Занимательный материал к уроку биологии по теме "Иммунитет"
занимательные факты по биологии (8 класс) на тему
Здесь представлен занимательный материал к урокам биологии, групповым занятиям, элективным курсам по теме "Иммунитет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
immunitet.docx | 325.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 8 класс Иммунитет
1. Вступление
Человек живет в окружении огромного количества микроорганизмов, бактерий, вирусов, грибов. Но из 1,5 млн видов, которые нас окружают, практически 50 тысяч видов ведут паразитический образ жизни. Люди очень долгое время не догадывались о таком премилом соседстве. Лишь в 1675 году, благодаря открытию голландского мануфактурщика Антони ван Левенгука, человек впервые смог увидеть мир микроорганизмов (см. Рис. 1). Антони ван Левенгук изобрел микроскоп, и именно в него увидел первые микроорганизмы.
Он дал им название «анималькулинз», от латинского слова «зверьки». Мы же их называем микроорганизмами.
Рис. 1.
2. Неспецифическая защита
Первыми бактерии встречают кожа и слизистые (см. Рис. 2). Полезные бактерии симбионты живут на их поверхности и губительно действуют на болезнетворные организмы. Однако из-за ослабления организма, из-за переохлаждения, активность полезных бактерий резко падает. Слизистые выделения удаляют пыль и микробы, а также вырабатывают губительные для бактерий вещества. Их называют антибактериальными.
Рис. 2. Попытка бактерий проникнуть через кожный барьер
Вторым барьером являются стенки капилляров и лимфатических сосудов, через которые удается проникнуть далеко не всем микробам.
Рис. 3. Попытка бактерий проникнуть через стенку капилляра
Третьим барьером являются клетки крови. Попадание болезнетворных бактерий в организм вызывает заболевание. Такое заражение называют инфекцией, а заболевание – инфекционным. То, что инфекционное заболевание вызывается бактериями, впервые доказал основоположник микробиологии Луи Пастер (см. Рис. 4). Помимо этого, Луи Пастер изобрел способ защиты продуктов питания от порчи путем их быстрого нагревания до 80 градусов с последующим быстрым охлаждением.
Рис. 4.
3. Классификация заболеваний
Заболевания принято делить на две группы: общее заболевание, в результате которого страдает весь организм, например, такие как грипп или ангина, и местные заболевания, в результате которых поражен только один орган, например, к таким можно отнести больной зуб или вскочивший прыщ. Особенность местных заболеваний в том, что они могут переходить в общие. Но существует разница между заражением и заболеванием. В организм человека могут попасть болезнетворные бактерии, но он при этом не заболевает. Это обусловлено защитными силами организма, т.е. явлением иммунитета.
4. Иммунитет
Иммунитет – это способность организма человека распознавать чужеродные соединения и тела и уничтожать их. Название «иммунитет» происходит от латинского слова immunitus – освобождение. Иммунитет – это защитная реакция организма. И является функциями лейкоцитов и лимфоцитов.
В организме человека иммунитет может осуществляться несколькими путями (см. Рис. 5).
Рис. 5.
Иммунитет бывает неспецифический и специфический. Неспецифический иммунитет был открыт в 1883 г. нашим ученым Ильей Мечниковым. Часть лейкоцитов попадает в вилочковую железу и лимфатические узлы, где они преобразуются в клетки лимфы, так называемые лимфоциты (см. Рис. 6).
Рис. 6.
Лимфоциты обладают удивительной способностью. Они могут распознавать и убивать чужеродные организмы. Одна группа лимфоцитов распознает чужеродные организмы и дает сигнал другой группе лимфоцитов, которые начинают активно размножаться, окружают болезнетворный организм или инородное тело и уничтожают его. На этом основано явление клеточного иммунитета. Если чужеродное тело, которое еще физиологи называют антигеном, не может быть сразу уничтожено лимфоцитами, то тогда в дело вступают лимфоциты третьей группы. Они начинают вырабатывать специальные химические вещества, которые называются антителами. При контакте с антигеном антитела убивают их. Таким образом, антитела – это химические соединения, находящиеся в плазме крови, имеющие сродство к антигену и способные убивать его. Антитела разносятся током крови по всему организму. Встречаясь с антигеном, они его уничтожают. Хочется отметить, что антитела обладают специфичностью, т.е. сродством с антигеном. Антитела действуют на определенный антиген и не убивают другие. Вот почему антитела, которые у нас вырабатываются, допустим, при заболеваниях ветряной оспой, не могут защитить нас от кори или краснухи. Иммунитет, обусловленный в организме антителами, носит название гуморального иммунитета. Явление гуморального иммунитета было открыто в 1897 году немецким ученым Эрлихом. А в 1908 году два ученых – Мечников и Эрлих – были удостоены Нобелевской премии за открытие механизмов иммунитета.
В организме человека имеются специальные защитные механизмы, и поэтому восприимчивость к заболеваниям зависит от состояния организма человека. В процессе эволюции в организме человека сложилась целая система, которая участвует в образовании иммунитета. К иммунной системе относятся красный костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы и селезенка (см. Рис. 7).
Рис. 7.
Как правило, человек, перенесший инфекционное заболевание, повторно этим заболеванием уже не болеет, или протекает оно у него в более мягкой форме. Связано это с тем, что клетки лимфы – лимфоциты, способные к образованию антител, – обладают так называемой иммунной памятью.
Открытие иммунной памяти позволило ученым разработать ряд профилактических мер против различных заболеваний. К таким профилактическим мерам относятся прививки, вакцины, сыворотки.
Около 200 лет назад английский врач Джейнер заметил, что доярки, которые работали с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали потом человеческой оспой. Он решил провести определенный эксперимент, в ходе которого он доказал, что если в организм человеку внести жидкость из оспинок коровы, он потом не будет заболевать человеческой оспой. Так была сделана первая профилактическая прививка.
А 80 лет спустя Луи Пастер разработал теорию вакцинации, т.е. предупреждения заболеваний в ходе прививок. Слово «вакцинация» происходит от латинского названия «вакцио» – корова. Луи Пастер предложил вводить человеку убитые или ослабленные микробы, которые уже не могут вызвать у него заболевания, но зато делают его невосприимчивым к данной инфекции. После этих открытий представления об иммунитете достаточно сильно изменились.
Специфический гуморальный иммунитет, открытый Эрлихом, можно разделить на две большие группы (см. Рис. 8). Это врожденный иммунитет и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет человек приобретает сразу после рождения вместе с молоком матери. А вот приобретенный иммунитет возникает у человека двумя путями. Он может быть естественным после перенесения какого-либо заболевания, или искусственным после применения профилактической прививки. Если человеку в организм вводят сыворотку, т.е. жидкость, которая содержит готовые антитела против микробов, вызывающих данную болезнь, такой иммунитет называют пассивным. Сыворотку вводят, например, для того, чтобы защитить организм от бешенства. Если же в организм вводят вакцину, которая содержит в себе ослабленные микробы, то иммунитет, который возникает у человека, носит название активный. Профилактические прививки необходимы для предотвращения различных заболеваний. Благодаря им человечество уже смогло справиться с такими серьезнейшими заболеваниями, как чума, оспа. Для того чтобы эти болезни вновь не вернулись к нам, необходимо делать профилактические прививки и следовать указаниям врача.
Рис. 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал к урокам химии
Занимательный дидактический матерал к урокам или внеклассным мероприятиям в 8-9 классе.Материал неМОЙ,но очень полезен....
Занимательный материал на уроках
Данный материал развивает интерес к изучаемому предмету....
Занимательный материал к уроку ИЗО
Работа включает в себя иллюстрированную презентацию, выполненную в программе MSOffice Power Point.Данная презентация является занимательным материалом по изобразительному искусству. Позволяет ра...
Занимательный материал для уроков штукатурно-малярного дела
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащихся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Как показывает опыт, успешность освоения пр...
Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения
В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка....
занимательный материал к уроку
географические ребусы...
Занимательный материал на уроках математики по теме "Десятичные дроби"
Игровые моменты на уроках математики...