Урок № 4 по теме: «Строение растительной и животной клетки. Клетка — живая система»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: расширить знания о строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Строение растительной и животной клетки. Клетка — живая система | 42.35 КБ |
Строение растительных клеток | 2.79 МБ |
Тест № 1. Основные свойства живых организмов.Тест № 3. Клетка. | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс ФГОС
Урок № 4 по теме: «Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: расширить знания о строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!
Слайд № 1
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Слайд № 2
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
II. Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Заполните схему по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
III. Актуализация нового материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
х | Л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы |
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
г | у | К |
2.Ученый открывший клетку.
м | и | К | р | о | с | к | о | п |
- С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
к | л | Е | т | о | ч | н | а | я | м | е | м | б | р | а | н | а |
- Защищает клетку от влияния окружающей среды.
в | А | к | у | о | л | ь |
- Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
ц | и | Т | о | п | л | а | з | м | а |
6.Полужидкое содержимое клетки.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
IV. Лабораторная работа.
а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
б) Работа с компьютером.
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выразить…
- Не мог выполнить…
Сейчас:
- Выяснил…
- Выучил…
- Познакомился…
- Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф § 3. рис. клетки, повторить строен микроскоп. Р.т. § 3.
с 13-15.
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки. Придает клетке определенную форму, защищает ее содержимое.
Бесцветное густое, тягучее образование. Цитоплазма – внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Она постоянна движется по всему объему клетки.
Полости в цитоплазме. Вакуоль – резервуар в котором содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и ненужные клетки продукты жизнедеятельности. Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет
Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки. Ядро всегда окружено цитоплазмой. Оно несет в себе наследственную информацию клетки. Ядро – центр жизнедеятельности клетки.
Мелкие тельца. Бесцветные, но чаще окрашенные в зеленый или красно-оранжевый цвет Зеленые пластиды. Зеленый цвет получают благодаря хлорофиллу.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении Рассмотрите при большом увеличении Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.
1 . Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму цитоплазма оболочка поры вакуоль пластиды 2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ оболочка поры вакуоль пластиды хлоропласты хромопласты лейкопласты
3. Небольшое плотное тельце цитоплазма оболочка поры ядро пластиды 4. Полость, заполненная клеточным соком. вакуоль хромопласты цитоплазма оболочка лейкопласты
5. Зеленые пластиды. лейкопласты хромопласты хлоропласты вакуоль ядро 6. Оранжево-красные пластиды лейкопласты хромопласты хлоропласты вакуоль ядро
7. Бесцветные пластиды поры лейкопласты вакуоль хромопласты оболочка 8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку цитоплазма пластиды вакуоль оболочка ядро
Предварительный просмотр:
Тест № 1. Основные свойства живых организмов.
- Из клеток состоят:
а) растения;
б) животные;
в) люди;
г) грибы.
- Внутри много маленьких клеток у:
а) кошки;
б) рябины;
в) змеи;
г) телевизора.
- Из невидимых глазом клеток построены:
а) Луна;
б) Ваши родители;
в) кочан капусты;
г) деревянная скамейка.
- Питание — это поступление в организм:
а) воды;
б) любых веществ;
в) веществ, необходимых для роста;
г) веществ, необходимых для жизни.
- Благодаря пище живые организмы получают:
а) энергию для жизни;
б) вещества для «строительства» тела;
в) вещества для «ремонта» тела;
г) только вещества, необходимые для роста.
- Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию;
б) движению;
в) дыханию;
г) выделению.
7. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:
а) дыхания;
б) выделения;
в) питания;
г) движения.
8. Ответные действия называют:
а) дыханием;
б) реакцией;
в) движением;
г) раздражимостью.
9. Двигаться могут:
а) микробы;
б) растения;
в) животные;
г) только листья растений.
10. Кто лучше приспособлен к жизни:
а) человек, так как он умнее и способен к сложной деятельности;
б) животные, так как они быстро размножаются и живут давно;
в) растения, так как могут получать энергию от Солнца;
г) микробы, так как они очень маленькие и им нужно мало пищи?
11. Кто хуже приспособлен к жизни:
а) человек, так как ему нужно много пищи;
б) животные, так как они не могут получать энергию от Солнца;
в) растения, так как не могут быстро двигаться;
г) микробы, так как очень маленькие и беззащитные?
12. В течение всей жизни растут:
а) люди;
б) животные;
в) микробы;
г) растения.
- Сходство животных и растений говорит о том, что они:
а) живут в одинаковых условиях;
б) имеют общее происхождение;
в) построены из одинаковых клеток;
г) состоят из одинаковых веществ.
- Найдите верные утверждения:
а) все живые организмы состоят из клеток;
б) растения питаются готовыми органическими веществами;
в) все живые организмы подвижны;
г) основной источник кислорода на Земле — растения.
- Найдите верные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки;
б) животные растут всю жизнь;
в) животные двигаются всю жизнь;
г) растения выделяют кислород.
- Найдите верные утверждения:
а) если двигается, то живое;
б) дышат только животные;
в) к выделению отходов способны только животные;
г) если размножается, то живое.
- Найдите ошибочные утверждения:
а) все живые организмы состоят из клеток;
б) растения питаются готовыми органическими веществами;
в) все живые организмы подвижны;
г) основной источник кислорода на Земле — растения.
- Найдите ошибочные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки;
б) животные растут всю жизнь;
в) животные двигаются все время;
г) растения выделяют кислород.
- Найдите ошибочные утверждения:
а) если двигается, то живое;
б) дышат только животные;
в) отходы выделяют только животные;
г) если размножается, то живое.
- Животные больше двигаются, чем растения, потому что:
а) им нужно больше пищи;
б) им нужно больше энергии;
в) они должны свою пищу поймать или найти;
г) они состоят из клеток и размножаются.
- Выделение помогает организму избавиться от:
а) лишних питательных веществ;
б) ядовитых веществ;
в) непереваренных веществ;
г) лишней энергии.
- О развитии можно говорить, если:
а) семя превратилось в растение;
б) щенок вырос в собаку;
в) листья повернулись к свету;
г) маленькое дерево стало большим.
- Самым важным признаком живого можно считать:
а) питание; д) размножение;
б) дыхание; е) раздражимость;
в) выделение; ж) обмен веществ;
г) рост; з) развитие.
- Биологи часто используют слова из таких иностранных языков как:
а) английский; г) греческий;
б) немецкий; д) латинский;
в) французский; е) арабский.
Тест № 2. Химический состав клеток.
- В клетках живых организмов больше всего:
а) углерода, меди, азота, водорода;
б) углерода, кислорода, серы, водорода;
в) углерода, фосфора, азота, водорода;
г) углерода, кислорода, азота, водорода.
- В клетках больше всего:
а)углерода; б)кислорода;
в)водорода; г)азота.
- В клетках меньше всего:
а)углерода; б)кислорода;
в)водорода; г)азота.
4. В организме человека больше всего:
а)жиров; б)углеводов;
в)белков; г)воды; д)нуклеиновых кислот.
5.Гемоглобин, переносящий кислород для дыхания, является:
а)нуклеиновой кислотой; б)жиром;
в)белком; г) углеводом.
6.Главным источником энергии служат:
а)углеводы; б)белки;
в)жиры; г)нуклеиновые кислоты.
7. Организмы запасают энергию в виде:
а) углеводов; б) белков;
в) жиров; г) нуклеиновых кислот.
8. Организм человека уменьшает потери тепла с помощью слоя:
а) углевода; б) белка;
в) жира г) нуклеиновой кислоты.
9. Дети похожи на родителей, потому что признаки передаются с помощью:
а) белков; б) нуклеиновых кислот;
в) углеводов; г) жиров.
10. Буквами отмечены органические вещества:
а) белки; г) углеводы;
б) вода; д) соли;
в) жиры; е) нуклеиновые кислоты.
11. Буквами отмечены неорганические вещества:
а) белки; г) углеводы;
б) вода; д) соли;
в) жиры; е) нуклеиновые кислоты.
12. В клетках больше всего:
а) нуклеиновых кислот; б) жиров;
в) белков; г) углеводов.
13. Верхний слой Земли содержит много:
а) углерода; д) кремния;
б) водорода; е) кальция;
в) кислорода; ж) алюминия;
г) азота; з) натрия.
- Найдите верные утверждения:
а) живые организмы похожи по химическому составу;
б) в живой природе преобладают кислород, азот, углерод и водород;
в) кислород встречается только в неживой природе;
г) основной источник энергии для живых организмов — белки;
д) наследственную информацию передают углеводы.
- Найдите верные утверждения:
а) глюкозу, сахарозу, клетчатку и крахмал относят к углеводам;
б) вода — хороший растворитель;
в) главная роль углеводов — придавать клеткам жесткость;
г) жиры — запасной источник энергии;
д) растения и животные имеют общее происхождение, поскольку они построены из клеток и сходны по химическому составу.
- Найдите верные утверждения:
а) кислород, азот, и углерод встречаются только в неживой природе;
б) жиры — запасной источник энергии;
в) углеводы хранят наследственную информацию;
г) углеводы только придают клеткам жесткость;
д) в живой природе больше всего кислорода, водорода и углерода.
- Древесина обладает высокой прочностью благодаря:
а) жирам;
б) белкам;
в) нуклеиновым кислотам;
г) углеводам.
- Мышцы работают благодаря:
а) жирам;
б) белкам;
в) нуклеиновым кислотам;
г) углеводам.
- Волосы и ногти состоят из:
а) углеводов;
б) нуклеиновых кислот;
в) жиров;
г) белков.
- Белков много в:
а) хлебе;
б) яйцах;
в) масле;
г) ягодах.
Тест № 3. Клетка.
- Белки образуются в:
а) лизосомах;
б) рибосомах;
в) митохондриях;
г) клеточном центре.
- Наследственная информация хранится в:
а) ядре;
б) рибосомах;
в) лизосомах;
г) хромосомах.
- Клеточный сок находится в;
б) центриолях;
в) рибосомах;
г) вакуолях.
- Из клеток НЕ состоит;
а) бактерия туберкулеза;
б) вирус гриппа;
в) ласточка;
г) жук-навозник.
- Оболочка растительной клетки состоит из:
а) белков;
б) жиров;
в) углеводов;
г) нуклеиновых кислот.
- Эндоплазматическая сеть служит для:
а) переваривания частиц пищи;
б) перемещения питательных веществ;
в) образования белков;
г) контроля за делением клетки.
- Половые клетки, по сравнению с обычными, содержат хромосом:
а) в 2 раза больше;
б) столько же;
в) в 2 раза меньше;
г) в 4 раза меньше.
- Хромосом у человека:
а) 46; б) 48;
в) 64; г) 84.
- Хромосомы располагаются в:
а) ядре;
б) лизосомах;
в) аппарате Гольджи;
г) рибосомах.
- Энергия для жизни выделяется в:
а) рибосомах;
б) митохондриях;
в) лизосомах;
г) хромосомах.
- Переваривание частиц пищи в клетке происходит в:
а) митохондриях;
б) рибосомах;
в) лизосомах;
г) хромосомах.
- Белки в клетке образуются в:
а) митохондриях;
б) лизосомах;
в) хромосомах;
г) рибосомах.
13. Ядер нет в клетках:
а)растений; б)бактерий;
в)грибов; г)животных.
14. Ядра есть в клетках:
а)растений; б) бактерий;
в)грибов; г ) животных.
- Снаружи вирусы построены из ... , а внутри содержат ... .
Назовите нужные буквы, соответствующие пропущенным словам:
а)нуклеиновые кислоты; б) жиры;
в)белки; г)углеводы.
- Найдите верные утверждения:
а)ядро есть у всех клеток;
б)цитоплазма — это вязкая жидкость внутри клетки;
в)углеводы образуются в рибосомах;
г)энергией клетку обеспечивает клеточный центр;
д)некоторые вирусы состоят из клеток.
17. Найдите верные утверждения:
а)любая клетка снаружи покрыта мембраной;
б)пиноцитоз — это поглощение клеткой твердой пищи;
в)ядро содержит одно или несколько ядрышек;
г)в клетках всех живых организмов есть пластиды.
18.Найдите верные утверждения:
а)пищу в клетке переваривают лизосомы;
б)белки образуются в митохондриях;
в)энергией клетку снабжают митохондрии;
г)вирусы — живые, но состоят не из клеток;
д)ядро каждой клетки содержит план всего организма.
19.Поглощение клеткой твердых частиц называется:
а) пиноцитозом;
б) фагоцитозом;
в) фотосинтезом;
г) фотоцитозом.
20. Поглощение клеткой жидкости называется:
а) пиноцитозом;
б) фагоцитозом;
в) фотосинтезом;
г) фотоцитозом.
- Клетки зеленых растений образуют органические вещества с помощью:
а) пиноцитоза;
б) фагоцитоза;
в) фотосинтеза;
г) фотоцитоза.
- Процесс, дающий клетке энергию, называется:
а) пиноцитозом;
б) фагоцитозом;
в) фотосинтезом;
г) фотоцитозом.
- Главные отличия растительной клетки от животной:
а) пластиды;
б) ядро;
в) круглые вакуоли;
г) жесткая оболочка;
д) цитоплазма;
е) плазматическая мембрана;
ж) клеточный центр;
з) аппарат Гольджи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по биологии. Тема "Строение растительной и животной клеток"
1. Хранители наследственной информации.2. Захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ.3. Мембрана, покрывающая снаружи клетку любого организма.4. Отверстия в мембране, чере...
технологическая карта урока на тему: "Строение растительной, животной и грибной клеток".
урок общеметодологической направленности....
Урок по теме "Строение растительной клетки" (5 класс ФГОС)
Разработка урока для 5 класса...
Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....
Урок по теме: "Строение клеток растений, животных, грибов"
Урок биологии в 5 классе по УМК "Сферы" автор Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко...
Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс
Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...
Урок по теме "Строение растительной клетки" по ФГОС 5 класс
Представленная разработка урока составлена для учебника линии Пасечника, 5 класс. Это первый урок по данной теме. Имеется презентация к уроку...