Предмет | Биология | Класс | 6 |
Тема урока | Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и многообразие. |
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и многообразием голосеменных растений Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выделение существенных признаков голосеменных, различение на рисунках различных представителей голосеменных, выявление значения голосеменных в природе ив жизни человека. | Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема). Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения. | Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование личной ответственности за сохранение видового разнообразия голосеменных. |
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основное содержание учебного материала | - Общая характеристика отдела Голосеменных растений
- Строение сосны обыкновенной в связи с приспособленностью к местообитанию
- Цикл развития сосны
- Многообразие Голосеменных растений
- Значение Голосеменных растений.
- Охрана голосеменных.
|
Вид используемых на уроке средств обучения ИКТ | Электронная презентация, ПК, мультимедиа - проектор, |
Оборудование | Видеофрагменты, таблица «Сосна обыкновенная», гербарий и шишки хвойных, лупы, микроскопы, микропрепараты «Хвоя сосны», «Пыльца сосны» и «Мужская шишка сосны». |
Образовательные интернет-ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru, http://ppt4web.ru/ |
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
Деятельность учителя - Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку.
- Демонстрирует изображения представителей споровых растений
- Задает вопросы:
А. Представители, каких отделов растений вы видите на фото? Б. Перечислите особенности каждого отдела. В. Какие особенности объединяют данные растения? Г. В чем особенности среды обитания мхов, папоротников, хвощей и плаунов? Д. От чего зависит среда обитания данных растений?
3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. | Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностная Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке, смыслообразование Познавательная Рассматривают изображение, вспоминают к каким отделам относятся данные растения, особенности их строения, отмечают особенности среды обитания, предполагают объясняют связь среды обитания и особенностей их полового размножения, используя личностный опыт, рассказывают о роли данных растений в природе и жизни человека.
Коммуникативная Вступают в диалог Регулятивная Целеполагание, оценка Определяют ключевые слова урока
|
2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Деятельность учителя 1. Демонстрирует рисунок
2. Задает вопросы: А. Репродукцию, какой картины вы видите на экране? Б. Кто является автором картины? В Какие растения изображены на репродукции? Г К какому отделу растений относятся сосны? Д. Предположите, какие особенности растений легли в основу названия Голосеменные?
| Деятельность учащихся Личностная Смыслообразование Познавательная Рассматривают рисунок, вспоминают название картины, автора, отмечают, что на картине изображены сосны, предполагают, эта группа растений относится к отделу Голосеменные.
Высказывают своё мнение, предполагают, что данная группа растений образует семена, которые лежат открыто.
Коммуникативная Вступают в диалог, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать. Регулятивная Целеполагание, оценка
|
3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя 1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие преимущества имеют голосеменные растения по сравнению с папоротниками ?. 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия голосеменных и ответы зафиксировать в тетради. 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. | Деятельность учащихся Личностная Смыслообразование
познавательная Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, фиксируют их в тетради. Коммуникативная Высказывают предположения. Регулятивная управление своей деятельностью |
4. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал |
Деятельность учителя 1. Раздает фотографии, рисунки, натуральные объекты ( шишки), гербарии 2. Предлагает воспользоваться текстом учебника из параграфа 41. 3. Раздает инструкции к групповой работе. 4. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся
| Деятельность учащихся Личностная смыслообразование
Познавательная Работают с информацией, умение извлекать нужную информацию, умение структурировать знания, анализируют, обобщают, классифицируют, устанавливают аналогии. Коммуникативная Умение интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничать со сверстниками. Регулятивная Планирование, управление своей деятельностью Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите оратора группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Дайте ответы на поставленные вопросы. 1 группа - Пользуясь текстом параграфа 41, заполните таблицу по особенностям голосеменных растений. - Сформулируйте и запишите определение “Голосеменные растения – это… ”. - Выскажите мнение о преимуществах семян по сравнению со спорами.
2 группа - Расскажите о многообразии голосеменных растений. - Распределите фотографии голосеменных растений по группам на основе классификации - Изобразите в виде схемы особенности классификации данной группы растений.
3 группа - Как размножаются голосеменные? Воспользуйтесь текстом параграфа 41 и схемой размножения. - Составьте сообщение о развитии семени. Назовите процессы, изображенные на схеме? - Выполните задание №3 в рабочей тетради 4 группа - Какая группа голосеменных растений является самой многочисленной? Воспользуйтесь текстом параграфа 41. - Перечислите наиболее распространенные хвойные растения нашей страны. Найдите их в гербарии - Сравните сосну и ель - Установите соответствие. Характерные признаки растений: А) Светолюбивое растение, растет на любых почвах Б) Хвоинки живут 2-4 года В) Любит плодородные почвы Г) Хвоинки живут 7-9 лет Д )Древесина белая, легкая мягкая Е)Из хвои получают витамин С 1) сосна 2) ель
5 группа - Используя дополнительную литературу подготовить сообщение о роли хвойных растений в природе и в жизни человека; - Составить кластер по данному вопросу |
5. “Открытие нового знания”. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя 1. Заслушивает ораторов групп с результатами работы. Просит группы назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе. 4. Структурирует материал в виде таблицы (кластера)
| Деятельность учащихся
Личностная самоопределение
Познавательная составление итоговой таблицы (кластера). Коммуникативная Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. Регулятивная контроль, коррекция, оценка |
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания -Разделите признаки на признаки голосеменных растений и папоротниковидных: - Представлены деревьями, кустарниками;
- Имеют хорошо развитое корневище;
- Произрастают преимущественно во влажных местах;
- Семязачатки лежат на чешуях шишек;
- Размножаются спорами;
- Размножаются семенами;
- Женские и мужские гаметы развиваются на заростке;
- Опыляются ветром;
- Для оплодотворения необходима вода;
- Имеются женские и мужские шишки
2. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Деятельность учащихся Личностная Повышение самооценки, смыслообразование понятия «Голосеменные» Выполняют задание и затем обсуждают. Познавательная Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль. Отвечают на основной вопрос урока “ Выявить черты более сложной организации голосеменных растений по сравнению с папоротниками.» Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Предлагают и обосновывают свои предположения. Регулятивная Планирование ,способность к мобилизации сил и энергии |
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы (дает домашнее задание). | Личностная Самоопределение, морально-этическая ориентация.
Познавательная Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.
|
8. Домашнее задание |
1. Учебник: параграф 41 (прочитать), выучить записи в тетради. 2. Предложите области использования знаний о голосеменных растениях. |