Интегрированный урок биология - физра
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (физическая культура + биология).
Тема: "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"
8 «А» класс
Разработали:
Учитель биологии: Сабашкина И.И.
Учитель физической культуры: Акимиев А.А.
с.Улаган
2014 г
Тема: "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"
Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления
Задачи урока:
Образовательная: раскрытие условий формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявление причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Развивающая: развитие логического мышления, монологической речи, внимания, наблюдательности, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Воспитательная: формирование бережного отношения к своему здоровью, аккуратности при выполнении работ, чувства ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.
Оборудование : слайды “Клетка”, “Ткани”, “Скелет”, “Мышцы”, Сон, «Обед» , «Закаливание», «Дорога в школу», «Спортивные секции», «Предупреждение остеохондроза »“Предупреждение плоскостопия”, “Значение тренировки сердца”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение целей урока.
Учитель биологии: Сегодня у вас, ребята, необычный урок биологии. Мы проведём его вместе с учителем физкультуры. Попытаемся вместе с вами, показать влияние физических упражнений на работу опорно-двигательной системы и на согласованность физиологических процессов всего организма.
III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала.
Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.
Учитель биологии: Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.
(устная работа - 2-3 минуты)
(Ответ: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции и т.д.)
Учитель биологии: Сегодня на уроке мы будем говорить о влиянии оптимального двигательного режима и рационального питания на развитие опорно-двигательной системы.
– Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Рассмотрите режимные моменты и проанализируйте свой распорядок дня. Соответствует ли он установленным правилам?
“Режим дня” (у учащихся)
Режимные моменты Время проведения – слайды
Пробуждение, гимнастика, процедуры закаливания, личная гигиена.
– Какое значение гимнастики для организма?
Учитель биологии: да, ребята, в процессе выполнения гимнастики вы насыщаете клетки своего тела питательными веществами, богатыми энергией и кислородом воздуха, активизируете нервные центры органов дыхания и кровообращения.
Учитель физкультуры: а сейчас посмотрим, кто из вас делает утреннюю гимнастику для пробуждения организма.
Дети становятся на физразминку.
– на растяжку мышц: потянуться в разные стороны;
– на гибкость: наклоны туловища
– приседания и отжимания;
– водные процедуры.
7.00 Завтрак.
Учитель биологии: Каждый ли из вас завтракает дома перед уходом в школу?
– Какое значение завтрака для организма?
Ответ. Растущий организм нуждается в питательных веществах и энергии. Завтрак повышает работоспособность учащихся на занятиях.
Потребность организма в энергии в вашем возрасте составляет 2300–2500 ккал. в сутки. 7.30 Дорога в школу.
Желательно – пешком, почему?
Ответ: растут кости и мышцы за счет окисления органических веществ пищи в клетках, синтеза веществ, соответствующих организму.
7.50 – 8.00. Занятия в школе развивают высшие психические функции человека: речь, память, внимание, мышление, сознание.
8.00–12.55 Дорога из школы домой пешком оказывает благотворное влияние на деятельность всех систем органов, организм отдыхает, так как происходит смена видов деятельности.
14.00 –14.30 Обед. В процессе пищеварения происходит восстановление строительного материала и энергетических ресурсов организма.
14.30–15.00 Приготовление уроков активизирует деятельность нервных клеток.
15.00–16.30 Спортивные секции развивают скелет и мышцы, формируют правильную осанку.
17.00–18.00 Домашние дела – это активный отдых.
18.00–19.00 В процессе ужина вещества продуктов питания регулируют обмен веществ в клетках.
21.00 - 20.00 Отбой. В процессе сна восстанавливается нервная сила, которая определяет здоровье, силу, жизнеспособность организма.
Вывод. Режим дня предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы так как функции различных систем органов легко перестраиваются ,когда человек переходит от одних видов деятельности к другим.
<слайд : “Клетка”, “Ткани”, “Органы”.>
Учитель биологии: Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые в свою очередь организуются в клетки, (слайд “Клетка”) клетки – в ткани,(слайд. “Ткани”) ткани – в органы, органы – в системы органов . А они в совокупности образуют целостный организм. Форму тела человека определяют скелет и мышцы.
– Что такое скелет?
Ответ. Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. (слайд “Скелет человека”.)
– Какие вы знаете нарушения в строении скелета?
Ответ. (Сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.)
– К чему приводят эти нарушения?
Ответ. (Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.)
Учитель физкультуры: Какие виды упражнений мы выполняем на уроках физической культуры по предупреждению этих заболеваний?
(Учитель показывает упражнения которые выполняют на уроке физкультуры – на растягивание, прямохождение, бег т.д.).
Учитель физкультуры: Эти виды упражнений способствуют формированию правильной осанки. А что такое правильная осанка?
<слайд “Осанка”>
(Ответы детей.)
Итак, правильная осанка – голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделе и небольшую выпуклость в грудном отделе.
–. Чтобы не допустить серьезных нарушений, надо выполнять упражнения для профилактики нарушения осанки.
– Разучим комплекс упражнений. Распределитесь вдоль стены, чтобы вам ничего не мешало.
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Встать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.
Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
Стоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.
Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.Спасибо, все присаживайтесь на свои места.
В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д.
Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.
Учитель биологии: Вы сейчас показывали и разучивали упражнения для позвоночника. О каком нарушении опорно-двигательной системы еще не сказали?
(О плоскостопии.)
– Что такое плоскостопие? Ответ. Болезненное изменение стопы, при которых уплощаются ее своды.
– Каковы причины появления плоскостопия? Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.
<слайд “Предупреждения плоскостопия”>
Упражнения для профилактики плоскостопия
“Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
“Маляр” – поза – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводят по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяют 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
“Сборщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывают их в кучки. Другой ногой повторяют тоже самое. Затем без помощи рук эти предметы перекладывают из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
“Художник” – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисуют на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.
“Гусеница” – сидя на полу, с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, подтягивают пятку вперед к пальцам, затем снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
“Кораблик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижав подошвы ног, друг к другу, постепенно стараются выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараются придать ступням форму кораблика).
“Мельница” – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.
“Серп” – сидя на полу, с согнутыми коленями, ставят подошвы на пол (на расстояние между ними 20 см.). Согнутые пальцы ног сначала сближают, а затем разводят в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
“Барабанщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигают ступнями вверх и вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
“Окно” – стоя на полу, сводят и разводят ноги, не отрывая подошвы от пола.
“Ходьба на пятках” – ходьба на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
Учитель физкультуры: Итак, для предупреждения патологической деформации скелета надо:
Заниматься физкультурой,
Следить за правильной осанкой за письменным столом,
Не спать за столом свернувшись, при переносе тяжести нагружать обе руки, поднимать тяжесть с помощью мышц ног с прямой спиной,
Не носить тесную обувь на высоком каблуке.
Учитель биологии: Движение тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц.
Следовательно: сокращение мышц в организме происходит рефлекторно.
Показать схему рефлекторной дуги на экране. Что вы наблюдаете?
Скелет и мышцы образуют опору нашего тела и являются органами движения.
Формирование скелета связано с развитием мышц.
– Объясните, какие группы мышц обеспечивают движения при выполнении данного упражнения на уроках физкультуры?
(Повороты головой)
(Руки к плечам повороты руками.)
(Голова запрокинута назад, лопатки сведены.)
(Руки вдоль туловища, наклоны туловища влево, вправо.)
(Наклоны туловища вперёд, назад, руки на поясе.)
(Стоять прямо, отводить ногу назад.)
(Стоять прямо, руки вперёд, в стороны.)
(Сгибание разгибание рук.)
(Сжимать и разжимать кулаки.)
Учитель физкультуры: Ребята, а сейчас вместе с вами выполним упражнения, в которых задействованы все группы мышц, влияющие на формирование скелета и правильной осанки.
Комплекс упражнений.
Круговые движения предплечьями.
Наклоны туловища вправо – влево (руки за голову).
Приседание.
Учитель биологии: Вы заметили, что в результате выполнения упражнений, ваше дыхание, частота сердечных сокращений увеличились?
Учитель биологии: Почему на уроках физкультуры учитель постепенно увеличивает нагрузку на опорно-двигательную систему?
Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит им кровь, мышцы развиваются – становятся сильнее, т.к .их волокна растут и утолщаются.
Учитель физкультуры: Работоспособность мышц зависит от ритма работы и нагрузки.
Чем быстрей работа мышц и больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.
– Средние нагрузка и ритм наиболее оптимальны для работы мышц.
Учитель физкультуры: Многие из вас не придают большого значения роли физическим упражнениям. А ведь недостаток физических нагрузок на организм, приводит к развитию гиподинамии т.е. заболевание которое связано с малоподвижным образом жизни, например избыточный вес и т.д.
Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь. Связываются с холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом.
(Ответы учащихся.)
Учитель физкультуры: Здоровье человека – самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами, восстанавливается – граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными необходимо регулярно заниматься физическим трудом, спортом.
Критическое мышление. Учащиеся работают с индивидуальными карточками-заданиями и проводят затем самопроверку. (2 мин)
IV. Итог урока:
Учитель физкультуры: Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота – это показатель состояния здоровья.
Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.
V. Выставление оценок за урок. VI. Домашнее задание:
По физической культуре:
Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
По биологии:
Напишите благодарственное письмо своей опорно-двигательной системе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009. и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений работающих с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.
Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в образовательных учреждениях VIII вида реализуется по 3 урока физической культуры в неделю и составляет 105 часов в год.
В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно- воспитательной работы в школе в которой на равнее с обычными детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди обучающихся VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Целью физического воспитания в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности школьника.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
содействие военно-патриотической подготовке.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа по физкультуре для 5 классов VIII вида структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах. При внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения в 5 классе, имея в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Изменения, вносимые в программу, требуют согласования с врачом и администрацией, они должны быть утверждены пед. советом школы.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики дети c ОВЗ должны овладеть навыками лазанья и перелезания.
Упражнения в лазанье и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.
Нормы оценки обучающегося 5 класса VIII вида
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Тематическое планирование
и распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре при двух часовых занятиях в неделю в 5 классе с детьми VIII вида
Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
2 | Гимнастика | 19 |
3 | Легкая атлетика | 18 |
4 | Лыжная подготовка | 12 |
5 | Игры | 19 |
5.1 | Пионербол | 4 |
5.2 | Подвижные игры | 9 |
5.3 | Коррекционные игры | 6 |
Итого | 68 |
Учебно - методическое обеспечение
Учебник:
1. Примерная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 1-4, 5-9 классы. Авторы-состовители: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Дрофа», 2005 г
2. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.
3. Бабенкова Е.А.. Методическое пособие «Как помочь детям стать здоровыми» 2003 г.. Книга посвящена физическому воспитанию детей с ослабленным здоровьем, даны рекомендации по общему и индивидуальному контролю за состоянием здоровья детей, новые подходы в методах физического воспитания детей при различных заболеваниях, даны соответствующие комплексы физических упражнений.
4. Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные документы, материалы по обновлению содержания образования, по проведению итоговой аттестации, спортивно- оздоровительные мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися специальной медицинской группы, образцы оформления документации по технике безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Цель урока обобщить, систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследс...
Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)
Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....