Тема: «Изучение мотивации на уроках биологии»
статья по биологии (5 класс) на тему
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. Главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда?
В младших классах мы видим стихийный интерес ребёнка к познанию мира. Но и здесь ситуация меняется. Если у взрослого человека имеются «информационные фильтры» - его мировоззрение, убеждения, позволяющие отбрасывать ненужную информацию, то у младшего школьника этого нет. Он как губка впитывает любые знания, однако возможности ребёнка не беспредельны. В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться называет недостаток внутренней мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_borodina_l.d.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение мотивации на уроках биологии»
учитель биологии ГБОУ гимназии №1562 имени Артема Боровика
Бородина Людмила Дмитриевна
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. Главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда?
В младших классах мы видим стихийный интерес ребёнка к познанию мира. Но и здесь ситуация меняется. Если у взрослого человека имеются «информационные фильтры» - его мировоззрение, убеждения, позволяющие отбрасывать ненужную информацию, то у младшего школьника этого нет. Он как губка впитывает любые знания, однако возможности ребёнка не беспредельны. В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться называет недостаток внутренней мотивации.
Ранжирование понятий « книга», « учёба», «спорт», « телевизор» показало:
- в 5 классе на I место учёбу поставили 12 человек из 16 (75%)
- а в 11 классе 2 человека из 9 (22%).
Отсюда сделан вывод, что
- у учащихся I ст. обучения наблюдается положительная мотивация к обучению
- на III ступени «значение образованности как – то тускнеет».
В сложившейся ситуации «задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Приведенные в нашем исследовании данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель дальнейшей работы.
Цель - изучение и формирование устойчивой мотивации учения на уроках биологии.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты проблемы мотивации учения школьников.
- Провести диагностику сформированности мотивации учения.
- Ознакомиться с основными методами формирования мотивации учения.
- Выделить аспекты учебного содержания для развития мотивации через типологию предметной деятельности.
- Определить критерии оценки сформированности мотивации и приёмы её развития на предметном учебном материале.
Предполагаемый результат: устойчивая мотивация учения у школьников.
Объект исследования: образовательный процесс одного класса .
Предмет исследования – мотивация учения школьников исследуемого класса.
Методы исследования – анализ, сравнение, ранжирование, анкетирование, наблюдение, обобщение.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы мотивации школьников
- Понятие «мотивация»
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса
1.2. Мотивационная сфера учения.
- Мотивационная сфера учения определяется:
- характером и сформированностью компонентов учебно-познавательной деятельности;
- взаимодействием ученика с учителем и одноклассниками;
- смыслом для каждого ученика;
- характеристиками мотивов учения;
- зрелостью целей;
- особенностями эмоций;
- наличием познавательного интереса.
М.Лукьянова (2001) выделяет следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации.
Личностный смысл учения.
Смысл учения включает: осознание его значимости, нравственные ценности семьи, его окружения, уровень притязаний ребёнка, его самооценку.
Виды мотивов учения.
Мотивы подразделяются на социальные и познавательные.
- социальные мотивы – побуждения, связанные с различным взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения;
- широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству;
- узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение);
- социальные - сотрудничество с учителем и учащимся.
Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.
- общие – ориентируют на овладение новыми знаниями;
- предметные – интерес к организации учебного труда;
- мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование знаний, работы;
- содержательной характеристикой мотива является личностный смысл;
- действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива;
- динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.
Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:
- мотив по результату;
- мотив по процессу;
- мотив на оценку;
- мотив на избежание неприятностей.
Наиболее значимы первые два вида. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате, но и в самом процессе его достижения, и эта деятельность личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация.
Целеполагание. Реализация мотивов во многом зависит от того , умеют ли школьники ставить цели и достигать их. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем составит успешность профессиональной деятельности.
Реализация мотива в поведении. Школьник с внутренним мотивом с удовольствием работает над основанием учебных предметов, активно ищет дополнительные знания.
Эмоциональный компонент. Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребывание в ней, обусловлены равными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью в учёбе, с радостью преодоления трудностей, удовлетворение от справедливой оценки и т.д. Всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Роль эмоционального комфорта важна, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха, порождающего постоянную тревожность.
2. 2. Содержательно – деятельностное направление.
Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, я учитываю потребности, имеющихся у школьников данного возраста. Учебный материал подаю в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик. Содержательно и иллюстративно бедный материал на уроках биологии не обладает мотивирующей силой, и не способствует побуждению интереса к учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии,мультимедийные ИКТ.
Организация учебной деятельности должно состоять из трёх основных этапов:
мотивационный этап – это сообщение почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы тот этап состоит из трёх учебных действий:
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Для этого я использую не только лабораторные работы, постановку опытов, но и такие технологии обучения как, модульное обучение, коллективный способ обучения.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы. Очень часто использую такую форму как «Синквейн», хорошо известный учителям-биологам.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Своим одноклассникам такие дети не боятся отвечать, находят поддержку. Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировать их наличие. Поэтому я стараюсь каждую оценку прокомментировать.
Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения. Мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интенсивной мотивации; а попустительской стиль снижает мотивацию, и формирует мотив «надежды на успех».
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий. Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности. Под предметной деятельностью понимается учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии. Предметная деятельность это личностное образование. Личность определяется тем, что как она знает, что и как она ценит; что и как она созидает. Различают следующие виды предметной деятельности :
- познавательная;
- преобразовательная;
- коммуникативная;
- ценностно-ориентированная.
Для развития предметной деятельности я использую следующие приёмы. Познавательная деятельность:
- описание природных объектов по плану;
- анализ биологических терминов;
- работа с дополнительной литературой;
- сочинения;
- диктанты;
- решение задач – новелл;
- решение проблемных ситуаций;
- фенологические наблюдения;
- паспортизация комнатных растений;
- опыт, практическая работа.
Преобразовательная деятельность:
- проекты;
- сочинения – прогнозы;
- деловые и ролевые игры;
- социологический опрос.
Коммуникативная деятельность:
- работа с инструктивными карточками;
- творческий отчёт (демонстрация результатов наблюдения и т.п.);
- игры – тренинги;
- работа в группах;
- работа в парах постоянных и динамических;
- элементы диспута;
Ценностно-ориентированная деятельность:
- оценка природных объектов по экологическим признакам;
- анализ собственного поведения согласно нормам экологической этики;
- оценка эстетических достоинств природных объектов и явлений через музыку, поэзию, фотографии, живопись;
- профориентационная деятельность.
В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:
- формирование приёмов целеобразования;
- осознание рождения нового мотива;
- актуализация сложившихся мотивов;
- придание мотиву новых характеристик;
- анализ мотивов и целей учения.
Формирование приёмов целеобразования. На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели , а затем самостоятельно ставить свои цели , которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать , что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Экскурсии по темам: «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни природы» провожу в школьном дворе. Для работы учащиеся делятся на группы, и выполняют задания. На следующем уроке учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе. Форму отчета выбирают сами. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?» и другие вопросы. Осознание рождения нового мотива. Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д. Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная направленность - выполнить более трудное задание.
Актуализация сложившихся мотивов. Этот метод реализуется при выполнении различных познавательных заданий. Предполагается выполнение учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами, работа по алгоритму. Для этого я использую методические приемы развития познавательной предметной деятельности. Учащиеся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др. Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.
Придание мотиву новых характеристик. Новыми характеристиками являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты, диктанты и др. Например на уроке биологии в 9 классе по теме «Гигиена дыхания» уч-ся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:
- дышать надо размеренно и глубоко;
- ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;
- полезно бывать на свежем воздухе;
- дышать надо через нос;
- при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.
Анализ мотивов и целей учения. Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения . Этому способствует решение задач-диллем. Задачи –дилеммы имеют определенную структуру:
- содержательный компонент- знания уч-ся;
- операционный компонент- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- мотивационный компонент- использование знаний для организации своей жизнедеятельности.
Большой популярностью пользуется задача следующего содержания. В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:
- покупаете ель на базаре;
- встречаете праздник в лесу;
- покупаете искусственную ель;
- составляете композицию из живых еловых веток.
3. Критерии сформированности мотива учения школьников.
В теории учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:
- познавательная активность на уроке;
- использование дополнительной литературы;
- умение активно работать с учебным материалом;
- самостоятельность в решении задач;
- стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
- понимание значимости биологических знаний.
Заключение
В важности изучения мотивации учения никого убеждать не надо, но в процессе исследования я пришла к выводу, что имеющиеся методики изучения состояния мотивации учащихся малоприемлемы для учителей – предметников из-за трудоёмкости, дефицита времени и недостаточной подготовленности учителей. Поэтому подобные исследования нужно проводить совместно с психологами и другими специалистами. Изучая мотивацию учения школьников в исследуемом классе, я пришла к следующим выводам:
1) учебная деятельность школьника полимотивирована;
2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;
3) сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;
4) в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности
Библиографический список
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.
- Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебной мотивации Биология в школе. – 2005, № 4.
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования Народное образование. – 2001, № 8.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...
"Повышение познавательного интереса к предмету учащихся и формирование положительной мотивации на уроках биологии"
Повышение позновательного интереса к предмету...
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучени...