Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии
статья по биологии на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

На современном этапе в преподавании биологии большое  придается использованию ЭОР на уроках и во внеурочное время.  Использование информационных технологий позволяет по – новому  вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения.  Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_na_kursy.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии 

Проблема

На современном этапе в преподавании биологии особое  внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Падение  интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано  применением довольно старых наглядных  материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем.  При  подготовке к уроку не всегда можно найти нужный демонстрационный материал. Отсюда появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у большого количества детей с низким познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включения учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить эти  противоречия помогает использование новых информационных технологий 

 Использование информационных технологий позволяет по – новому  вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения.  Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. 

Актуальность 

При использовании  информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе происходит:

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности.

    2.Формирование ключевых компетенций учащихся (информационной, коммуникативной, самообразования).

   3. Повышение качества знаний учащихся, уровня воспитанности.

 Цель:

  • Повышение качества образование  в результате использование ЭОР
  • Формирование информационных  компетенций  учащихся.

 Задачи  

  • Сделать урок современным.  
  • Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, повысить интерес учащихся к предмету.
  • Содействовать наиболее полному раскрытию творческих способностей учащихся.
  • Повысить качественный показатель успеваемости.
  • Сформировать навыки самостоятельной работы с различными видами учебного материала.

Роль компьютера и ЭОР в биологическом образовании.

Компьютер - это необходимый универсальный инструмент школы 21 века.

  • Источник учебной информации
  • Наглядное пособие качественно нового уровня
  • Индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки.

 Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую                     каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса
  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает  эффективность урока, делает более наглядным, насыщенным,  способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Достоинства компьютерного урока:

  • обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса,
  • способствует дифференциации и индивидуализации обучения,
  • мотивирует учебную деятельность учащихся,
  • освобождает от субъективных оценок,
  • способствует развитию самообразования,
  • делает учебный материал более доступным,
  • облегчает решение многих дидактических задач.

Философия образования, состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку.

Теоретической основой реализации данного вопроса являются нормативные документы:

  • Стратегия развития информационного общества в РФ (07.08. 2008г. № 212)
  • Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г. (08.12. 2011г.№ 2227-р)
  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г.(07.09.2010г.№1507-р)
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.(07.08.2011№61)
  • Указ президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Федеральный закон об образовании.
  • Информация о результатах и основных направлениях деятельности системы образования Самарской области (информационно-аналитические материалы)

Ожидаемые результаты

Результаты использования информационных технологий:

 1. Повышение качества знаний учащихся.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Повышение мотивации изучения предмета биологии.

        4. Реализации творческих возможностей учащихся.

Критерии оценки.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.  При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Критерий оценки  повышения  мотивации изучения предмета биологии:

тесты, анкеты, карта наблюдения.

Критерий оценки реализации творческих возможностей учащихся:

 участие в олимпиадах, конкурсах.

Из предложенных А.В. Дворецкой  восьми типов компьютерных средств обучения, я изучила все, но в своей практике применяю только некоторые. В своей  работе я выделила следующие формы применения ЭОР в преподавании биологии

1. Применение электронных учебных изданий, электронных интерактивных дидактических материалов

В работе на уроках используются CD, DVD – диски, такие как: ЭУИ «Биология 5 – 9 класс»  в 5 частях «Дрофа», «1С: Экология», «Биология 6-9классы».  ЭУИ «Биология 5 – 9 класс»  в 5 частях «Дрофа» состоит из 5 дисков. Они полностью  соответствуют учебникам биологии под редакцией Н.И. Сонина.  Презентации  объединены  по темам.

Одним из важнейших функциональных модулей является многоуровневая система интерактивных обучающих заданий.

  1. Подготовка электронных презентаций.

Это один из  способов повысить познавательную активность современных учащихся.

Типы уроков с использованием презентаций:

  • Лекционные, которые имеют главной целью  зрительно дать сложный материал учащимся.
  • Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; особенно это эффективно при изучении разнообразия тех или иных групп организмов;
  • Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний.
  • Уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. И то и другое может происходить с использованием средств, описанных ранее. Опрос  может проводиться как с помощью индивидуального компьютерного тестирования. 

Я использую презентации или в начале изучения темы или при ее закреплении. Рассмотрим это на примере изучения темы «Класс Птицы» (Биология 7 класс. Программа Н.И.Сонин). По программе на изучение темы отводится 5 часов. Изучить огромный материал по этой теме при традиционном подходе было всегда очень трудно: Использование ЭОР и элементов модульного обучения позволило вместить весь этот материал в отведенное программой время.

1 урок. Презентация «Внешнее и внутренне строение птиц».

2 урок.  Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птицы, связанные с полетом» (работа с раздаточным материалом, чучелами птиц)              3 урок. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. (Лабораторная работа и презентация о сезонных изменениях, перелетах, прослушивание пения птиц)                                                                                

 4 урок. Экологические группы птиц (презентации, подготовленные учащимися)

5 урок. Роль птиц в природе, практическое значение. (Обобщение материала, контроль уровня знаний - компьютерный тест)

Мною разработаны презентации по биологии 7 класса по всем типам и классам животных по темам многообразия и охраны животных.

  1. Создание дидактических материалов в текстовом редакторе Word.

Разработка различных заданий, тестов, сообщений.

  1. Создание презентаций самими учащимися.

При  подготовке материала в форме презентации учащиеся достаточно хорошо прорабатывают материал, и эта тема усваивается в полном объеме. Ученик   использует элементы исследования,  различные источники информации. Это  способствует усвоению биологических знаний благодаря многократному повторению,  и развивает у ребенка множество других компетенций. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений. Включается элемент соревновательности, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры

5. Проведение внеклассных мероприятий в рамках недели биологии с применением  ЭОР. Информационно-коммуникативные технологии помогают и  при проведении внеклассных мероприятий. Традиционно в нашей школе в рамках декады естественных наук проводятся различные мероприятия: «Неделя биологии», «Умницы и умники», «По страницам Красной книги», «Ученые, перевернувшие мир», «Писатели о природе».

Все мероприятия сопровождаются презентациями, подготовленными учащимися и учителем.

6. Участие в дистанционных олимпиадах. Одаренные ученики могут участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету. Например: Семенов В.-9 класс участник Всероссийской олимпиады школьников «Ломоносов» http://lomonosov.msu.ru/.

Такие конкурсы позволяют обратить внимание на материал, на который не хватает времени на уроке. Учащиеся при этом расширяют и пополняют свой интеллектуальный багаж, учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках.

7. Проведение внеурочных занятий.

Невозможно представить  проведение внеурочных занятий без применения и  использования ЭОР. «Экология – наука будущего», «Три подарка самому себе», исследовательские проекты «Моя охраняемая территория», «Влияние экологических факторов на численность тюльпана Шренка», «Красная книга п. Шумовский»

 8.Интернет-ресурсы

 При  посещении Интернета необходимо четко определить задачи для учащихся.  Интернет позволяет реализовать  задачи:

Поиск  дополнительной учебной информации.

Поиск   принципиально новой информации.(например при изучении в 9 классе темы «Биотехнология» можно дать задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых).

Подготовить обзор (аналитический обзор,  реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Собранный материал учащиеся могут оформить в виде мультимедийных презентаций.

 Самыми популярными являются сайты:

Журнал «Гео» - http://www.geoclub.ru/.

Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.

Журнал «Знание-сила» - http://www.znanie-sila.ru/.

Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/.

электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология»

        Совершенствование  образовательного процесса путем включения информационных технологий в каждый урок и во внеклассную работу, позволяет создать условия для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся, перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса, как на уроке, так и во внеурочное время.

Результативность опыта

     Применение в работе ИКТ позволило мне повысить интерес к предмету и эффективность обучения. Показателем этого, может, служит активизация познавательного интереса учащихся на уроках и вне урока. Для исследования познавательного интереса и творческой активности учащихся я использовала индивидуальную карту диагностики познавательного интереса и творческой активности школьников. Карта  заполняется дважды в год, исходя из собственных наблюдений за учащимися на уроках, анализа самостоятельной работы дома, при выполнении творческих заданий и проектов и домашнего задания полученного на уроке. Сравнив полученные результаты, я могу отметить некоторый рост познавательной и творческой активности к концу года. Так если низкий уровень познавательной активности в октябре наблюдался у 40 % учащихся в апреле он уменьшился до 12%. Кроме того, в большинстве классных коллективов наблюдался постепенный рост качества знаний учащихся  Мои ученики являются призерами и лауреатами конкурсов и олимпиад различного уровня. 

Карта диагностики познавательного интереса у учащихся

1. Поведение учащегося при решении задания на сообразительность 
А) сам находит ответ  Б) когда как  В) предпочитает получить готовый ответ от других  
2. Чтение дополнительной литературы по предмету 
А) систематически читает  Б) мало читает  В) не читает совсем  
3. Как часто  задает вопросы по новой или пройденной теме урока? 
А) часто  Б) иногда  В) не задает совсем
4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности? 
А) очень эмоционально  Б) средний уровень выраженности эмоций

 В) эмоции ярко не выражены или отрицательны  
5. Выполнение (на уроке, дома) дополнительных заданий повышенной сложности по инициативе ученика 
А) часто  Б) иногда  В) никогда
6. Творческий подход к выполнению заданий 
А) часто  Б) не всегда  В) никогда  
7. При выполнении работы на компьютере пользуется возможностью попробовать другие методы и приемы работы 
А) старается сделать это сам, без участия учителя  Б) перед тем как сделать интересуется у учителя  В) дальше предложенного метода не движется

Интерпретация результатов:  А – 5 б, Б -3б, В- 0б.

35 – 30 - высокий уровень

20 – 29 – средний

0 – 19 – низкий. 

Качество знаний учащихся по биологии

2012--2013 уч. год            

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. Год (1.2четверти)

Классы

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

чество

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

Динамика

5

-

8

2

-

3,8

80

-

7

-

-

4

100

4

1

-

-

4,8

100

6

2

2

4

-

3,8

50

-

8

2

-

3,8

80

-

6

1

-

3,9

85

7

-

1

1

-

3,5

50

2

2

4

-

3,8

50

1

8

1

-

4

90

+0,2

8

2

3

-

-

4,4

100

-

1

1

-

3,5

50

2

2

3

-

3,9

57

+0,1

9

-

3

6

-

3,3

33

2

2

-

4,5

100

-

1

-

-

4

100

+0,5

Среднийбалл

ду

-

-

-

-

3,8

63

-

-

-

-

3,9

76

-

-

-

-

4,1

86

+ 0,2

Участие  в районных олимпиадах, конкурсах

Название

2012-2013

2013-2014

2014-2015 (1,2четверть)

Количество участников

Призеры

Количество участников

Призеры

Количество участников

Призеры

Школьная олимпиада

6

2

8

2

11

3

Окружная олимпиада

2

1

2

2

3

2

Дистанционные олимпиады

15

3

16

4

18

4

Конкурсы

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

Международный конкурс «Природа. Человек, Страна»

Областной конкурс социальных проектов «гражданин»

Областной конкурс «Моя охраняемая территория»

3

1

4

2

3

1

Научные конференции Всероссийской конференции «Научный потенциал 21 века»

Областная конференция «Краеведческие чтения»

1

1

2

1

1

1

Форумы, фестивали

«Зеленая планета»,

«Эко будущее»

«Зеркало природы»

4

2

4

1

5

2

Планы на будущее.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования

  1. Совершенствовать применение информационных технологий, поиск новых форм работы с компьютером.
  2. Освоение методики компьютерного тестирования, с   цифровым микроскопом, веб-камерой,  интерактивной доской.
  3. Освоить процесс ведения мониторинга степени обученности с помощью электронного журнала.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. Школьные технологии. 2000. №6.
  3. Волкова С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии http://www.nic-snail.ru/festival
  4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Школьные технологии. 2004. №3.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, ACADEMIA,-2005
  6. Постановление правительства Российской федерации от 23 декабря  2005 г. № 803  "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" http://www.lexed.ru
  7. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в  науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002
  8.  Бартенева Т.П. Использования информационных компьютерных технологий на уроках биологии [Electronic resource]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке биологии

Тема выступления на методическом объединении учителей биологии. Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его и...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии»

Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Так как наглядность обучения - это один из основных п...