Урок экологии в 10 классе Тема: Основы рационального природопользования.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Урок экологии в 10 классе

Тема: Основы рационального природопользования.

Цель: расширить и углубить представления о целостности экологических    систем, сформировать понятие о рациональном природопользовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii_v_10_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологии в 10 классе

Тема: Основы рационального природопользования.

Цель: расширить и углубить представления о целостности экологических    систем, сформировать понятие о рациональном природопользовании.

Задачи: 1. познакомить учащихся с основами рационального  

                                       природопользования;

                         2. сформировать ответственное отношение к природе;

                         3. развивать познавательный интерес школьников, логическое

                            мышление, умение преодолевать трудности и работать в

                            команде.

        Основные понятия: природные ресурсы, экологическое сознание, заповедная территория.

        Средства обучения: слайд-шоу, картины и фотографии, альбомы о старожилах Уймонской долины, географические карты с обозначением место нахождения заповедников и заказников России.

        Урок рассчитан на 45 минут.

Ход урока

        Играет музыка «Звуки природы».

Заходит учитель с тремя глиняными кувшинами. В одном – вода, в другом – земля, в третьем – воздух.

        - Сегодня на урок я к вам пришла не с пустыми руками, а вот с этими кувшинчики. Они  не простые, волшебные. В них находятся основные важнейшие компоненты  природы (окружающей среды) которые являются источниками жизни. Назовите их?

        - Правильно. Воздух, вода и земля являются источниками жизни, радости, красоты. Они относятся к природным ресурсами.

  • Как вы считаете, к какой категории: исчерпаемых или неисчерпаемых?(Слайд) 
  • Неисчерпаемые  

-Солнечная энергия  

         -Ветер, приливы, текущая вода

         -Тепло земных недр

  •  Возобновимые     Невозобновимые

-Чистый воздух               -Ископаемое топливо

 -Пресная вода                 -Металлическое минеральное сырье (железо, медь)

-Плодородная почва        -Немеаллическое минеральное сырье(глина,  песок)    

  -Растения и животные    

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов  Земли. Это следствие нерационального природопользования.

- Как вы думаете,  о чём пойдет речь, на нашем сегодняшнем уроке?

        Формулирование цели и задач урока.

Тема: Рациональное природопользование.

Цель: Охарактеризовать сложные экологические проблемы биосферы,

         сформировать понятие о рациональном природопользование,  

         расширить и углубить представления о целостности экологических

        систем

        Презентация слайд-шоу о  последствиях  разрушительного действия  человека на природу.  

        - Ребята, вы как считаете, это действительно конец? Может быть, ещё не поздно задуматься и что-то изменить в окружающем нас мире?

        

- Давайте обратимся к опыту наших предков- староверов Уймона, и вспомним, как они относились к природным богатствам и озвучим основные постулаты. (Используются пословицы, поговорки, обряды, заговоры староверов Уймонской долины).

        Например: Своя земля и в горсти мила. Не кидайте камни в речку, это ведь Христовы слёзы текут. Строго осуждались хозяйки, которые выливали грязную воду в речку. Знали ключики и помнили об их целебной силе. Мыли глаза да приговаривали: «Заря, заря ясна! Возьми глаза красны. Дай мне очи ясны». Никаких лекарств, никаких капель – силой внушения  и частотой воды поддерживали остроту зрения. Никогда не рвали цветы и травы без пользы. А тот, кто делал это, считалось, приносили себе вред. Губить природу, возвышаться над нею старообрядцы не смели, их сдерживали понятия: «грех», «Боженька накажет».

        Дискуссия с детьми.

        - Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы, и её видовое многообразие.  

        - В настоящее время человек всё больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологическим катастрофам.

-Как решить возникшие экологические проблемы?

-Что необходимо для разумного управления состоянием биосферы?

1.Необходимо знать механизмы управления сложной огромной                 системой.

2.Определенный уровень экологической культуры общества.

3.Проведение эколого-просветительской деятельности со школьниками и населением.

4.Рациональное природопользование.

Рассказ, с элементами беседы, учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.              

- Как вы думаете, существуют ли в нашей местности заповедные территории? Какие? (Катунский Биосферный заповедник, Природный парк «Белуха»).

На земле- 100 тыс. национальных парков, заповедников, заказников и др. охраняемых территорий, что составляет 12% всей земной суши.

- Для чего они были созданы?

 - Ребята, а какие существуют экологические проблемы на сегодняшний день в нашем селе, в Республики целом? Почему они возникли? Что необходимо предпринять для решения этих проблем?

- туризм;

- несанкционированное складирование;

- вырубки;

-увеличение автотранспорта, и как следствие загазованности воздуха;

- варварское истребление видов, занесённых в красную книгу;

- ГЭС;

- запуск ракет с Байканура.

- Вы сегодня на уроке можете непосредственно внести вклад в решение экологических проблем нашего региона. Для этого необходимо выявить основные проблемы, и найти пути их решения.

        Написание мини-проектов по решению экологических проблем в селе проживания (работа в группах). Заранее ребятами подготовлены  фотографии, рисунки, природный материал, статьи из газеты «Уймонские вести» и т.д.

        Защита проектов.

Закрепление знаний. Итоговая беседа.

1. Почему в настоящее время важно формировать новую социальную и экологическую ответственность?

2. Каковы последствия потребительского отношения к природе?

3. Постарайтесь  доказать, что проблема рационального использования природных ресурсов имеет важнейшее государственное значение.

4. Какова роль заповедников и заказников?

- Настало время объединить наши усилия для защиты дикой природы и её обитателей, их генофонда, видового и ландшафтного разнообразия,  сохранения многообразия жизни во всех её проявлениях.

- Хочется снова обратить ваше внимание на глиняные кувшинчики. Давайте сохраним для наших детей плодородие почв, которое мы имеем, эту кристальную чистоту вод и воздуха, которыми пока ещё богат наш горный Алтай.

Звучит музыка, идут слайды красивой природы, ученик читает стих.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

              Берегите всех зверей внутри природы,

         Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                    Е.Евтушенко

Как много в этом мире красоты,

Которую порой не замечаем.

Всё потому, что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем,

Что красивы облака, река, цветы,

Лицо любимой мамы.

Но есть ещё другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру, красота крота.

- Крота?

Да, да, или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука,

Или другого «странного народа».

Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа.

Вглядись в её лицо

И ты увидишь, как она права!

«Природа и Я»

  1. Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
  2. Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
  3. Море волнуется и пенится, как…
  4. Капли дождя на стекле словно…
  5. Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
  6. Я иду по земле, и мне кажется, что мои ноги…
  7. Я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую как…
  8. Этот цветок так благоухает, что…
  9. Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…

Что в комнате не видишь

(воздух)

Без него плачемся,

А как появится – от него прячемся.

                (солнце)

Вода, да по воде плавает.

                (лед)

Летит не птица, воет не зверь.

                (ветер)

Ждали, звали,

А показался – все прочь побежали.

                (дождь)

Никто не пугает, а вся дрожит.

                (осина)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 5 классе по основам рационального питания «В гостях у Здоровей-ки».

В настоящее время в нашей стране большое внимание стало уделяться пропаганде здорового образа жизни в целом и такому его компоненту как рациональное питание. Рациональное питание играет немаловажную р...

Структура урока английского языка по теме "Основы экологии" с применением инновационных технологий развивающего обучения и ИКТ 8класс авторы учебника О.В.Афанасьева, И.В. Михеева

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный урове...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Основы экологии" 8 класс авторы учебника О.В. Афанасьева, И.В. Михеева

Технологическая карта урока - это инструментарий использования инновационных технологий обучения в соответствии с  требованиями нового ФГОС. Она может заменить ставший традиционным конспект урока...

Урок по теме "Основы рационального питания"

Основы рационального питания...

Занятие "Основы рационального природопользования"

Методическая разработка занятия "Основы рационального природопользованипя" включает в себя описание экологических проблем человечества по использованию природных ресурсов Земли и рекомендаци...

Презентация на тему:"Основы рационального питания"

Питание – важнейшее условие жизнедеятельности человека. Правильная организация питания - поддерживает и укрепляет здоровье...

Урок по Технологии 5 класс "Кулинария. Основы рационального питания"

Разработка сценария урока по Технологии 5 класс "Кулинария. Основы рационального питания". На уроке обучающиеся с помощью кейс-метода придут к понятию базовые потребности человека, важности ...