Конспект и презентация урока для 5 класса "Царство Грибы"
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Тип урока: комбинированный.
Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям.
Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация.
В течение всего урока наблюдается познавательно-развивающая деятельность учащихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, учащиеся вместе с учителем решают проблему: «Грибы – это растения или животные?»
На уроке применяются следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, целеполагание, мотивация, групповая работа, которые чередовались на разных этапах.
Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса: частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения, групповой, игровой, наглядный, метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok.docx | 214.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 5 классе по теме: «Царство Грибы»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
Задачи:
Обучающие:
• рассмотреть особенности строения грибов;
• выделить характерные признаки этих организмов;
• познакомить с особенностями питания, размножения грибов;
• определить роль грибов в природе и жизни человека.
Развивающие:
• обучать умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи;
• способствовать развитию мышления школьников через создание и защиту творческих мини-проектов.
Воспитательные:
• развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы;
• формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;
• участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.
Личностные: формирование и развитие у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях.
Оборудование и материалы: таблицы с изображением грибов, мультимедийное оборудование, презентация «Царство Грибы», цветные карточки с изображением грибов, листы формата А4, фломастеры или цветные карандаши, муляжи грибов.
Методы обучения и формы работы: частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения, групповой, игровой, наглядный, метод проектов (Приложение 1).
Этапы урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания – 10 мин.
- Целеполагание и мотивация – 5 мин.
- Интеллектуальная разминка – 5 мин.
- Актуализация новых знаний и их применение – 15 мин.:
- актуализация знаний учащихся
- самостоятельная работа с учебниками по изучению нового материала
- работа в группах по созданию моделей «Особенности строения, жизнедеятельности, значения грибов»
- аутотренинг
- Обобщение знаний. Итоги урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
№ п/п | Этапы урока | Задачи | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
І | Организационный момент | 1.Подготовка учащихся к работе – распределение по группам. 2.Создание продуктивных условий для взаимодействия учителя и учащихся. | Презентация к уроку | До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением различных грибов. Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам. На столах стоят таблички с изображениями грибов, соответствующие темам, которые выбрали учащиеся: - строение шляпочных грибов; - съедобные и несъедобные грибы; - плесневые грибы и грибы-паразиты; - размножение грибов; - значение грибов в природе и в жизни человека. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране) (Приложение 2, рисунок 1):
| Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички. Готовят к уроку: учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Личностные: Отвечают на приветствие, настраиваются на работу. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем, планирование учебного сотрудничества, лидерства и согласование действий с партнером. Регулятивные: Настраиваются на восприятие материала урока. | ||||||||
ІІ | Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания. | Презентация к уроку | На прошлом уроке мы с вами познакомились с представителями царства Бактерии. Проверим ваши знания. Внимание на экран. Задания: 1.Выберите один верный ответ из четырех предложенных: А1.Одноклеточные организмы объединены в царство 1)грибов 2)бактерий 3)растений 4)животных А2.Оформленное ядро отсутствует в клетке 1)грибов 2)растений 3)бактерий 4)животных А3.Жгутик бактерий представляет собой органоид для 1)передвижения 2)запасания белков 3)размножения 4)перенесения неблагоприятных условий А4.Споры бактерий служат для 1)питания 2)дыхания 3)размножения 4)перенесения неблагоприятных условий А5.Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет 1)цитоплазма 2)жгутик 3)ядерная оболочка 4)наружная мембрана А6.Бактериальные клетки размножаются 1)спорами 2)жгутиками 3)участками цитоплазмы 4)делением клетки Б1.Верны ли следующие утверждения? А.Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий. Б.Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных. Б2.Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно 1)деление клетки пополам 2)дыхание 3)размножение семенами 4)питание 5)образование тканей 6)формирование органов Б3.Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика. Строение бактериальной клетки
Словарик: А.Служит для передвижения. Б.Защищает содержимое клетки. В.Содержит наследственную информацию. Б4.Рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил художник, когда рисовал клетку бактерии? | Учащиеся отвечают устно (фронтальный опрос). За правильный ответ получают грибочки. | Личностные: Действия смыслообразования. Познавательные: Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Регулятивные: Контролируют правильность ответов одноклассников, прогнозируют результат. | ||||||||
ІІІ | Целеполагание и мотивация | Вызов интереса к данной теме, мотивация изучения материала. | Презентация к уроку | Учитель помогает учащимся определить тему урока. Вопросы классу: 1)Какие царства живых организмов мы знаем? 2)О представителях какого царства идет речь в следующих строках? Что за чудище такое? То поменьше, то большое. Можно встретить под берёзой, на пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, и на хлебе те дары. Могут паразитом быть - злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела и разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Совершенно верно - это грибы. -И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока (Приложение 2, рисунок 2). Учитель помогает определить предметные цели урока. -Вы совершенно правы, ваши цели совпадают с моими. Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я хочу узнать…» | Дети предлагают варианты ответов: бактерии, грибы, растения, животные. -Слушают, смотрят, составляют представление. -Это грибы. Учащиеся формулируют тему урока «Царство Грибы». Определяют предметные цели урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.Отвечают. | Познавательные: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. | ||||||||
ІV | Интеллектуальная разминка | Актуализация знаний | www/biologiy.ru, http://www.prozagadki.ru презентация к уроку | А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения грибов). 1.Кто растет в лесу у дорожки? Есть у них шляпки и ножки. (Грибы) 2.Я родился в день дождливый Под осиной молодой, 3.Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – Золотистые ... (Лисички) 4.В лесу, на радость людям, средь молодых сосёнок, 5.Этот гриб живёт под елью, Житель бора – …(Боровик) 6.Он в лесу стоял, никто его не брал, Никуда не годный. (Мухомор) 7.Бледная она стоит, у неё съедобный вид. Враг наш - бледная... (Поганка) | Фронтальная работа. Ребята разгадывают загадки, и одновременно видят на экране изображения отгаданных ими грибов. | Личностные: Соблюдение нравственно-этических норм поведения при фронтальной работе, уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: Выдвигают предположения ответов. Коммуникативные: Строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: Контролируют правильность ответов одноклассников. | ||||||||
V | Актуализация новых знаний и их применение |
| www.ecosystema.ru/07referats/oceans.htm презентация к уроку | Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб? Проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? (Учитель помогает) (Приложение 2, рисунок 3). Самостоятельная работа с учебниками по изучению нового материала – 15 мин. А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями грибов. Есть также фломастеры и клей. Ваша цель – охарактеризовать особенности строения, жизнедеятельности, значения грибов, согласно предложенным темам (Приложение 2, рисунки 4-8): - строение шляпочных грибов; - съедобные и несъедобные грибы; - плесневые грибы и грибы-паразиты; - размножение грибов; - значение грибов в природе и в жизни человека. Для этого Вам нужно: -изучить материалы учебника, заполнить схему на листах; -оформить план, отражающий суть изучаемого Вами вопроса. На эту работу Вам дается 5 минут и по 2 минуты на защиту вашего проекта. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. А теперь, чтобы немножко отдохнуть, мы проведем аутотренинг. «Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, как из шляпки грибной. Все тихонечко вздохнем, вновь грибы учить начнем». | Актуализация знаний учащихся.
Дети предлагают варианты ответов. Грибы относят к самостоятельному царству. Гриб – это особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами. Учащиеся работают в группах на основании материалов учебника. По окончании 5 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои мини-проекты в течение 2 минуты. Во время защиты работы групп на экране появляются слайды. Класс следит за правильностью ответов. Учащиеся выполняют упражнение на слова (физкультминутка). | Личностные: Соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в группах. Коммуникативные: Осознанное построение речевого высказывания, взаимодействие с одноклассниками во время поиска информации, осуществляемого при работе в группах. Регулятивные: Умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, поиск и выделение необходимой информации. | ||||||||
VІ | Обобщение знаний. Итоги урока | Анализ и оценка успешности достижения цели | www.ecosystema.ru/07referats/oceans.htm презентация к уроку | Ребята, сегодня на уроке мы изучали представителей царства Грибы. Давайте подведем итоги! – Каково значение грибов в природе и жизни человека? – Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему? Блиц-опрос: 1.Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения). 2.Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование). 3.Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи). 4.Как размножаются дрожжи? (почкованием). 5.Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики). 6.Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл). 7.Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора). 8.Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья). 9.Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки). 10.Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель). 11.Какие грибы живут в содружестве с корнями деревьев? (подосиновик, подберезовик). Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Помните «кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн, открывайте загадочные и удивительные тайны природы. Настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». | Ребята отвечают: санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ; патогенные – вызывают различные болезни; звено в цепи питания; источник белковой пищи; получают лекарства, витамины, лимонную кислоту. Сочетают признаки и растений и животных, разнообразны по внешнему облику. Грибы не похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные. Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами.
Оценивают свой труд на уроке. | Познавательные: Участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов. Коммуникативные: Анализируют и структурируют информацию, дают оценку результата своего труда. Регулятивные: Осуществляют контроль процесса выполнения задания. | ||||||||
VІІ | Домашнее задание | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | http://900igr.net/kartinki/biologija/Urok-Griby | Ваше домашнее задание – сочинить сказку с участием грибов или подготовить презентацию о грибах, выписать определения в рабочую тетрадь. | Учащиеся записывают варианты домашнего задания и предлагаемые источники дополнительной информации. | Познавательные: Совершенствование навыка работы с информацией. | ||||||||
VІІІ | Рефлексия | Самооценка и оценка событий. | презентация к уроку | Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета. Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета. Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания! | Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску. | Регулятивные: Оценка своей учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"
Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока: Образовательные: - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...
Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....
Конспект и презентация урока химии "Сера"
Урок проводится с использованием мультимедийного проектора, направлен на повышение мотивации познавательной активности учащихся. Целью данного урока является познакомить обучающихся с важнейшим предст...
конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"
Подробный конспект урока декоративного рисования для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования элементов и выбором цвета в...
Конспект и презентация урока для 5 класса "Царство Грибы"
Тип урока: комбинированный. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям. Учебная де...
Презентация урока по теме "Грибы"
Презентация по теме "Грибы"...