Рабочая программа по биологии для 10-12 классов заочной формы обучения
рабочая программа (биология, 10 класс) на тему

Масляева Елена Николаевна

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 -12 классов заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_programma.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДА  НИЖНЕГО  НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР  ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОГО  РАЙОНА

603079, Московское шоссе, 161, т. (факс) 279-03-11

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО ________ (_____________)

Протокол №____ от «__» _______2012 г.

Рекомендована к утверждению МС

Заместитель директора поУВР МБОУ ЦО

_______________  Новожилова С.А.

Протокол № ____ от «___» _________2012 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ЦО Московского района

___________ Меркулова Н.А.

Приказ № ___ «__» ___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии на 2012-2013 учебный год

Разработала:  учитель биологии  МБОУ ЦО Московского района 

Масляева Елена Николаевна, педстаж – 21год

Класс: 10-12

Общее количество часов по плану: 34 часа

Количество часов в неделю:1 час

Рабочая программа составлена на основании. Программы среднего (полного) общего образования по биологии/ Программы для общеобразовательных учреждений, подг. И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазовым.   Биология 5-11 – классы. Москва: Дрофа, 2009г.

Учебник:

В.И. Сивоглазов,И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. Москва: Дрофа, 2009г.

2012 год

Пояснительная записка

     Программа по биологии в 10 - 12 классе составлена на основании:

— примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии  авторов: И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазова. 2009 г., в соответствии  с федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Курс рассчитан на 105 часов (1 час в неделю в расчёте на 35 учебных недель). Обучение ведётся по учебникам «Общая биология 10 - 11 класс. Базовый уровень» авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. М. Просвещение 2009 год.

     Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование  общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только  определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

     Изучение курса «Биология» в 10-12 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. С этой целью в программе уделяется серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач:

  • Профилактика СПИДа.
  • Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
  • Влияние мутагенов на организм человека.
  • Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
  • Медико-генетическое консультирование.

Эти темы помогут корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

     В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики.

     При треххгодичном курсе биологии распределены темы, следующим образом:

в 10 классе изучаются разделы:

 «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».

В разделе «Организм» часть тем изучается в 10 классе:

- Организм – единое целое. Многообразие живых организмов;

- Обмен веществ и превращение энергии;

- Размножение.

Остальные темы раздела «Организм» изучаются в 11 классе:

-Наследственность и изменчивость

- Основы селекции. Биотехнология.

- Вид ( в нем изучаются темы:

-История эволюционных идей.

- Современное эволюционное учение.

В 12 классе изучаются темы из раздела  «Вид»:

- происхождение жизни на Земле.

- Происхождение человека.

Раздел «Экосистемы» полностью изучаются в 12 классе

    Требования к уровню подготовки учащихся

     В результате изучения биологии на базовом уровне  ученик должен:

знать/понимать: Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.

  • Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);.
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ  и превращения энергии в экосистемах и биосфере.
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
  • Биологическую терминологию и символику.

уметь: Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;  вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыща человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

  • нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
  • Решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питании).
  • Описывать:  представителей видов по морфологическому критерию.
  • Выявлять: приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
  • Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
  • Анализировать и оценивать: различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
  • Изучать: изменения в экосистемах на биологических моделях.
  • Находить: информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек )курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

10 класс

Содержание обучения

РАЗДЕЛ 1.

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   (3 ч).

Тема 1.1.   Краткая история развития биологии. Система биологических наук. (1 час)

        Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

  • Демонстрация.

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»

Тема 1.2.  Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.  (2 часа)

     Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

  • Демонстрация.

Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

РАЗДЕЛ 2.

КЛЕТКА   (15 ЧАСОВ)

Тема 2.1.             История изучения клетки. Клеточная теория.    (1 час)

     Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва.  Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн. основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрации.

Схема «Многообразие клеток»

.

Тема 2.2.          Химический состав клетки.     (5 часа)

       Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой  и неживой природы на уровне  химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

     Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные  и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

  • Демонстрации.

Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой         природе». Периодическая таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»

Тема 2.3.  Строение эукариотической и прокариотической клеток  (4 часа).

     Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

     Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

     Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

  • Демонстрации.

Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»,  «Строение хромосомы», «Строение прокариотической клетки».

  • Лабораторные работы
  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
  2. Сравнение строение клеток растений и животных.
  • Практические работы
  1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Тема  2.4.  Реализация наследственной информации в клетке    (2 час).

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

  • Демонстрации.

Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка»

Тема 2.5.                      Вирусы.     (2  час).

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  • Демонстрации.

Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа»

Контрольная работа  1 час

РАЗДЕЛ 3.

ОРГАНИЗМ.   (15 часов)

Тема 3.1.    Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.   (1 час)

     Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

  • Демонстрации

Схема «Многообразие организмов»

Тема 3.2.     Обмен веществ и превращение энергии.   (4 часа)

     Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

     Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

  • Демонстрации

Схема «Пути метаболизма в клетке»

Тема 3.3.    Размножение  (6 часов)

     Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

     Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

  • Демонстрации

Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида»

Тема 3.4.  Индивидуальное развитие организмов  ( онтогенез)   (3 часа)

     Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

     Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

  • Демонстрации

Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов среды на развитие организма.

11 класс

Содержание обучения

ОРГАНИЗМ.   (17 часов)

Тема 3.5.     Наследственность и изменчивость.    (13 часов)

     Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

     Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

     Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

     Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.

     Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

     Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

     Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

  • Демонстрации

Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

  • Лабораторные работы
  1. Составление простейших схем скрещивания.
  2. Решение элементарных генетических задач.
  3. Изучение изменчивости.
  • Практические работы

2) Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.

Тема 3.6.          Основы селекции. Биотехнология. (4 часа)

     Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

     Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

  • Демонстрации

Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически

модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

  • Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведение (заочная интернет-экскурсия на селекционную станцию)

  • Практические работы

3) Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

РАЗДЕЛ 4.                                            

                                                                      ВИД      (11 часов)

Тема  4.1.            История эволюционных идей    (5 часов)

     История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теория Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрации

Карта – схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 4.2.       Современное эволюционное учение   (9 часов)

     Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

     Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

     Доказательства эволюции органического вида.

  • Демонстрации

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и или схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных», гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания в результате видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

  • Лабораторные  работы
  1. Выявление изменчивости у особей одного вида.
  2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

* Практические работы

1) Описание особей вида по морфологическому критерию.

12 класс

Содержание обучения

Тема 4.3.     Происхождение жизни на Земле   (5 часов)

     Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

     Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Демонстрации

Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

  • Экскурсия

2) История развития жизни на Земле (интернет-экскурсия в краеведческий музей)

  • Практические  работы
  1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Тема 4.4.         Происхождение человека     (6 часов)

     Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

  • Демонстрации

Схемы: «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

  • Экскурсия

3) Происхождение и эволюция человека (интернет-экскурсия в краеведческий музей)

  • Лабораторные   работы

3) Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.

  • Практические работы
  1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

РАЗДЕЛ 5.

ЭКОСИСТЕМЫ     (18 часов)

Тема 5.1.                 Экологические факторы       (6 часов)

     Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических  факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

  • Демонстрации

Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Тема 5.2.                         Структура экосистем   (5 часов)

     Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

  • Демонстрации

Схема «Пространственная система экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ  и энергии в экосистеме.

  • Лабораторные   работы
  1. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
  2. Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности.
  3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
  4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
  • Практические работы
  1. Решение экологических задач.

Тема 5.3.                      Биосфера – глобальная экосистема   (4 часа)

     Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)

  • Демонстрации

Схема «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Тема 5.4.                                      Биосфера и человек       (4 часа)

     Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных материалов.

  • Демонстрации

Таблицы, демонстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

  • Практические    работы
  1. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
  2. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 10 кл. по заочной форме обучения

Данная рабочая программа по геометрии к учебнику А.В. Погорелова " геометрия 10-11" содержит пояснительную записку, тематический план,примерное поурочное планирование, требование к уровню подготовки д...

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)

Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)...

Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для студентов заочной формы обучения

В данной программе раскрывается опыт работы со студентами заочного отделения, приводится примерный программный материал....

Рабочая программа по математике - 11 класс (заочная форма обучения)

Рабочая программа по математике - 11 класс (заочная форма обучения)...

Рабочая программа по математике - 12 класс (заочная форма обучения)

Рабочая программа по математике - 12 класс (заочная форма обучения)...

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)...