статья "Проектная деятельность школьников"
статья по биологии на тему
Общее представление, конкретный вариант проектной работы в школе и результат деятельности в виде детской презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.rar | 13.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся
Современное российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально-экономическими преобразованиями в России и об-щемировыми тенденциями перехода от индустриального общества к информационному. Главная задача школьного образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей реше-ния в постоянно меняющихся условиях.
Организация проектной деятельности учащихся была и остается популярной в современной образовательной практике, так как позволяет интегрировать знания уча-щихся в одной и различных предметных областях для решения конкретной проблемы и для применения полученных знаний в учебной деятельности.
Проектная деятельность является одним из универсальных элементов компетентностно- ориентированного обучения и формирует у учащихся умения ориен-тироваться в информационных потоках , осваивать новые технологии, самообучаться. Подобный род деятельности рекомендуется применять уже в начальной школе, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент для формирования у учащихся умений приобретать знания.
Таким образом, при реализации проектной деятельности учащихся решаются следующие задачи:
- научить учащихся самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты;
- научить добывать и выстраивать личностные знания на основе разнородной, разно-плановой информации, производя ее классификацию;
- научить ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к учителям-предметникам и родителям;
- научить формулировать цели и задачи работы, использовать методы доказательств и от-стаивать собственную позицию;
- научить определять собственную образовательную траекторию и уровень образования;
- подготовить к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации;
- научить постоянной смене ролей, сохранению и развитию индивидуальности при социа-лизации.
В организации проектной деятельности чрезвычайно важным, на мой взгляд, является вопрос о понимании целей ученического проектирования педагогом, который его организует. На первых этапах работы цели ученика и учителя могут не совпадать. Это связано с несформированными проявлениями рефлексии собственной деятельности школьников. Поэтому целесообразно мотивировать работу учащихся для удовлетворения ими познавательного интереса, для самореализации и достижения определенного успеха.
Интегрируя вышеизложенное, можно в общем сформулировать цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться учитель:
- Формирование у учащихся умений действенно-практического характера (проектировочные, исследовательские, информационные, кооперативные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные).
- Овладение учащимися общими алгоритмами работы над проектом.
- Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, самостоятельности и инициативы учащихся.
- Создание условий для ситуации «успеха» школьников.
Для реализации работы над проектом я хочу обозначить методические требования по форме и содержанию:
- формулировать тему, гипотезу, этапы работы;
- намечать источники информации по теме;
- определять промежуток времени для выполнения работы, который может колебаться от нескольких недель до полугодия или до целого учебного года;
- учитывать возрастные особенности участников и материально-технические возможности процесса;
- выявлять участников деятельности (учащийся, группа учащихся класса или группа смешанного возрастного состава);
- прогнозировать продукт проектной деятельности.
Проектное задание обычно носит ориентировочный характер. Работая по намеченному плану, учащиеся могут отклониться от первоначального замысла и выйти на другие, более значимые и интересные для них проблемы. Главное, чтобы в этот момент педагог мог увидеть «рациональное зерно» в их изысканиях и корректно ограничить сти-хийное фантазирование, если оно будет иметь место.
План деятельности
Работа над проектом включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.
На первом этапе мной проводится анализ образовательных стандартов, учебно-тематического планирования, методологических основ организации и реалии-зации проектной деятельности учащихся разных классов и знакомство учащихся с раз-ными видами проектной деятельности. Планирование проекта я организую таким обра-зом, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей одной или разных возрастных групп, способствовала раскрытию их талантов и стимулировала активность в поиске необходимого материала.
При разработке плана проекта мною могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.
Тематика моих проектов обычно касается какого- либо теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания учеников по этому вопросу, диф-ференцировать процесс обучения. Однако, темы проектов могут относиться и к какому-то практическому вопросу, актуальному для дальнейшей жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не только из биологии, но и из разных научных областей. Это будет способствовать развитию творческого мышления школьников и формированию у них исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний и умений.
На втором этапе мною осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:
- Постановка проблемы.
- Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы. Дальнейшая разработка идеи.
- Реализация проекта.
- Презентация проекта.
- Анализ проделанной работы.
На втором этапе начинается сбор информации для решения поставленной проблемы. Это можно осуществить на уроках - знакомств с вариантами проектной дея-тельности, а также использовать материал обычного учебника, при этом осуществить его тщательный отбор (текст анализируется, появляются противоречия и дополнительные вопросы, у учеников возникает желание искать ответы на них в других источниках).
Важным моментом для меня является проблема выбора участников проекта. Обычно я формирую группы по желанию учащихся (3-4 участника) и вовлекаю в процесс не весь класс, а 2-3 группы. Работа в малых группах, на мой взгляд, более эффективна и результативна.
Изготовление продукта - результата может носить посильный избиратель-ный характер. На своих уроках в последнее время я использую ознакомительно-ориенти-ровочные информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы, процессе или явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, в последствии предназначенных для широкой аудитории.
Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в ка-честве наглядного демонстрационного материала на уроках биологии. Этот факт является социально-значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Поэтому данная форма представ-ления результатов работы имеет целый ряд преимуществ.
На третьем этапе мною проводится анализ и обобщение результатов работы: сначала в каждой группе, затем на общем групповом заседании и только потом на уроке в классе. Проект дает возможность участникам представить свою презентацию на своих уроках, в параллельном классе или в начальной школе, если такая тема преду-смотрена программой.
Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации на уроке, способствуют формированию активной социальной жизненной позиции.
При выполнении проекта деятельность учащихся направлена на самораз-витие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обуче-ния, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую. Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответст-вующие решения; в целом, способствует дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых образованному человеку.
Ниже я привожу пример одного из проектов по программной теме «Царство Грибы». В эту работу были вовлечены учащиеся 4 и 5 класса, так как в начальной школе с этой темой школьники знакомятся, а в пятом классе детально изучают.
Цели проекта:
- содержательная - знать особенности строения и жизнедеятельности грибов;
- развивающая - уметь выделять существенные признаки грибов;
- уметь различать грибы на живых объектах и таблицах;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека;
- уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;
- воспитательная - знать и соблюдать нормы культурной коммуникации.
Результат (продукт) проекта – презентация.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Этапы работы над проектом:
- Формирование групп по ряду признаков: возраст, тип темперамента, канал восприятия (одна группа – три ученика четвертого класса, две группы – по три учащихся пятого класса).
- Актуализация знаний и обозначение проблемы – « Если грибы составляют отдельное царство живой природы, то они должны обладать рядом отличительных признаков».
- Постановка проблемных вопросов:
- Чем грибы отличаются от других живых организмов? (Проектное задание 1)
- Какие особенности строения для них характерны? (Проектное задание 2)
- Как различаются грибы по типам питания? (Проектное задание 3)
- Какие существуют у грибов способы размножения? (Проектное задание 4)
- Какова роль грибов в природе и жизни человека? (Проектное задание 5)
- Распределение обязанностей для участия в проекте:
Группа 1 - проектное задание 1 и 5.
Группа 2 - проектное задание 1 и 3.
Группа 3 - проектное задание 2 и 4.
- Способы решения проблемных вопросов: поиск источников информации, отбор нужного материала, составление слайдов и оформление презентации.
- Анализ проблемы (в ходе дискуссии в группах отбирается главное и выбирается форма представления материала).
- Формулировка темы проекта.
- Определение конечной цели – продукта совместной деятельности.
- Анализ и синтез материала (в группе заслушивают друг друга, уточняют форму представления информации).
- Оформление результатов (создание презентации и подготовка ее к показу; выбор участника каждой группы для представления своего блока материала во время показа; составление тезисов выступления во время показа презентации).
Учитель координирует и корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку в поиске материала и подготовке к защите проекта (тезисы выступления, оформление наглядного материала).
- Предъявление результатов (демонстрация слайд-фильма классу с устными комментариями по заданным вопросам).
- Экспертиза и рефлексия результатов:
Учащимся класса предлагается оценить работу групп проектантов согласно разра-ботанным критериям в специальных анкетах для определения достижений в проекте.
Презентация по заданной теме прилагается ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...
Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...
"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "
Опыт вовлечения родителей и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике
Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...
Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...
Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...