История фотосинтеза.
занимательные факты по биологии (6 класс) на тему
Материал повествует о непростом пути ступенчатого процесса открытия фотосинтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История фотосинтеза. | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные факты.
История фотосинтеза.
Открытие фотосинтеза — многоступенчатый процесс. Первая фамилия, которую нужно упомянуть, швейцарский библиотекарь Сенебье. Жил он в Женеве и посвятил много лет постановке различных физических и химических опытов, Сенебье хорошо подготовился к изучению газообмена у растений и освоил для этого всю необходимую ему современную технику, результаты работ опубликовал в «Физико-химических заметках» «Физиологии растений», «Об искусстве наблюдать и ставить опыты» и «Исследованиях о влиянии солнечного света на превращение связанного воздуха в чистый».
Сенебье повторял и варьировал свои опыты в различных направлениях и пришел к заключению, что с увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков «чистого воздуха», т е кислорода. Он показал далее, что пузырьки выходят не с поверхности листьев, а как бы из глубины зеленой мякоти. Стало ясно, что листья перерабатывают, превращают один газ в другой. Но в чем состоит превращение? Исследования Лавуазье открывали путь к разрешению этой загадки.
Из работ Лавуазье стало известно, что углекислый газ образуется при горении и тлении за счет соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Отсюда легко сделать вывод, что при обратном процессе, когда углекислота деятельностью растения превращается опять в кислород, горючее начало должно оставаться и отлагаться в растении. Но это горючее вещество ведь и есть то самое вещество, из которого состоит растение, следовательно, процесс этот должен быть и процессом питания растения.
Сам Сенебье рассуждал таким образом: «Вещество растения должно происходить из окружающей его среды, но из какой части этой среды из земли, из воды или из воздуха? Что оно берется не из почвы, это доказывали еще классические опыты Ван Гельмонта, выяснившие полную возможность воспитания растения в воде. Что не из воды — это доказывалось ничтожностью того твердого вещества, которое растворено в воде, а также фактом о кактусах, которые вообще могут долго существовать без воды. Значит, остается только воздух и его углекислота. Так, становится понятной возможность существовать растительности на бесплодной каменистой почве. Также если одно растение вырастить в почве, а другое в воде, то по своему внутреннему составу они не будут отличаться друг от друга.
В дальнейшем последователь Сенебье, Теодор Соссюр, продолжил исследовать процесс с помощью специального прибора для измерения объема газа — эвдиометра. Он показал, что:
- Поглощение растениями углекислоты из воздуха и ее разложение с выделением кислорода не только имеет место, но и сопровождается увеличением сухого веса растений.
- Увеличение веса растений после опыта происходит благодаря отложению углерода, удерживаемого растением при разложении углекислоты воздуха.
- Привес сухой массы растений всегда превышает привес углерода, из чего Соссюр сделал вывод, что отложение углерода в растении всегда сопровождается присоединением элементов воды в процессе образования органического вещества.
После Соссюра вопросом фотосинтеза, спустя 30 лет в 1840 году, занялся Жан-Батист Буссенго. Он поставил следующий опыт.
В большой стеклянный шар с тремя отверстиями через нижнее отверстие он положил молодой побег виноградной лозы с зелеными листьями. При помощи особого засасывающего прибора через стеклянный шар медленно прокачивался атмосферный воздух. Буссенго измерял, сколько было пропущено воздуха через шар в течение всего опыта.
Зная, сколько воздуха было пропущено через шар с растением и сколько этот воздух содержал углекислоты до входа в шар и после, исследователь легко определил, сколько углекислоты было поглощено и разложено растением.. Оказалось. Что при благоприятных условиях освещения из шара выходил воздух, почти лишенный углекислоты. Ничтожного содержания в атмосферном воздухе углекислоты вполне достаточно для питания растений.
В 1845 году Х.Моль подтвердил присутствие крахмала в зернах хлорофилла. А далее Сакс установил связь между исчезновением крахмала у растения в темноте и его появлением на свету. Дальнейшей задачей науки стало раскрытие сложной цепочки превращения простых неорганических веществ в сложные органические. Наиболее близко к ней подошли в 19в. Французские химики Пельтье и Каванту. Они впервые получили из растертых с песком листьев спиртовую вытяжку изумрудно-зеленого цвета с сильной кроваво-красной флюорисценсией. Они и назвали зеленый пигмент хлорофиллом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Фотосинтез"
Презентация к уроку "Фотосинтез" для 10 класса, может использоваться для самостоятельного изучения данной темы....
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Фотосинтез.Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями
Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями...
Урок "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в жизни растения"
Конспект урока биологии в 6 классе....
ФОТОСИНТЕЗ. ЛИСТ- ОРГАН ФОТОСИНТЕЗА.
Конспект урока на тему " Лист - орган фотосинтеза"...
презентация " История исследования фотосинтеза"
Краткая история исследования фотосинтеза разными учеными и в разное время....
Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"
В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...