статья "Проектная деятельность школьников"
статья по биологии на тему

Смирнова Татьяна Николаевна

Общее представление, конкретный вариант проектной работы в школе и результат деятельности в виде детской презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.rar13.3 КБ

Предварительный просмотр:

                    Проектная деятельность учащихся

                       Современное российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально-экономическими преобразованиями в России и об-щемировыми тенденциями перехода от индустриального общества к информационному. Главная  задача школьного образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей реше-ния в постоянно меняющихся условиях.

                      Организация  проектной деятельности учащихся была и остается популярной   в современной образовательной практике, так как позволяет интегрировать знания уча-щихся в одной и  различных предметных областях для решения конкретной проблемы  и для применения полученных знаний в учебной деятельности.

                       Проектная деятельность является одним из универсальных  элементов компетентностно- ориентированного обучения и формирует у учащихся умения   ориен-тироваться в информационных потоках , осваивать новые технологии, самообучаться. Подобный род деятельности рекомендуется применять уже в начальной школе, так как  в младшем школьном возрасте закладывается фундамент для формирования у учащихся умений приобретать знания.

                       Таким образом, при реализации проектной деятельности учащихся  решаются  следующие задачи:  

- научить учащихся самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты;

- научить добывать и выстраивать  личностные знания  на основе разнородной, разно-плановой информации, производя ее классификацию;

- научить ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к учителям-предметникам и родителям;

- научить формулировать цели и задачи работы, использовать методы доказательств и от-стаивать  собственную  позицию;

- научить определять собственную образовательную траекторию и уровень образования;

- подготовить к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации;

- научить постоянной смене ролей, сохранению и развитию индивидуальности при социа-лизации.

                       В организации проектной деятельности чрезвычайно важным, на мой взгляд, является вопрос о понимании целей ученического проектирования  педагогом, который его организует. На первых этапах работы цели ученика и учителя могут не совпадать. Это связано с несформированными проявлениями рефлексии собственной деятельности школьников. Поэтому целесообразно мотивировать работу учащихся для удовлетворения ими познавательного интереса, для самореализации и достижения определенного успеха.

                       Интегрируя вышеизложенное, можно в общем сформулировать цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться учитель:

  • Формирование у учащихся  умений действенно-практического характера      (проектировочные, исследовательские, информационные, кооперативные,  коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные).
  • Овладение учащимися общими алгоритмами работы над проектом.
  • Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, самостоятельности и инициативы учащихся.
  • Создание условий для ситуации «успеха» школьников.

                        Для реализации работы над проектом я хочу обозначить методические требования по форме и содержанию:

  1. формулировать тему, гипотезу, этапы работы;
  2. намечать источники информации по теме;
  3. определять промежуток времени для выполнения работы, который может колебаться от нескольких недель до полугодия или до целого учебного года;
  4.  учитывать возрастные особенности  участников и материально-технические возможности процесса;
  5. выявлять участников деятельности (учащийся, группа учащихся класса или группа смешанного возрастного состава);
  6. прогнозировать продукт проектной деятельности.

                      Проектное задание обычно носит ориентировочный характер. Работая по намеченному плану, учащиеся могут отклониться от первоначального замысла и выйти на другие, более значимые и интересные для них проблемы. Главное, чтобы в этот момент педагог мог увидеть «рациональное зерно» в их изысканиях  и корректно ограничить сти-хийное фантазирование, если оно будет иметь место.                      

                                        План  деятельности

                        Работа  над  проектом  включает   в  себя  три  этапа: организационный,  деятельностный  и  аналитический.

                        На  первом  этапе  мной проводится  анализ  образовательных  стандартов,  учебно-тематического  планирования,  методологических  основ  организации  и  реалии-зации  проектной  деятельности учащихся  разных  классов и знакомство  учащихся с раз-ными видами проектной  деятельности. Планирование  проекта я организую таким обра-зом,  чтобы  работа  побуждала  к  совместной  деятельности  детей одной или разных возрастных  групп,  способствовала  раскрытию их талантов и стимулировала активность в поиске необходимого материала.

                       При  разработке  плана  проекта мною могут  быть  внесены изменения,  в  зависимости  от  изменившихся  потребностей.  Неизменными  остаются  только  сроки  выполнения  проекта.

                       Тематика моих проектов обычно касается какого- либо теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания учеников по этому вопросу, диф-ференцировать процесс обучения. Однако, темы проектов могут относиться и к какому-то практическому вопросу, актуальному для дальнейшей  жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не только из биологии, но и  из разных научных областей. Это будет способствовать развитию творческого мышления школьников и формированию у них исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний и умений.

                       На  втором  этапе  мною осуществляется  непосредственная  деятельность над проектом  совместно  с  детьми:

  1. Постановка  проблемы.

  1. Выбор  и  обоснование  лучшего  варианта  решения  проблемы. Дальнейшая  разработка  идеи.
  2. Реализация  проекта.

  1. Презентация  проекта.

  1. Анализ  проделанной  работы.

                       На  втором этапе начинается сбор информации для решения поставленной проблемы. Это можно осуществить на уроках - знакомств с вариантами проектной дея-тельности, а также использовать  материал обычного учебника, при этом осуществить его тщательный отбор (текст анализируется, появляются противоречия и  дополнительные вопросы, у учеников возникает желание искать ответы на них в других источниках).

                        Важным моментом для меня является проблема выбора участников проекта. Обычно я формирую группы по желанию учащихся (3-4 участника) и вовлекаю в процесс не весь класс, а  2-3 группы. Работа в малых группах, на мой взгляд, более эффективна и результативна.

                       Изготовление продукта - результата может носить посильный избиратель-ный характер. На своих уроках в последнее время я использую ознакомительно-ориенти-ровочные информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы, процессе или явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, в последствии предназначенных для широкой аудитории.

                        Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в ка-честве наглядного демонстрационного материала на уроках биологии. Этот факт является социально-значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов?  Поэтому данная форма представ-ления результатов работы имеет целый ряд преимуществ.

                       На третьем этапе  мною проводится  анализ и обобщение результатов  работы: сначала в каждой группе, затем на общем групповом  заседании и только потом  на уроке в классе. Проект дает возможность участникам представить свою презентацию на своих уроках,  в параллельном классе или в начальной школе, если такая тема преду-смотрена программой.

                       Совместная  деятельность    позволяет  неоднократно  решить  проблемные  ситуации  на  уроке,  способствуют  формированию  активной  социальной  жизненной  позиции.                    

                       При  выполнении проекта  деятельность  учащихся  направлена  на  самораз-витие – осознание  своих  потребностей,  мониторинг  собственного  понимания  и  обуче-ния,  поиск  и  размещение  соответствующих  ресурсов,  перенос  информации  из  одной  области  знаний  в  другую.  Также  эта  работа  способствует  развитию  межличностных  отношений – способности  работать  в  команде,  быть  лидером,  принимать  соответст-вующие  решения;  в  целом,  способствует  дальнейшему  развитию  основополагающих  компетенций,  необходимых  образованному человеку.  

                       Ниже я привожу пример одного из проектов по программной теме «Царство Грибы». В эту работу были вовлечены учащиеся 4 и 5 класса, так как в начальной школе с этой темой школьники знакомятся, а в пятом классе детально изучают.

                        Цели проекта: 

  1. содержательная   - знать особенности строения и жизнедеятельности грибов;
  2. развивающая       - уметь выделять существенные признаки грибов;  

                                          - уметь различать грибы на живых объектах и таблицах;

                                          - объяснять роль грибов в природе и жизни человека;            

- уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;    

  1. воспитательная   - знать и соблюдать нормы культурной коммуникации.

                                             

                       Результат (продукт) проекта – презентация.

                       Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.

                       Форма организации учебной деятельности – групповая.

                        Этапы  работы над проектом:

  • Формирование групп по ряду признаков: возраст, тип темперамента, канал восприятия (одна группа – три  ученика четвертого класса, две группы – по три учащихся  пятого класса).
  • Актуализация знаний и обозначение проблемы – « Если грибы составляют отдельное царство живой природы, то они должны обладать рядом отличительных признаков».
  • Постановка проблемных вопросов:
  1. Чем грибы отличаются от других живых организмов? (Проектное задание 1)
  2. Какие особенности строения для них характерны? (Проектное задание 2)
  3. Как различаются грибы по типам питания? (Проектное задание 3)
  4. Какие существуют у грибов способы размножения? (Проектное задание 4)
  5. Какова роль грибов в природе и жизни человека? (Проектное задание 5)
  • Распределение обязанностей для участия в проекте:

                  Группа 1  - проектное задание 1 и 5.

                  Группа  2 -  проектное задание 1 и 3.

                  Группа  3 -  проектное задание 2 и 4.

  • Способы решения проблемных вопросов: поиск источников информации, отбор нужного материала, составление слайдов и оформление презентации.        
  • Анализ проблемы (в ходе дискуссии в группах отбирается  главное и выбирается форма представления материала).
  • Формулировка темы проекта.
  • Определение конечной цели – продукта совместной деятельности.
  • Анализ и синтез материала (в группе заслушивают друг друга, уточняют форму представления информации).
  • Оформление результатов (создание презентации и подготовка ее к показу; выбор участника каждой группы для представления своего блока материала во время показа; составление тезисов выступления во время показа презентации).        

                       Учитель координирует и корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку в поиске материала и  подготовке к защите проекта (тезисы выступления, оформление наглядного материала).

  • Предъявление результатов (демонстрация слайд-фильма классу с устными комментариями по заданным вопросам).
  • Экспертиза и рефлексия результатов:

     Учащимся класса предлагается оценить работу групп проектантов согласно разра-ботанным критериям в специальных анкетах для определения достижений в проекте.

                 Презентация по заданной теме прилагается ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "

Опыт вовлечения родителей  и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...