Использование ИКТ на уроках биологии в школах VIII вида
статья по теме

Юдина Елена Николаевна

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Компьютер вызывает стойкий интерес у детей с ограниченными возможностями здоровья, он помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в овладении школьными предметами. Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках естествознания, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний учащихся, а также в выполнении творческих домашних заданий. Использование компьютерных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokakh_biologii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района

Юдина Е.Н. – учитель естествознания

 Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании естествознания в школе VIII вида.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Компьютер вызывает стойкий интерес у детей с ограниченными возможностями здоровья, он помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в овладении школьными предметами. Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках естествознания, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний учащихся, а также в выполнении творческих домашних заданий. Использование компьютерных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Надо сказать также, что компьютеры способны не только обеспечить реализацию принципа наглядности в обучении, но и изменить представление об этом методическом принципе. Мультимедийные презентации по предмету стали уже обязательными в объяснении новой темы, эффективными на уроках обобщения и систематизации изученного. Применение слайд–фильмов (Power Point) во время урока биологии обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд – фильмов используется сканированный материал, информация сети Интернет, видеофрагменты, а также создаются материалы в различных программах. По сравнению с традиционными формами обучения школьников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1.Презентация несет в себе образный тип информации, понятный ученикам с проблемами здоровья. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2.Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать детям процесс фотосинтеза или перенестись на уроке в летний лес, на опушку, да ещё в декабре-феврале?

3.Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

4. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Использование компьютерных технологий создаёт возможность доступа к современной, свежей информации, к новой форме оценке знаний. Эти технологии я использую в учебном процессе при объяснении и закреплении материала, при проверке знаний, на уроках обобщения. Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит его использовать там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Помимо уроков погружения в новую тему, использование компьютера эффективно при закреплении знаний. Одним из видов такой работы могут быть игровые фрагменты уроков, которые делают его привлекательным и по-настоящему современным. Во время интересной работы у детей развиваются познавательные процессы, внимание, память, воображение, речь. Огромный интерес у учеников вызывает работа по разгадыванию кроссвордов, ребусов. Дети могут работать индивидуально или группами. Вместе решая, рассуждая, сопоставляя, обучающиеся, во-первых, учатся работать командой, во-вторых, появляется дух соперничества и желание опередить. За счёт смены игр и их малой продолжительности у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на уроках.  Применение компьютеров на уроке создаёт эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей с проблемами здоровья.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно компьютерных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

- он повышает качество знаний,

- продвигает ребёнка в общем развитии,

- помогает преодолевать трудности,

- вносит радость в жизнь ребёнка,

- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Можно сделать общие выводы о возможности использования ИКТ на уроках естествознания:

1.Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и ученика.

2.Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.

3.Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.

 4.ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.

5.Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

6.Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.

7.Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида...

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида...

Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая» с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида Учитель: Ефимова Г.Л.

Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая»с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида...

Конспект урока биологии для школ VIII вида ФГОС "Папоротники"

Общее представление об особенностях внешнего строения папоротника, особенностях его размножения....