Формирование УУД на уроках биологии в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
методическая разработка по биологии по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД  на уроках биологии в рамках Образовательной системы

«Школа 2100»

Сегодня от выпускника школы требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это требует ухода от привычной структуры урока. Возникает необходимость создания условий и выбор технологий и методов обучения совместной учебной деятельности учащихся, в которых находят решение конкретные личностно значимые проблемы учеников.

Для реализации целей исследования, формирования универсальных компетентностей, на уроках биологии использую:

Метапредметный подход;

2) Продуктивное чтение;

3) Проектный метод;

4) Информационно-коммуникативные технологии.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Эта новая учебная форма занятий исходит из «основной  мировоззренческой идеи выдающегося психолога В.В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»[1].

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, он как бы заново открывает эти понятия.

                В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения .Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения .Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста..

III этап. Работа с текстом после чтения . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Проектный метод позволяют формировать у школьников как необходимые предметные знания и умения, так и общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности. На своих уроках и во внеурочной деятельности использую различные типы проектов. Если необходимо развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему требуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Для этого применяем практико-ориентированный проект. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся осваивают необходимые им предметные знания, умения и навыки, развивают у себя деятельностную компетентность.

Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи от аудитории (зрителей,  слушателей, читателей), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.

Информационно – коммуникативные технологии позволяют  научить школьника работать с информацией, свободно ориентироваться в большом потоке и уметь ее получать из разных источников. Сформированная информационная культура выпускника подразумевает такой уровень владения информационными технологиями, который позволит эффективно использовать время для подготовки экзамена, самостоятельно отбирать и систематизировать учебный материал.

Критерии сформированности УУД  

 Развитие общеучебных умений, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Критериями оценки сформированности общеучебных умений у учащихся, соответственно, выступают:

Соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

Соответствие свойств  общеучебных действий заранее         заданным требованиям.

Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой.

1) Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

2) Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.

3) В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

Формирование УУД составляет  важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Уровень сформированности общеучебных умений находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса.  Развитие УУД составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.




Предварительный просмотр:

Интегрированный урок риторики и биологии в 7 классе «Поликодовые тексты»

Цель урока:

- познакомить учащихся с текстом, в котором соединяются фотография и слово;

- развитие образного и логического мышления и речи;

- формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций , творческих способностей;

-развитие коммуникативных способностей (умение работать в группе);

-расширение знаний по биологии и формирование экологической культуры учащихся.

Этапы объяснения нового материала.

1. Орг.момент (мобилизация внимания школьников).

2. Психологическая подготовка к изучению новой темы:

- создание эмоционального комфорта;

- дыхательная гимнастика;

- речевая разминка.

3. Объяснение нового материала. Наблюдение над материалом.

Учитель: Как вы думаете, почему на парте два учебника?

Ученики: Наверное, будут совмещены два предмета.

Учитель: Да, сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять необычные тексты.

На интерактивной доске проецируются фотографии и тексты, а затем – фотографии вместе с текстом. Ученики придумывают надписи к фотографиям и иллюстрации к текстам. (Презентация №1) Фото и текст «Дюгонь»

Учитель: Какой текст является более полным и содержательным?

Ученик: Фотография + слово, т.к. текст нам помогает понять фотографию, а фото понять текст.

Вывод: фото + слово образуют единое целое, которое называется поликодовый текст.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Поликодовый текст». О чём вам говорит приставка поли-? Встречали вы слова с такой приставкой?

Ученики: Она означает «много», «множество». Встречается в словах полицвет, полиглот, поливитамины.

Учитель: А слово код означает систему условных обозначений, сигналов, передающих информацию. Таким образом, поликодовый – значит многозначный, многофункциональный.

4.Первичное закрепление знаний.

Учитель: Перед вами 4  фотографии. Поделитесь впечатлениями, какая фотография нравится больше, каким настроением проникнуты эти фотографии? Какую из них можно увидеть в семейном альбоме? В газете? В Красной книге?

Ученики: Первая и вторая фотографии явно тяготеют к семейному альбому. Это любительские снимки, сделанные кем-то из взрослых, чтобы оставить на память . Третья фотография взята из газеты, она имеет публицистический характер: воздействовать на читателя, пробудив в нём жалость, сострадание к братьям нашим меньшим. Снимок выразительный, убедительный. На четвёртой фотографии -  фламинго. Но мы не знаем, почему её надо поместить  в Красную книгу?

Учитель биологии: Численность фламинго постепенно уменьшается. В конце 50-х гг. в Казахстане насчитывалось около 50 тыс. фламинго, в настоящее время их там остается не более 15 тыс. Гнездовая колония в Кызылагачском заповеднике очень незначительна. В Красноводском заповеднике ежегодно зимует от 5—6 до 15—16 тыс. птиц. Во многих странах Африки и Южной Азии розовых фламинго преследуют, места их гнездования становятся ненадежными. Поэтому они занесены в Красную книгу.

Учитель: Какие подписи могут быть у этих фотографий? Что меняется в нашем восприятии, когда рядом с фотографией появляется слово?

Ученики: Подписи наполняют фотографию особым смыслом.

Учитель: Да, только благодаря слову сфотографированное явление вводится в мысленное русло тем или иным способом. Слово творит, а фотография фиксирует, слово пророчествует, а фотография свидетельствует. Как бы ни была содержательна фотография, она требует слова.

Текст помогает понять фотографию, а фотография текст.

Работа с учебником.

Учитель: Проанализируйте задания 39-42.  Все ли тексты удачны? Что нужно, чтобы добиться единства текста и фотографии?

Ученики: 1 текст понятен и без фотографии, много лишней информации, 2 текст описывает фотографии. И не содержит собственной информации, 3 текст удачный, т.к. автор добивается единства фотографии и текста. Предложения простые, короткие, придают тексту лёгкость, воздушность. Автор мог бы сделать текст подробнее, но он намеренно не делает этого. Во-первых,  есть фотография, которая отчасти заполняет воздух текста, во-вторых, автор оставляет возможность для читателя что-то домыслить, дофантазировать.

5.Дальнейшая работа по закреплению приобретённых знаний

Учитель: Итак, вы познакомились  с поликодовыми текстами. А теперь  попробуйте сами составить тексты к фотографиям. Можно воспользоваться учебниками биологии (Фото лягушки)

Дети читают свои тексты.

Учитель биологии рассказывает о памятнике лягушке.

Работа в группах. Ученики делятся на две группы. Каждая получает коллективное задание, в ходе которого дети распределяю роли. Первая группа должна составить необычный текст, вторая группа – научный текст (фото ежа с яблоком). На работу отводится 2 минуты. Ученик следит за регламентом.  

Учитель: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания: делало её эффективной, тормозило выполнение задания или не позволило точно выполнить задачу?

Какой стиль общения преобладал в работе: ориентированный на человека или ориентированный на выполнение задания?

Сохранилось ли единство в группе в ходе выполнения задания?

Всем было понятна задача, поставленная для совместной работы?

Творческое задание.

Учитель биологии рассказывает интересную информацию о плавающем слоне. Дети составляют необычный текст (фото слона).

Вывод. Как добиться единства фотографии и слова? Короткие фразы, отсутствие подробностей. Слово не должно говорить то, что и так ясно из снимка. Слово не должно говорить и того, чего на снимке нет и невозможно почувствовать. Подпись должна звучать, будить мысль.

6. Домашнее задание. Упражнение 44 на странице 45.

7. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация линии преемственности между школой I и II ступени в образовательной системе «Школа 2100».

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете по вопросу преемственности обучения между школой I и II ступени...

Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС

Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

Презентация к уроку биологии в 7 классе по образовательной системе школа 2100 на тему: "Гомологичные органы"

Презентация составлена к уроку биологии в 7 классе по параграфу 2 образовательной системы школа 2100 учителем биологии первой квалификационной категории Поповой Юлией Сергеевной...