факультатив " Красота и здоровье" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Цовбун Елена Александровна

 

Современные дети, подростки, молодёжь часто не имеют чётких представлений о закономерностях протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Особенности социальной среды таковы, что во многих семьях не придерживаются здорового образа жизни, поэтому многие подростки не имеют ни навыков, ни  мотивов для сохранения своего здоровья.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_8_klass12-13g.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультатива по биологии

«Красота  и  здоровье»

(8 класс 34 часа)

Учитель биологии

                          Цовбун Елена Александровна

                                        2012 – 2013 учебный год

“Забота о здоровье детей – это важнейш


Программа элективного курса по биологии

«Красота  и  здоровье».

8 класс 34 часа

“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.

                                                   От жизнерадостности, бодрости детей зависит их                    

                                                          духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

                                                                прочность знаний, вера в свои силы”,

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Понятие «здоровье» толкуется как состояние организма, при котором правильно, нормально, действуют все его органы.

Только здоровый человек может добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающее его мире. Однако в силу определенных причин здоровье современного человека желает быть лучше. Среди учащихся нашей школы также наблюдается увеличение хронических заболеваний. Особо настораживает снижение зрения учащихся, искривление позвоночника, болезни желудочно-кишечного тракта, плоскостопие.

Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Но 40% бремени заболеваний приходится именно на них

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности- задача школы. Современные дети, подростки, молодёжь часто не имеют чётких представлений о закономерностях протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Особенности социальной среды таковы, что во многих семьях не придерживаются здорового образа жизни, поэтому многие подростки не имеют ни навыков, ни  мотивов для сохранения своего здоровья.

В возрасте 13-16 лет (т. е. обучающиеся 8 класса) юноши и девушки уделяют очень много внимания внешности. Для формирования убеждения, что физически красивым может быть только здоровый человек, был разработан данный факультативный курс.

Цель курса-

  • Формирование устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, к здоровому образу жизни как к одному из главных условий для достижения успеха.
  • Формирование представлений о влиянии человека на внешний облик через влияние на здоровье.

Программа нацелена на достижение следующих результатов:

  • Расширение кругозора школьника в области укрепления и сохранения здоровья
  • Соблюдение обучающимися личной и общественной гигиены
  • Формирование мотивационных основ к дальнейшему сохранению и укреплению здоровья
  • Умение работать с информацией
  • Умение переносить теоретические знания на себя
  • Повышение информационной и коммуникативной компетентности

Задачи:

  • Организация учебного пространства через анализ своих проблем и достижений
  • Способствовать расширению кругозора в области сохранения и укрепления здоровья, влияния здоровья на внешний облик
  • Способствовать развитию практических навыков
  • Использовать различные формы рефлексии

Особенности курса.

  1. Практическая направленность. Не только сообщать теоретический материал, а формировать у обучающихся необходимость  использования  этих знаний на практике. Для этих целей курсом предусмотрены лабораторная работа, практические занятия по коррекции осанки, практико-ориентированные проекты, дебаты.
  2. Связь с курсом «Биология. Человек» . Факультативный курс «Красота и здоровье» гармонично сочетается с программой по биологии 8 класса. Программа элективного курса построена таким образом, что происходит параллельное изучение  тем, что позволяет закрепить знания о опорно-двигательной системе, пищеварительной системе, коже, дыхательной системе человека.
  3. Качественное отличие  курса.   Большинство школьных программ направлено  только на вооружение школьников определенной суммой знаний гигиенического или медицинского характера. Данный курс направлен на  формирования у них устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, отличие заключается  как  в тематическом содержании, так и технологиями обучения: развитие критического мышления, проектные задания, «Дебаты».

Этапы разворачивания образовательной деятельности.

Программа курса построена по модульному типу.

  1. этап- каждый новый модуль начинается с актуализация проблематики, погружения в проблему
  2. этап – разворачивание предметного модуля,
  3. этап – освоение нового образовательного пространства. Проектирование. Рефлексия.

Оценка результативности.

  • Обратная связь
  • Самооценка и рефлексия
  • Анкетирование

(Проводятся на протяжении всего курса)

  • Защита проектов
  • Создание презентаций

Умения и навыки, формируемые спецкурсом

  • Анализ состояния своего здоровья
  • Составление программы по улучшению или поддержанию здоровья
  • Соблюдение правил и норм личной гигиены
  • Применение знаний на практике
  • Участие в дебатах, конференциях
  • Развитие коммуникативных и креативных компетенций

Содержание курса.

Вводный урок. Мудрость здоровья. 

  1. Окинь себя безжалостным взглядом
  • Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника. Причины нарушения осанки.
  • Валеологический самоанализ: изучение своей осанки
  • Составление программы по её коррекции Комплекс упражнений.
  • Тренировка при ходьбе. Как правильно сидеть, лежать, поднимать тяжести
  • Телосложение и физическое развитие человека. Антропометрические изменения. Вес и рост как критерии физического развития. Как «построить» своё тело. Основы культуризма и атлетической гимнастики.

  1. Азбука рационального питания

  • Избыточный вес. Болезни при ожирении и недоедании
  • Рацион и режим питания
  • Чай не пьешь — откуда силы берешь? (традиции чаепития, польза напитка)
  • Генетически модифицированные продукты
  • Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при них.
  • Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварительную систему.

  1. Чистота и красота

  • Кожа — зеркало здоровья.
  • Гигиенические требования к одежде и обуви.
  • Нравственность контролирует физическое здоровье.
  • Секреты Афродиты.

  1. Азбука закаливания
  • Ни мороз не страшен, ни жара
  • Методики закаливания
  • Закаливание воздухом
  • Русская баня
  • Аллергия и иммунитет

  1. Сон и здоровье
  • Ночная работа мозга.
  • Гигиена сна
  • Важнейшие методики релаксации

V. Годные традиции народные

  • Кладовая природы
  • Рецепты народной медицины

VI.  Труд  и отдых

  • научная организация труда и отдыха
  • виды активного отдыха

Тематическое планирование курса.

Тема

Количество часов

Технологии

Вводный урок. Мудрость здоровья.

  • Сущность здоровья. Здоровье как состояние полного благополучия.
  • Факторы, определяющие здоровье.
  • Понятие здорового образа жизни.
  • Валеологический самоанализ (анкеты и тесты)
  • Анализ собственного образа жизни

2

Лекция.

Валеологический самоанализ (анкеты и тесты, практические работы

  1. Окинь себя безжалостным взглядом
  • Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника. Причины нарушения осанки.
  • Валеологический самоанализ: изучение своей осанки
  •  Составление программы по её коррекции Комплекс упражнений.(2 часа)
  •  Тренировка при ходьбе. Как правильно сидеть, лежать, поднимать тяжести
  • Телосложение и физическое развитие человека. Антропометрические изменения. Вес и рост как критерии физического развития. Как «построить» своё тело. Основы культуризма и атлетической гимнастики.

6

Технология критического мышления

Урок-исследование

Урок- практикум

Урок-проблематизация

  1. Азбука рационального питания
  • Избыточный вес. Болезни при ожирении и недоедании
  • Рацион и режим питания
  • Чай не пьешь — откуда силы берешь?(традиции чаепития, польза напитка)
  • Генетически модифицированные продукты
  • Польза или вред диет
  • Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при них.
  • Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварительную систему.

8

Урок – конференция

Урок – проект

Дебаты « Генетически модифицированные продукты – опасны»

Урок- практикум

Анкеты и тесты

  1. чистота и красота

  • Кожа — зеркало здоровья.
  • Нравственность контролирует физическое здоровье.
  • Гигиенические требования к одежде и обуви.
  • Секреты Афродиты.

4

   

Урок-беседа

Развитие критического мышления, проект

Урок – диалог

Конференция

Урок –игра            

  1. азбука закаливания
  • Ни мороз не страшен, ни жара
  • Методики закаливания
  • Закаливание воздухом
  • Русская баня
  • Аллергия и иммунитет

5

Развитие критического мышления.

Конференция

  1. сон и здоровье
  • Ночная работа мозга.
  • Гигиена сна
  • Важнейшие методики релаксации

3

Развитие критического мышления

V. Модные традиции народные

  • Кладовая природы
  • Рецепты народной медицины

2

Конференция

Групповые проекты

  1. ТРУД  И ОТДЫХ
  • научная организация труда и отдыха
  • виды активного отдыха
  • активный отдых семьи
  • Итоговое занятие

4

Дебаты «Лучше отдыхать дома»

Конференция

Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по химии. 8 класс

Факультатив «За страницами школьного учебника химии»  является дополнением к основному курсу химии и направлен на совершенствование знаний учащихся о веществе на первом этапе изучения предм...

Факультатив для 9-11 классов "России гражданин"

Факультатив расчитан на 1 час в неделю.Является дополнением к курсу  "Обществознание"Цель: формирование четкой гражданской позиции обучающихся....

Факультатив по биологии 9 класс

Факультатив позволит расширить кругозор учеников в мире биологических наук...

факультатив по биологии 8 класс

Факультатив побуждает интерес к предмету биологии, расширяет кругозор....

факультатив по физике 8 класс

Рабочая программа  факультатива по физике 8 класс...

Факультатив "Речевой этикет" 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование факультатива "Речевой этикет" 7 класс...

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс...