Формирование УУД на уроках биологии
презентация к уроку по биологии на тему
Презентация содержит примеры заданий на формирование различных познавательных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashki.pptx | 235.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антропологи утверждают, что изготовление орудий труда является границей между обезьяной и человеком. Если продолжить аналогию, то сформированные УУД являются границей между человеком необразованным и Человеком Грамотным!
Что же сегодня можно сделать в соответствии с требованиями стандартов нового поколения? Прежде всего, внимательно прочитать требования стандарта , касающиеся формирования УУД и выбрать те, которые являются наиболее доступными для формирования и развития у школьников. Осуществлять подбор учебного содержания, дидактических методов и методических приемов , позволяющих целенаправленно формировать требуемые и действительно необходимые умения. Формировать собственный банк заданий, способствующих формированию и развитию УУД, включающий : вопросы - задания, выполняющие функцию закрепления знаний; вопросы - задания, способствующие овладению методами логического мышления и опыта творческой деятельности; вопросы - задания, требующие применения полученных знаний. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной .
В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии , прежде всего, направлена на развитие познавательных учебных действий .
Обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете: указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. Передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя. Обращение к поисковой системе - в настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые 12 серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие. Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
Приемы работы с текстом учебника: - найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …; - создай таблицу (сверни информацию) по …; - составь план изучения темы … ( алгоритмируя его в зависимости от того , что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ); - составь набор понятий темы…; - составь предложения по теме … , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то»; - зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность символов; - составь разные предложения с одним и тем же понятием … .
Понятие – вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль. Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать. Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями: назвать понятие, дать его определение. Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. Определить термин своими словами. Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. Подбор Подобрать к данным словам родовое (обобщающее) и видовое (ограничивающее) понятия: лягушка (земноводное, травяная); певчая птица (птица, соловей).
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Рассмотрим несколько примеров 1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А – в семени две семядоли Б – в семени одна семядоля В – корневая система стержневая Г – корневая система мочковатая Д – жилкование листьев сетчатое Е – жилкование листьев параллельное Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь Е - клевер Б – заяц-беляк Ж – голубь В – мукор З – бактерии Г – волк И – хламидомонада Д – пшеница
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Как провести обобщение? 1.Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях. 2 . Выяви их сходство . 3 . Сформулируй общий вывод. 4 . Оформи ответ . Рассмотрим несколько примеров 1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. Яблоко , яблоня, осина, береза. 2 . Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость? 4. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие. Эпителий – ткань = аорта - ? А – сердце В – артерия Б – внутренний орган Г – вена Д – кровь b ) Целлюлоза – глюкоза = белок - ? А – нуклеотиды В – аминокислота Б – глицерин Г – липид Д – углевод c ) Растение – лист = клетка - ? А – корень В – пестик Б – стебель Г – ядро Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям. 2 . Нахождение закономерности: Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана -?
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства ( сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия . Для этого необходимо 1. Определить объекты сравнения. 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3. Найти общие черты. 4. Найти черты отличия. 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы , гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Рассмотрим несколько примеров 1. Работа с рисунками Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении? Рассмотрите представителей типа членистоногих. В чем их сходство и различие(пример из лаб.раб .)? 2. Работа с коллекциями Рассмотрите раковины моллюсков. В чем сходство и различие в их строении ? Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие ? 3. Вопросы по фактическому материалу В чем сходство и различие митоза и мейоза?
Подробнее с работой «Формирование и развитие ОУУН учащихся как способ повышения качества обучения биологии» можно познакомиться в Интернете: 1.На сайте «Сеть творческих учителей» в сообществе учителей биологии « Био -эко» http:// www.itn.ru/board.aspx?cat_no=13613&tmpl=Thread&BoardId=13616&ThreadId=343491 2.На Учительском портале http :// www.uchportal.ru/load/187-1-0-15381 3.На портале «Педсовет.org» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,42884/Itemid,6 / 4.На портале «Учительский журнал» http:// www.teacherjournal.ru/shkola/biologiya/229-obobshhenie-pedagogicheskogo-opyta-lformirovanie-i-razvitieobshheuchebnyx-umenij-i-navykov-uchashhixsya.html
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет – ресурсы: http://mediasubs.ru/group/uploads/dr/druzhelyubnyij-blogger/image/1375248434-536985-31114.jpeg фон с ромашками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятий на уроках биологии
Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....
Формирование УУД на уроках биологии.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биол...
формирование ууд на уроках биологии
В сообщении предлагаются различные формы организации учебной деятельности ,направленные на формирование личностных,ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИ/ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...
Формирование УУД на уроках биологии
Работа по ФГОС нового поколения на уроках биологии. Научить детей учиться....
Формирование УУД на уроках биологии в условияхФГОС
Выступление на РМО по биологии....
Способы формирования УУД на уроках биологии
Формирование универсальных учебных действий....