ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА КЛЕТКИ И ТКАНИ (10-11 классы)
рабочая программа по биологии по теме
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10—11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletki_i_tkani.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Нефтеюганска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
КЛЕТКИ И ТКАНИ
Учебный курс подготовки для обучающихся 10-х классов
35 часов
Автор программы,
учитель биологии
Н.П. Козачок
г.Нефтеюганск 2010г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10—11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Основная концепция курса заключается в следующем.
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Как нам представляется, вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7—9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А. А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30— 50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»). Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) —ученик(и), ученик—учитель.
В качестве дополнения к данному курсу (учебнику), учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать;
- принципиальное устройство светового и электронного микроскопа; •положения клеточной теории;
- особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- сходство и различия животной и растительной клеток;
- основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
- особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
- уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
- изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- определять тип ткани по препарату или фотографии;
- уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и
Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
- применять знания физических и химических законовдля объяснения биологических процессов;
- использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики
Содержание курса
Общее количество часов — 35
- Общая цитология (биология клетки) (17 ч)
Тема 1. Введение в биологию клетки (1ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Борьба сторонников и защитников клеточной теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (6 ч)
3.1. Мембрана и надмембранный комплекс
Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны. Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.
3.2. Цитоплазма и органоиды
Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки (эндо-плазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы). Их строение и функции в клетках.
3.3. Митохондрии и хлоропласты
Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Зачем нужна энергия клетке. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
3.4. Рибосомы. Синтез белка
Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно-биологических механизмов регуляции этого процесса.
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч)
4.1.Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот
Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Представления об упаковке генетического материала (ДНК) у про- и эукариот. Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции.
4.2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток
Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК. Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения.
Стационарные и камбиальные (растущие) клеточные системы. Понятие о стволовых клетках, их значение в функционировании организма. Теория стволовых клеток — прорыв в современной биологии и медицине. Рак — неконтролируемое деление клеток. Проблема старения клеток и тканей.
Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (2 ч)
Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние
проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.
Тема 6. Элементы патологии клетки (2 ч)
Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т. д.). Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.
II. Сравнительная (эволюционная) гистология — учение о тканях многоклеточных организмов (15 ч)
Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)
Определение ткани. Теория «эволюционной динамики тканевых систем» академика А. А. Заварзина: основные положения. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).
Тема 2. Эпителиальные ткани (3 ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения.
Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное. Кто как переваривает пищу; мозаика эволюции.
Тема 3. Мышечные ткани (3 ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). Особенности их клеточного и тканевого строения в разных группах животных. Сходство и различия; параллелизм и дивергенция. Основы понимания молекулярных механизмов мышечного сокращения.
Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (5 ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.
Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Дыхание и кровь; дыхательные пигменты, их значение для газообмена и разновидности дыхательных пигментов у животных.
Воспаление и иммунитет. Необходимость защиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма. Иммунитет; понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века; смертельная опасность этой болезни для человека и пути борьбы с ее распространением.
Тема 5. Ткани нервной системы (2ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов и, как следствие, принципиальное сходство строения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных.
Межнейронные взаимодействия; синапсы. Их типы (химические и электрические), структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах.
Глия — важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах в нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов.
Регенерация в нервной системе. Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека — источник обновления нейронов.
Современная модульная концепция строения нервных центров в нервной системе позвоночных и беспозвоночных животных. Модуль как морфофункциональный блок любого нервного центра (от ганглия брюшной нервной цепочки беспозвоночных животных до коры головного мозга человека).
- Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток тканей животных и человека (3 ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе, — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Требования к техническому оснащению курса:
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
- световые микроскопы;
- препараты по основным типам тканей.
Рекомендуемая литература
- Альберте Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994.
- Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 1988.
- ГринН., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 1993.
- Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир, 1987.
- ЗаварзинА. А. Сравнительная гистология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2000.
- ЗаварзинА.А., ХаразоваА.Д. Основы общей цитологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1992.
- КемпП., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.
- Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
- Левитин М. Г., Левитина Т. П. Биология: Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. СПб.:
Паритет, 2000. Ю.Левитин М. Г., Левитина Т. П. Обшая биология. СПб.: Паритет, 2000.
- Общая биология. 10—11 классы / Под ред. А. О. Рувинского (для углубленного изучения). М.: Просвещение, 1999.
- Ролан Ж-К. и др. Атлас по биологии клетки. М.: Мир, 1974.
- Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. М.: Мир, 1989.
- Ченцов Ю. С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Лаб. работа | Подготовка к итоговой аттестации |
I. Общая цитология (биология клетки). | 17 | ||||
I. Введение в биологию клетки. | 1 | ||||
1. | Задачи современной цитологии. Клеточная теория. | 1 | |||
II. Общий план строения клеток живых организмов. | 2 | ||||
1. | Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. | 1 | |||
2. | Животная и растительная клетки. | 1 | Лаб. работа № 1. | ||
III. Основные компоненты и органоиды клетки. | 7 | ||||
1. | Современная модель строения клеточной мембраны, клеточной стенки, гликокаликс. | 1 | |||
2. | Мембранные органоиды клетки: ЭПС, КГ, лизосомы. | 1 | |||
3. | Типы обмена веществ в клетке. | 1 | |||
4. | Митохондрии. Хлоропласты и фотосинтез. | 1 | |||
5. | Рибосомы. Биосинтез белка. Транскрипция. | 1 | |||
6. | Трансляция (синтез белковой цепи). | 1 | |||
7. | Молекулярно - биологические механизмы регуляции биосинтеза. | 1 | |||
IV. Ядерный аппарат и репродукция клеток. | 5 | ||||
1. | Строение и значение ядра. Хроматин. Ядрышко. | 1 |
2. | Жизненный цикл клетки. Репликация ДНК. | 1 | ||||||||
3. | Митоз, его биологическое значение. | 1 | ||||||||
4. | Стационарные и камбиальные клетки. Стволовые клетки. Рак -неконтролируемое деление клеток. | 1 | ||||||||
5. | Проблема старения клеток и тканей. | 1 | ||||||||
V. Вирусы как неклеточная форма жизни. | 2 | |||||||||
1. | Строение вирусов и их типы (на примере вируса СПИДа или гепатита). | 1 | ||||||||
2. | Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация. Реакция клетки на воздействие вредных факторов среды. | 1 | ||||||||
II. Сравнительная (эволюционная) гистология- учение о тканях многоклеточных организмов. | 15 | |||||||||
I. Понятие о тканях многоклеточных организмов. | 1 | |||||||||
1. | Определение ткани. Классификация и эволюция тканей. Эволюция тканей. Ткани многоклеточного организма. | 1 | ||||||||
П. Эпителиальные ткани. | 3 | |||||||||
1. | Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных. | 1 | Лаб. работа № 2. | |||||||
2. | Кишечные эпителии. Типы пищеварения. | 1 | Лаб. работа № 3. | |||||||
3. | Основные виды эпителия. Строение изначени лбюльоьбобоболбюптптзначзначение. | 1 | ||||||||
III. Мышечные ткани. | 3 | |||||||||
1. | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных. | 1 | Лаб. работа № 4. | |||||||
2. | Особенности сердечной мышцы. раАьбьбььбьбобтьбьбьблрбюроюолАвтоматия | 1 | ||||||||
3. | Эволюция мышечной ткани. | |||||||||
IV. Ткани внутренней среды (соединительная ткань). | 4 | |||||||||
1. | Опорно - механическая ткань (соединительная, хрящ, кость). | 1 | Лаб. работа № 5. | |||||||
2. | Трофическо - защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань). | 1 | Лаб. работа № 6. | |||||||
3. | Воспаление и иммунитет. Типы иммунитета. | 1 | ||||||||
4. | Протекание иммунной реакции в организме. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы. СПИД - чума XXI века. | 1 | ||||||||
V. Ткани нервной системы. | 4 | |||||||||
1. | Строение нервной ткани: нейрон, глиальные клетки. Синапс. | 1 | Лаб. работа № 7. | |||||||
2. | Глия - важный элемент нервной системы. Значение. | 1 | ||||||||
3. | Регенерация в нервной системе. Ствольные клетки в нервной системе. | 1 | ||||||||
4. | Современная модульная концепция строения нервных центров. | 1 | ||||||||
VI. Заключение. | 3 | |||||||||
1. | Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе. | 1 | ||||||||
2. | Живые организмы - модельные объекты | 1 | ||||||||
3. | Гистология – проблемы и перспективы. | 1 |
Итого: 35 часов, из них 7 лабораторных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Современная биология – комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях на различных уровнях организации. Клеточный и тканевый – это те уровни, кото...
Программа элективного курса "Клетки и ткани"
Предлагаемый курс охватывает основные разделы общей биологии, анатомии, гистологии и направлен на формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения. Известно, что в соответствии с ...
Программа элективного курса «Аппликация из ткани»
Образовательная программа «Аппликация из ткани» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изгото...
рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» доктора биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургс...
Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Спецкурс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного п...
Рабочие программы элективного курса "Клетки и ткани"
Данные рабочие прпо курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы эл...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...