Организация исследовательской работы с учащимися по биологии и экологии
статья по биологии на тему

Маслова Юлия Викторовна

 Обобщение опыта по теме: Организация исследовательской работы с учащимися по биологии и экологии в сельской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._obobshchenie_opyta_po_issled_rab.docx413.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Суворовская ООШМасловаЮ.В.РМО химия

Обобщение опыта по теме:  

 Организация исследовательской работы с учащимися по биологии и экологии

Автор: учитель биологии, химии МБОУ Суворовская ООШ С.Суворова Дивеевского р-на Нижегородской области Маслова Юлия Викторовна

    С целью повышения познавательной активности учащихся, в связи с выдвижением качественно новых требований к организации учебного процесса в современной школе необходим поиск новых подходов к изучению материала. Одним из перспективных методов организации учебного процесса является организация исследовательской деятельности учащихся.  Она позволяет расширять кругозор учащихся, развивать навыки самостоятельной работы, формировать различные операции мыслительных процессов, воспитывать внимательность, любознательность, интерес к науке. При правильной и планомерной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся расширяется область возможностей их развития и самосовершенствования от отработки ООУН до компетентностных и коммуникативных способностей. Впоследствии это, возможно не только окажется необходимым для повышения их предметной грамотности, но и будет способствовать их дальнейшей социализации, что является одной из основных задач современного образования.

      В рамках изучения биологии в нашей школе организуется исследовательская деятельность по нескольким направлениям:

- изучение теоретических основ и истории биологии(носит в основном поисковый характер: работа с литературой, интернет-ресурсами);

-исследования на уроках(как правило, на лабораторных и практических работах);

-исследования во внеурочное время(на групповых и дополнительных занятиях,   в каникулярное время).

    Как показала практика нашей школы наиболее эффективно комплексное построение занятий такого характера. Например, во время работы летнего пришкольного лагеря для будущих семиклассников и шестиклассников организовывались экскурсии и полевые практикумы по изучению экосистем нашей местности, видового разнообразия животных и растений. Использовались такие методы как полевой сбор, фотографирование, зарисовки. Реализуется и комплексный подход  в исследовательской деятельности. Например при изучении экосистем, степени антропогенного воздействия, его последствий для природы. Как показывает практика, наиболее актуальны те исследования природы, в которых задействованы одновременно биологические, экологические, химические, географические знания. Например, летом для восьмиклассников была организована экскурсия по водным объектам наших окрестностей(родникам, колодцам, прудам) , во время которой проводилось изучение флоры и фауны водоемов, забор проб воды для анализа. Дети получили навыки забора пробы, оформления и простейших опытов. Затем, в учебном году, согласно тематическому плану по химии проводилась практическая работа «Анализ почвы и воды» уже с более подробным исследованием. Сочетание урочной и внеурочной форм исследовательской работы способствовали повышению познавательного интереса учащихся.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото лагерь 2011\IMG_5800.JPG

Изучение экосистемы водоема

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...

Организация исследовательской работы учащихся по биологии

Выступление на школьном методическом объединении учителей....

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...