинок (пыльцевых зерен), соединенных в группы.
Тычиночнаянить
Пыльник
Пыльца различных растений под микроскопом
Строение тычинки
Опыление - перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика
Виды опыления
Опыление
насекомыми
ветром
самоопыление
млекопитающими
птицами
Что такое самоопыление? ( 1 ВАРИАНТ)Какими признаками обладают ветроопыляемые растения?( 2 ВАРИАНТ)Какими признаками обладают насекомоопыляемые растения?( 3 ВАРИАНТ)Что такое искусственное опыление? ( 4 ВАРИАНТ)
Рассказ о судьбе пыльцы.
Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря строению оболочки, а также липким, сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Что же происходит потом? Как не трудно догадаться должно произойти оплодотворение. Но мужские половые клетки цветковых растений (спермии) в отличие от сперматозоидов большинства других растений ленивы – не имеют жгутиков и сами добраться до яйцеклетки не могут. Их доставляет по назначению специальный «лифт» - пыльцевая трубка. Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает. Выпускает эту трубку, которая растет внутрь пестика. По ней вниз проникают два неповоротливых спермия. Один из спермиев и поджидающая его яйцеклетка сольются, дав начало зародышу. А вот у второго спермия необычная судьба. Ни у каких организмов, кроме цветковых растений ничего подобного не происходит. Второй спермий сливается с соседкой яйцеклетки, которую называют центральной клеткой. Получается вот такой странный «брак». Из неё разовьётся питательная ткань семени – эндосперм.( в переводе с греч. «внутрисеменник»).                                                                                                             Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Вопросы
Как мужские половые клетки попадают внутрь завязи?Что развивается после слияния одного спермия с яйцеклеткой?Что развивается после слияния второго спермия с центральной клеткой?Как называется оплодотворение у цветковых растений?Зародыш + эндосперм = ?Что развивается из стенок завязи?Кто открыл двойное оплодотворение у цветковых растений?
Оплодотворение
В результате оплодотворения образуются плоды и семена
Этот процесс называется двойным оплодотворением. Он был открыт русским ученым ботаником Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Опыление и оплодотворение цветкового растения
В чем отличие опыления от оплодотворения?В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым?Почему семенные растения на суше распространены более широко чем споровые?Почему растения, выросшие из семян, иногда отличаются от того растения, с которого были взяты плоды с семенами?
Д/З
Текст учебника;Кроссворд по теме « Половое размножение»( 10-15 слов);Творческая задача: подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли – в 4 раза дольше; тюльпана – в 50 раз дольше, чем у кукурузы; яблони – в 2 раза дольше, чем у тюльпана; груши – на 10 дней дольше, чем яблони; подсолнечника – на 150 дней дольше, чем у груши; финиковой пальмы – в 10 раз дольше, чему груши.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размножение цветковых растений. 6 класс

Размножение цветковых растенийПоловое           Бесполое (вегетативное)Значение:А)  в природе:1. Быстрое расселение.             ...

вегетативное размножение цветковых растений

разработка урока опубликовала Капустина Ольга Витальевна...

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Половое размножение покрытосеменных растений"

Данная презентация используется при проведении урока биологии в 6 классе по программе Пасечника. Тема урока "Половое размножение покрытосеменных растений". Эта тема сложная для понимания учащимися 6 к...

Вегетативное размножение цветковых растений

Технологическая карта урока на тему "Вегетативное размножение цветковых растений" биологии в 6 классе В ходе урока рассматриваем разнообразные способы вегетативного размножения цветковы...

Тест по теме "Рост, развитие и размножение цветковых растений"

Тест составлен по материалам учебника Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. "Биология, 6 класс"....