Урок в школьном музее "Одомашненные насекомые"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок представлен на городской фестиваль"Времен связующая нить: урок в школьном музее".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_uroka.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
английского языка и музыки № 368 «Лосиный остров»
ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ: УРОК В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»
НОМИНАЦИЯ №3 – ТРАДИЦИОННЫЙ (СОВРЕМЕННЫЙ) УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Тема урока:
«Одомашненные насекомые».
Учитель биологии:
Дехтяренко Вера Павловна
8(916) 537 75 84
Декабрь 2014
Краткая аннотация урока:
«Одомашненные насекомые» - это десятый урок по теме «Тип Членистоногие» и пятый из уроков по насекомым в курсе «Биология: животные» 7 класса.
Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельность одомашненных насекомых.
Занятие проводится в форме комбинированного урока в школьном этнографическом музее с обзором части экспозиции и использованием современных средств обучения.
Урок способствует формированию системы знаний о насекомых; овладению навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач; формированию уважительного и доброжелательного отношения к особенностям быта, жизнедеятельности и культуре населения России.
К уроку прилагаются: презентация, фотоматериалы, индивидуальная карточка.
Форма проведения урока: комбинированный
Изучаемые элементы:
виды одомашненных насекомых; структура семьи медоносной пчелы: матка, трутень, рабочая пчела; строение рабочей пчелы: зеркальца, корзиночки, щеточки, медовый зобик, жало; соты; перга; мед; «молочко»; строение улья: крышка, корпус, рамки, прилетная доска, дно; дымарь; роение; тутовый шелкопряд: грена, коконник, шелк.
Место проведения урока:
школьный этнографический музей «Русь народная»
Материально-техническое обеспечение:
музейные экспонаты: улей, дымарь, рамка, соты;
коллекции: пчела медоносная, тутовый шелкопряд;
телевизор, видеоплейер, видеофрагмент «Биология: класс Насекомые»
индивидуальные раздаточные карточки.
Предмет: биология
Класс: 7
Автор: УМК А.И.Никишов
Тема урока: Одомашненные насекомые
Тип: урока комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
|
| Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация начала занятия | Готовность оборудования к уроку. Приветствие. детей. Представление музея. Вопрос: «Почему мы здесь проводим урок?» Направляет на уточнение текущей изучаемой темы. | Знакомство с разделами экспозиции. Рассматривают экспонаты, слушают | Анализ Находят значимые для урока предметы | Приветствуют учителя Обсуждают правильность выбора | Сотрудничество с учителем | Настраиваются на работу, на тему урока. Озвучивают текущую тему |
|
Проверка выполнения домашнего задания | Демонстрация слайда внешнего строения насекомого на примере медоносной пчелы. | Узнают и называют органов насекомых | Анализ, выделение признаков | Индивидуальная работа | Учебное сотрудничество | Контроль | Умение самооценивания, |
Актуализация знаний | Акцентирует внимание на частях тела насекомого, которые не были названы. Направляет учащихся на формулирование вопрсов темы, которую будем изучать. | Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о медоносной пчеле им пока не известно | Устанавливают связи между частным и общим. Синтез – составление из частного целого. |
|
| Формулируют тему урока | |
Усвоение новых знаний и способов действий | Рассказывает об особенностях внешнего строения пчелы, особенностях жизни пчелиной семьи. Показывает коллекции «Медоносная пчела» и «Тутовый шелкопряд» Демонстрирует фрагмент учебного фильма «Класс Насекомые» | Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдом, работают с учебником, фиксируют основное в тетради. Смотрят видеофрагмент | Усвоение и поиск необходимой информации. Сравнение старого и нового производства меда. | Диалоги с учителем Диалоги с выступающими | Сотрудничество с учителем Сотрудничество со сверстниками |
|
|
Первичная проверка понимания | Вопрос классу: «Почему медоносную пчелу и тутового шелкопряда считают одомашненными насекомыми?» | Отвечают на вопрос учителя | Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента, услышанных представлений и увиденных предметов. Анализ полученной информации. | Диалоги с учителем | Сотрудничество с учителем | Оценка и самооценка | Осознание уровня и качества усвоения знаний |
Закрепление знаний и способов действий | Задание: Задание: | Выполняют задания | Установление причинно – следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. | Работа в паре | Сотрудничество со сверстниками | Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. | Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов. |
Контроль и самопроверка знаний | Предлагает проверить работу партнера в группе и оценить ее. | Проверка и оценивание работ. |
|
|
| Проводят оценку работ. | Умение оценивать себя, и работу другого с использованием разработанных критериев оценки. |
Рефлексия | Предлагает оценить новизну урока и комфортность на уроке. |
|
| Диалог с учителем. |
|
|
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Дает домашнее задание по учебнику и предлагает выполнить мини- проект с презентацией «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд» (для желающих) | Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради. |
|
|
|
|
|
Ход урока (сценарий):
Цель: знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельность одомашненных насекомых: медоносной пчелы и тутового шелкопряда.
Задачи: - сформировать систему знаний об одомашненных насекомых;
- овладеть навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- продолжить формирование уважительного и доброжелательного отношения к особенностям быта, жизнедеятельности и культуре населения России.
Организация начала урока:
Приветствие.
Представление школьного этнографического музея «Русь народная». Знакомство с разделами экспозиции.
Вопрос: «Почему мы здесь проводим урок?»
Учащиеся предлагают версии. Уточнение изучаемой темы: «Одомашненные насекомые».
Проверка выполнения домашнего задания:
Работа со слайдом, где номерами отмечены известные и неизвестные части тела пчелы.
Учитель акцентирует внимание на частях тела насекомого, которые не были названы.
Усвоение новых знаний и способов действий:
Учитель рассказывает об особенностях внешнего строения пчелы, особенностях жизни пчелиной семьи.
Школьники слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдом, работают с учебником, фиксируют основное в тетради.
Учитель показывает коллекции «Медоносная пчела» и «Тутовый шелкопряд», демонстрирует фрагмент учебного фильма «Класс Насекомые».
Семиклассники знакомятся с экспозицией музея, слушая подготовленные выступления учащихся о Царской пасеке в Москве и представленных экспонатах.
Первичная проверка понимания:
Диалог с классом: «Почему медоносную пчелу и тутового шелкопряда считают одомашненными насекомыми?»
Закрепление знаний и способов действий:
Учащиеся индивидуально выполняют задания по карточкам: «Строение медоносной пчелы» и «Строение улья» и в паре проверяют свои работы, выставляя оценки по критериям, заявленным учителем.
Рефлексия:
Школьники оценивают новизну урока и комфортность на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Учитель дает домашнее задание по учебнику (§26, ответить устно на вопросы на стр. 116) и предлагает выполнить минипроект с презентацией «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд» (для желающих)
Приложения:
Используемые коллекции
Экспонаты школьного музея
Рассказ об экспозиции
Две минипрезентации «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд».
Информация о Царской пасеке в Москве, используемая в детском сообщении (foto-fokus.su›
Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Размножение и развитие насекомых" 7 класс
Разработка урока по теме "Размножение и развитие насекомых" в 7 классе. Особенности размножения и развития насекомых. Многообразие и значение насекомых в природе, а также в жизни человека....
Урок биологии "Общие признаки насекомых" в 8 классе специальной (коррекционной) школы-интерната
Данный урок в полном объёме даст учащимся представление о разнообразии насекомых и их признаках....
Конспект урока "Размножение и развитие насекомых" 7 класс
Урок по биологии в 7 классе по теме "Размножение и развитие насекомых" с элементами ФГОС...
Урок "Животные, обитатели воды, насекомые"
В представленном материале можно найти много полезных вещей для урока. Как правильно учить лексику, уроки фонетики, как задавать вопросы и многое другое. Всё обучение построено в форме игры....
Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс насекомые"
В тексте даны различные задания (Тест, биологические задачи, вопросы) для индивидуальной и групповой работы....
Обобщающий урок по теме "Класс Насекомые"
Урок-игра...
урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".
данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи". Закрепление пре...