Опорный конспект к уроку Строение и функции ДНК
методическая разработка (11 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

опорный конспект к уроку Строение и функции ДНК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornyy_konspekt_k_uroku_stroenie_i_funktsii_dnk.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ____________________________________Тема урока: Строение и функции ДНК 

Молекулярная биология_________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Мономеры_____________________________________________________________________________________________________________________________ Полимеры_____________________________________________________________________________________________________________________________ Ген___________________________________________________________________________________________________________________________________ 

                                                                   Полимеры                                                

     АААААА     АБАБАБАБ     АБВААВАБАВБАА     АБВАБВАБВАБВ          

                                                       

                                                        Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Знаете ли вы, особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК)?

2. Знаете ли вы, какие процессы происходят с участием ДНК в клетках?

3. Можете ли вы с уверенностью указать значение нуклеиновых кислот (ДНК) в живых организмах?

4. Понравился ли вам наш урок?

----------

5. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

----------

«История открытия и изучения нуклеиновых кислот»

Фамилии ученых

Год исследования

Вклад в изучение темы

1. Подпишите компоненты нуклеотида ДНК                  2. Подпишите компоненты полинуклеотидной цепи ДНК, направления цепей ДНК, укажите  

                                                                                                   количество водородных связей между азотистыми основаниями

                                                                                                   

3. Из учебника (стр. 297, параграф 61) выписать 

правило комплементарности_____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

антипараллельность____________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ответьте на вопросы, используя рисунок учебника 151, стр. 294                                               5. правило Чаргаффа:

На один виток спирали ДНК приходится                    

Диаметр спирально закрученной двойной нити ДНК

Длина 1 нуклеотида составляет

Молекулярная масса одного нуклеотида

5. заполните таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»

Признаки

ДНК

РНК

Нахождение в клетке

Нахождение в ядре

Строение молекулы

Состав нуклеотидов (азотистые основания, углевод,  фосфорная кислота)

Мономер

Функции

6. Выполнить задания:

1. Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Объяснить результаты.

2. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:  А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК, длину и массу гена. Объясните результаты.

3. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите:

а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

4. Восстановите недостающую цепь ДНК    …А – А – Ц – Т – Т – Ц – Г – Т – А – Г -… Сколько водородных связей в этом фрагменте ДНК?

5. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями, и 20 нуклеотидов – тремя водородными связями.

7. Домашнее задание:

  1. Параграф 61, записи в опорном конспекте
  2. Выполнить задания:
  1. В одном из генов ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином будет в этом

участке ДНК?

  1. Две цепи ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число двойных и тройных водородных связей этой цепи

ДНК, ее длину и массу, если известно, что нуклеотидов с тимином – 18, с цитозином – 32 в обеих цепях ДНК. Ответ поясните.

              3*.      Молекулярная масса белка составляет 15950. Определите длину кодирующего этот белок гена, если молекулярная масса одной аминокислоты  – 110, а расстояние между нуклеотидами составляет 0,34 нм. Ответ объясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"

Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"...

Методическая разработка конспекта урока "Строение и функции ДНК"

Цель урока: сформировать понятие о ДНК –  как носителе наследственной информации, ее строении и функциях....

Конспект урока "Строение и функции кожи"

Конспект урока "Строение и функции кожи"...

Конспект урока "Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по ФГОС в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д....

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".

Урок  в  8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....