Проект "Задания на сериацию и классификацию по биологии для 6-8 классов"
методическая разработка по биологии по теме

Иванова Евгения Викторовна

В рамках проекта "Зеленый класс" проходила разработка заданий на классификацию и сериацию для развития логического мышления школьников. Это результат первых этапов работы. Буду рада услышать ваши отзывы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_seriatsiyu_i_klassifikatsiyu_zonenshild_e_v.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на классификацию

Задание 1 (биология 6 класс тема «Скелет – опора организма»)

Используя знания темы «Скелет – опора организма» раздели животных на группы несколькими способами, зная, что среди них может быть лишнее:

Улитка, рыба, птица, жук, крокодил, муха, лягушка, дождевой червь, морской гребешок, бабочка.

Алгоритм решения:

1. Что у них общего? Если указана тема скелет, то смотрим, все ли они имеют скелет. Все, кроме дождевого червя, соответственно это животное – лишнее.

2. По какому признаку они могут быть разделены? По тому внутренний у них скелет или наружный.

Расположение скелета в теле

животные с наружным скелетом

животные с внутренним скелетом

улитка, жук, муха, морской гребешок, бабочка.

рыба, птица, крокодил, лягушка.

3. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.

4. По какому ещё признаку они могут быть разделены? По тому, из какого вещества состоит их скелет.

Материал скелета

костный

хитиновый

известковый

рыба, птица, крокодил, лягушка.

жук, муха, бабочка.

улитка, морской гребешок.

5. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.

Задание 2 (биология 6 класс тема «ткани растений и животных»)

Прочитай термины, что их объединяет? Раздели их на группы, используя несколько разных способов. Сделай вывод.

Механические волокна, каменистые клетки, костная ткань, хрящевая ткань, покровная ткань, кожа, кровь, запасающая ткань, жировая ткань, ксилема, флоэма, мышечная ткань, образовательная ткань.

1. Что их объединяет? Это ткани из которых состоит тело растений и животных.

2. По какому признаку они могут быть разделены? По принадлежности растениям или животным.

Принадлежность определенному царству

Принадлежащие растениям

Принадлежащие животным

механические волокна, каменистые клетки, покровная ткань, луб, запасающая ткань, образовательная ткань.

костная ткань, хрящевая ткань, кожа, кровь, жировая ткань, мышечная ткань.

3. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.

4. По какому ещё признаку они могут быть разделены? По их функциям.

Функции тканей

покровная

опорная

передвижение воды и растворенных веществ

запасание питательных веществ

движение

производство новых клеток

покровная ткань, кожа

механические волокна, каменистые клетки, костная ткань, хрящевая ткань

 ксилема, флоэма, кровь

запасающая ткань, жировая ткань,

Мышечная ткань

образовательная ткань

5. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.

6. Деление сразу по двум признакам.

Функции тканей и отношение их к определенному царству

Функции

Царства

покровная

опорная

передвижение воды и растворенных веществ

запасание питательных веществ

движение

образование новых клеток

Растения

покровная ткань,

механические волокна, каменистые клетки

 ксилема, флоэма,

запасающая ткань,

образовательная ткань

Животные

кожа

костная ткань, хрящевая ткань

кровь

жировая ткань,

Мышечная ткань

7. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.

8. Вывод: Ткани есть и у животных и у растений. Ткани выполняют покровную, опорную, запасающую функции, отвечают за передвижение воды и питательных веществ, движение и образование новых клеток. В растительных и животных организмах присутствуют ткани, выполняющие аналогичные функции, кроме мышечной ткани, отвечающей за движение у животных и образовательной ткани, отвечающей за образование новых клеток у растений.

Задания на сериацию

Задание 1 (биология 6 класс темы «Дыхание», «Выделение»)

Определи по какому признаку термины объединены в группы и расставь их в порядке усложнения:

выделительные канальцы, зеленые железы, мальпигиевы сосуды, нефридии, почки, сократительная вакуоль.

жабры, легкие, легочные мешки, покровы тела, трахеи.

1. Что в них общего? Первая группа: органы выделения различных животных,  вторая  группа – органы, через которые происходит дыхание.

2. В чем различия? Эти органы появлялись в эволюции последовательно, постепенно, всё более усложняясь.

3. Таким образом мы находим тот орган, который появился раньше всех: сократительная вакуоль.

4. Из оставшихся находим самый простой и появившийся из них первым: выделительные канальцы.

5. Так продолжаем, пока не доходим до последнего. У нас получилось:

сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, зеленые железы, мальпигиевы сосуды, почки;

покровы тела, легочные мешки, трахеи, жабры, легкие.

Задание 2 (биология 6 класс тема «Химический состав клетки»)

Внимательно прочитай слова. Расставь химические элементы в порядке уменьшения содержания в живой клетке:

кислород, водород, углерод, соли, калий, азот, фосфор, кальций.

Не осталось ли у тебя лишнего слова?

1. Что в них общего? Это химические составляющие живой клетки.

2. Что может быть лишним? Соли – это не химический элемент, это вещество.

3. Находим элемент с наибольшим содержанием в клетке: кислород. Затем их оставшихся выбираем элемент с наибольшим содержанием: углерод. И так повторяем до конца.

4. Ответ: Химические элементы клетки: кислород, углерод, водород, азот, кальций, фосфор, калий. Лишнее: соли – это не элемент, а вещество.

5. Примечание: при отработке данного задания ученики пользовались диаграммой «Содержание химических элементов в клетке» на стр. 15 учебника «Биология. Живой организм», автор: Н.И.Сонин.

Задание 3 (биология 6 класс тема «Органы цветковых растений»)

Прочитай слова, есть ли среди них лишнее? Расставь в таком порядке, в каком эти объекты встречаются в живой природе снизу вверх:

междоузлие, зона проведения, зона роста, корневой чехлик, зона всасывания.

1. Что в них общего? Это части растения.

2. Что может быть лишним? Зона проведения, зона роста, корневой чехлик, зона всасывания – это зоны корня. Междоузлие – это зона стебля.

3. Чтобы расставить их правильно необходимо вспомнить, что зоны корня располагаются снизу вверх в строгом порядке.

4. Самая нижняя, крайняя зона корня – корневой чехлик. Из оставшихся трех самая нижняя – зона роста, и т.д.

5. Ответ. Зоны корня: корневой чехлик, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Лишнее слово: междоузлие – это зона стебля а не корня.

Задание 4 (биология 7 класс)

Прочитай термины. Какому животному могут принадлежать все эти объекты? Запиши их в порядке как они располагаются от передней части животного к задней, зная что среди них может быть лишнее:

анальное отверстие, нефридий, кишечник, зоб, ротовое отверстие, желудок, глотка, пищевод.

1. Что в них общего, какому животному это принадлежит? Это органы кольчатых червей, типичный представитель – дождевой червь.

2. Что может быть лишним? Нефридии – они относятся к выделительной системе червя, все остальное – отделы пищеварительной системы.

3. Самый передний отдел пищеварительной системы – ротовое отверстие. К ней примыкает глотка, к ней пищевод и т.д.

5. Ответ. Отделы пищеварительной системы кольчатого червя (дождевой червь): ротовое отверстие, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие. Лишнее: нефридий – это орган выделительной системы.

Задание 5 (биология 8 класс, тема «Выделительная система человека»)

Прочитай термины. Почему они разделены на две группы? Расставь в определенном порядке:

мочеточник, почечная капсула, мочевой пузырь, извитой каналец, капиллярный клубочек, почечная лоханка;

фильтрация плазмы крови, вторичная моча, первичная моча, фильтрация первичной мочи, собирание мочи в мочевом пузыре.

1. Что в них общего? Все эти термины относятся к выделительной системе млекопитающих и человека.

2. В чем разница между группами? В первой группе – составные части почки, участвующие в образование мочи. Во второй – стадии процесса образования мочи.

3. В каком порядке расставить? Процесс образования мочи идёт последовательно в несколько стадий и каждая стадия в своей части нефрона почки. Наиболее целесообразно использовать именно эту последовательность.

4. Упорядочиваем первую группу. Начало образования мочи происходит при фильтрации ее из капиллярного клубочка в почечную капсулу. Затем из оставшихся выбираем следующую за ней зону – извитой каналец, и т.д.

5. Упорядочиваем вторую группу. Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови – следовательно эту стадию пишем первой. В результате этого процесса образуется первичная моча – находим её в списке и пишем второй. И так далее до собирания вторичной мочи в мочевом пузыре.

6. Ответ. Первая группа – части выделительной системы человека:  капиллярный клубочек, почечная капсула, извитой каналец, почечная лоханка, мочеточник, мочевой пузырь. Вторая группа – стадии образования мочи: фильтрация плазмы крови, первичная моча, фильтрация первичной мочи, вторичная моча, собирание мочи в мочевом пузыре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неоргнических соединений.

Контрольно-зачётный урок по теме "Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений" предназначен для учащихся  8 класс и рассчитан на 2 спаренн...

конспект урока "Классификация и термическая обработка сталей" 7 класс

План-конспект урока по технологии (мальчики) по теме "Классификация и термическая обработка сталей"Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и т...

Тест по теме "Классификация органических и неорганических веществ" 11 класс

Тесты по теме "Классификация неорганических и органичееских веществ" представлен в 10 вариантах. Данный тест можно использовать на занятиях при подготовке к ЕГЭ, а также при проверке знаний ...

Презентация. Плоды. Классификация плодов. Биология 6 класс.

Презентация для урока Плоды. Классификация плодов. в 6 классе Биология....

Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс

Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс...

Карточки-задания для 5 класса на тему: "Метод классификации в биологии"

Рабочий лист. 5 класс.Задание 1. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этог...