Лишайники
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Пояснительная записка.
Урок биологии в 5 классе «Лишайники» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
Тип урока: открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 46.83 КБ |
prezentatsiya.rar | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Ленинского района г. Саратова
Тема урока: «Лишайники»
Автор: учитель биологии
Бадретдинова Венера Абдуллаевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Урок биологии в 5 классе «Лишайники» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
Тип урока: открытие новых знаний
Урок по теме « Лишайники».
Цель: сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.
Задачи:
- Образовательные
Формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека.
Продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)
- Развивающие
Развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.
- Воспитательные
Формировать интерес к предмету, к живым организмам.
Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
В целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой.
Формируемые УУД.
- Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения;
- сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- сформировать умение составлять схемы-опоры, работать с таблицей;
- сформировать умение анализировать и оценивать результат.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем;
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- Предметные:
- сформировать умение рассказывать о строении и жизнедеятельности лишайников; об их значении в природе и в практической деятельности человека;
- сформировать умение находить взаимосвязь между строением и функциями организма;
- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник, лихенология, спора, таллом, автотрофы и гетеротрофы, симбиоз.
- Личностные:
- воспитывать экологическое сознание;
- помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
- сформировать умение признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;
- сформировать ответственное отношение к учению, к своему здоровью и к здоровью окружающих;
- сформировать умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование
- Презентация к уроку: «Лишайники»
- Гербарий лишайников
- Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран
- Раздаточный материал к уроку
- Словари: Ушакова, Ожегова.
Литература для учителя и учащихся:
- Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
- Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
- Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
- Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2013
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1 | Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с загадочными организмами, тайну которых предстоит вам разгадать на уроке. Кто они? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | ||||||||||||
2 | Актуализация и пробное учебное действие | Работая в паре, выберите из представленных на слайде организмов (Слайд № 1) картинки грибов и водорослей. По каким признакам вы отнесли их к водорослям, к грибам? Расскажите о них по плану (Карточка №1):
Оцените ответы одноклассников. Картинки с изображением каких организмов вы не выбрали? (Слайд № 2) Что это за организмы? Где встречаются в природе? Какова их роль в природе? К какому царству живых организмов вы бы их отнесли? (Слайд № 3) Это лишайники. (Слайд № 4). Учёные, изучив строение лишайников, назвали их «сфинксами». Найдите толкование этого слова в словарях. Слово «сфинкс» символизирует что-то таинственное, загадочное. Сегодня на уроке мы разгадаем тайну этих необычных организмов – симбионтов. Что означает слово симбиоз? Приведите примеры симбиотических организмов. Как может один организм состоять из двух? Как отличить лишайники от других организмов? Почему у них такое неприятное название - лишайники? ( Слайд № 5) Постройте свой ответ по плану:
| Работа в паре в форме диалогового общения. Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы. Оценивают ответы одноклассников. . Находят толкование этого слова в словарях. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры симбиотических организмов Пытаются ответить по данному плану | ||||||||||||
3 | Выявление места и причины затруднения. | Почему не получается рассказать о лишайниках по данному плану? Каких знаний не хватает? Что бы вы хотели узнать о них? Каким способом можно получить нужную информацию? | Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | ||||||||||||
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Для устранения возникшего затруднения определите тему и цели урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 15. | Работают в парах. Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. | ||||||||||||
5 | Реализация построения проекта | Работая в группе, изучите Слайд № 6 и статью в учебнике «Строение лишайников» с.66-67. Рассмотрите образцы гербариев лишайников, сравните их и ответьте на вопросы. Какое строение имеют лишайники? В чём их отличие? На какие типы, в зависимости от строения слоевища, можно разделить лишайники? Начертите схему «Тип слоевища» в тетради (Слайд № 7). Найдите среди гербариев: накипные, листоватые и кустистые. Заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища (Карточка № 2)
Работая в паре, изучите статью «Жизнедеятельность лишайников» на с.67. Почему лишайники дожили до наших дней? Какую роль для лишайника играют гифы грибницы? Какую роль для лишайника играют водоросли, или цианобактерии? Как водоросли и грибы находят друг друга? ( Слайд № 8) Продолжая работать в паре, изучите слайды № 9, 10 и статью в учебнике «Неприхотливость лишайников». Ответьте на вопрос: почему лишайники способны обитать в самых бесплодных местах. Каково значение этих удивительных организмов в природе и жизни человека. Давайте послушаем ребят, подготовивших интересные сообщения. (Слайд № 11). | Занимают места в группах. Обмениваются мнениями. Находят ответы на поставленные вопросы. По мере выполнения задания, делают записи в тетради. Заполняют таблицу. Формулируют выводы. Оценивают собственный вклад в работу группы. Работают в паре в форме диалогового общения. Находят ответы на вопросы, формулируют выводы. Слушают сообщения. Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод. Делают записи в тетради. | ||||||||||||
6 | Физкультминутка | ||||||||||||||
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работая в группе, решите биологическую задачу (Карточка № 3): 1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют? 2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство? 3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление? 4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните. За верное решение задачи выставляются 3 балла. | Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы Каждая группа зачитывает свою задачу и проговаривает версию ответа. В обсуждении участвует весь класс. Оценивают ответы учащихся. | ||||||||||||
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работая самостоятельно, выполните задание: «Выберите верные утверждения» (Карточка № 4): 1)Лишайники – это организмы-симбионты. 2)Тело лишайника называется слоевищем. 3)Листоватые лишайники имеют листья. 4)Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. 5)Кустистые лишайники имеют стебли и корни. 6)Лишайники приносят вред природе. 7)Лишайники участвуют в первичном почвообразовании. 8)Лишайники требовательны к чистоте воздуха 9)Лишайники чувствительны к недостатку влаги. 10)Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. 11)Лишайники размножаются только половым путём. 12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории. 13)Лишайников много в крупных городах. 14)Некоторые лишайники человек употребляет в пищу. За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл. Результат проверьте по эталону (Карточка № 5) | Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выявляют и корректируют возможные ошибки | ||||||||||||
9 | Включение в систему знаний и повторение | Организует работу с тестовыми заданиями «Что я знаю о лишайниках?» (Карточка №6). | Работают индивидуально с тестовыми заданиями. Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат, устраняют пробелы в знаниях. | ||||||||||||
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны беречь и заботиться о них. Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? | Дети сравнивают глубину своих знаний о лишайниках в начале урока и после изучения темы. Отвечают на вопросы учителя. | ||||||||||||
Самооценка деятельности | Оцените свою работу на уроке, заполнив «Лист учёта знаний учащихся» (Карточка №7) | Дают оценку своей работе на уроке, заполняют «Лист учёта знаний» | |||||||||||||
Информация о домашнем задании | 1).Изучить текст § 15 учебника и ответьте на вопросы в конце параграфа. 2).Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. 4).ЦОР по биологии: http://school-collection.edu.ru. (Слайд № 12) | Записывают задания. Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | |||||||||||||
Подведение итогов урока | Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке. | Подают дневники учителю для выставления отметок |
Раздаточный материал к уроку «Лишайники».
Карточка №1. План ответа
- строение
- питание
- размножение
- местообитание
- значение в природе и в жизни человека.
Карточка №2. Таблица «Строение лишайников с различным типом слоевища».
Тип слоевища | Особенности строения | Примеры |
Карточка №3. Биологическая задача.
1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?
2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство?
3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?
4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.
За верный ответ задачи выставляется 2 балла.
Карточка №4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Выберите верные утверждения».
1) Лишайники – это организмы-симбионты.
2) Тело лишайника называется слоевищем.
3) Листоватые лишайники имеют листья.
4) Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
5) Кустистые лишайники имеют стебли и корни.
6) Лишайники приносят вред природе.
7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.
8) Лишайники требовательны к чистоте воздуха
9) Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
11) Лишайники размножаются только половым путём.
12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.
13) Лишайников много в крупных городах.
14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу.
За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл.
Карточка № 5. Эталон верного ответа
Верные утверждения:
- Лишайники – это организмы-симбионты.
- Тело лишайника называется слоевищем.
7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.
- Лишайники требовательны к чистоте воздуха
10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу
Карточка №6. «Что я знаю о лишайниках?»
- Установите соответствие между термином и его определением.
Термин Определение
А. Лишайники 1.Тело лишайника.
Б. Слоевище 2.Организмы, состоящие из гриба
В. Симбиоз и одноклеточных водорослей.
Г. Соредии 3.Наука о лишайниках.
Д. Лихенология. 4.Полезное сожительство гриба и водоросли.
5.Одна или несколько клеток водоросли,
окружённые нитями грибницы.
А | Б | В | Г | Д |
За верный ответ выставляется 2 балла.
- Какую роль играют лишайники в природе? Приведите не менее трёх характеристик.
За верный ответ выставляется 2 балла.
Карточка №7. Лист учёта знаний учащихся (если вы набрали 12 баллов, ваша оценка за урок – «5», 10-11 баллов – «4», 7-9 баллов – «3», менее 7 – «2»).
№ п/п | Фамилия, имя | Количество баллов | Оценка за работу в группе | Оценка за урок | |||
Биологическая задача | Выберите верные суждения | Что я знаю о лишайниках? | |||||
Пример синквейна.
Лишайники.
Неприхотливые. Устойчивые.
Кормят. Лечат. Красят.
Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.
Индикаторы.
Подписи к слайдам:
.
Тип
слоевища
Листоватые Кустистые
Накипные
Ксантория
Леканора
Кладония
Домашнее
задание
Изучить текст § 15учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради.
Написать
синквейн
.
ЦОР по биологии:
http
://
school
-
collection
.
edu
.
ru
Выберите из представленных на слайде организмов картинки грибов и
водорослей.
1
2
3
4
5
6
Картинки
с изображением
каких организмов
вы не выбрали?
Лишайники
Тело
лишайника называется
талломом,
или
слоевищем.
Оно представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними одиночно или группами расположены клетки зелёных водорослей или клетки
цианобактерий
.
Слоевище может быть разнообразным по форме, размеру, цвету,
строению.
Лишайники
Значение
лишайников в
природе:
-первопоселенцы безжизненных пространств;
-участвуют в первичном почвообразовании;
-пища для многих диких копытных животных.
З
начение лишайников в жизни человека
:
-кустистый лишайник - ягель является ценнейшим, а зимой единственным кормом для одомашненных копытных на севере;
-некоторые виды используются в пищу человеком;
-используют в медицине;
-сырьё для химической промышленности;
-служат для получения природных красителей;
-используют в парфюмерной промышленности.
Лишайники
Бадретдинова
Венера
Абдуллаевна
,
учитель
химии и биологии
МОУ «СОШ № 64»
Ленинского района
г. Саратова
Лишайники
Термин "
лишайник
" был
предложен
в 1860 году русским ученым Андреем Николаевичем
Бекетовым
.
Лишайники
получили
это не
совсем приятное название за их внешнее сходство с наростами, лишаями на коже животных и человека.
В конце
XVIII –
начале
XIX
века возникла наука о лишайниках -
лихеноло́гия
(от
греч. »
лихен
»
—
лишай
,
лишайник
). Её основоположником считается шведский учёный
Эрик
Ахариус
.
Лишайники
Лишайники
-
индикаторы
чистоты
воздуха.
Они
погибают, если воздух загрязнён различными вредными примесями.
Первыми
исчезают кустистые лишайники, за ними – листоватые,
последними исчезают
накипные.
Лишайники
Лишайники
–
это своеобразные и удивительные организмы. Учёные называют их «Сфинксами» растительного мира. Кажется, что это одно растение, а на самом деле
- это симбиоз двух организмов
разных видов: гриба и
водоросли
или гриба и
цианобактерий
.
Лишайники
Лишайники
очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Лишайники образуют особые вещества – лишайниковые кислоты, способные растворять поверхностный слой горных пород. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах
, на старых
заборах и даже на поверхности стекла. После отмирания лишайников образуется перегной, на котором могут расти растения.
Что это за организмы?
Где встречаются в природе?
Какова их роль в природе?
К какому царству живых организмов вы бы их отнесли?
Лишайники
По мере роста лишайника его тело, под давлением разросшейся массы, разрывается и группы клеток –
соредии
(клубочки
гиф с одной или несколькими клетками водоросли
) разносятся ветром или дождевыми потоками.
Также лишайники способны образовывать
споры
, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют новый организм (половой процесс
).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах
научно - практическая работа об экологии, систематике и индикационном значении лишайников...
"Лишайники"
"Лишайники" ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...
презентация на тему "Лишайники"
Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....