МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_cheloveka_v_sistemn_organich._mira.doc | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД
У рок 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль таты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель знакомить учащихся с требованиями, соблюдение ко торых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:
- на каждом уроке иметь учебник Н. И.Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
- задания на дом записывать в- дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
- активно работать на уроках, быть внимательным и исполни тельным, проявлять творчество и инициативу;
- в случае получения неудовлетворительной оценки «исправ лять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале са мостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за ко торые была получена оценка «2».
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на
с. 3-5.
2. Б е с е д а по прочитанному тексту.
Вопросы:
1) Человек - часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?
(Империя - Клеточные; Надцарство - Ядерные; Царство' -Животные; Подцарство - Многоклеточные животные; Тип -Хордовые; Подтип - Позвоночные; Класс - Млекопитающие; От ряд - Приматы; Семейство - Гоминиды; Род - Человек; Вид - Че ловек разумный.)
2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?
(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой
скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней — первичная кишка. Во взрослом состоянии - опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состо ит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат - лёгкие.)
3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?
(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; посто янная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шей ных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформ ленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; на ружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)
4) Какими особенностями наделен человек как представитель
отряда приматов?
(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)
5) Есть ли между человеком и животными принципиальные
различия?
(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способно сти человека выше, чем у животных; человек обладает высоко развитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойствен но прямохождение.)
Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенно стях человека речь пойдет на следующем уроке.
IV. Закрепление полученных на уроке знаний.
Выполнение задания рубрики «Какие утверждения вер ные?» на с. 8 учебника.
Последовательность действий при выполнении заданий рубри ки «Какие утверждения верны?»:
1. Отвечающий озвучивает первое утверждение: «Для млекопи
тающих основным характерным признаком является:
а) вскармливание потомства молоком;
б) рождение живых детенышей;
в) непостоянная температура тела;
г) наличие диафрагмы».
- Учащийся говорит: «Верными являются варианты «а», «б», «г», а неверным - вариант «в».
- Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
- Ученик выполняет данное требование. Он просит всех от крыть учебник на с. 4 и цитирует текст под заголовком «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание по томства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной прегра ды - диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».
- Аналогично выполняется задание 2.
Верными в данном случае являются варианты «а», «б», «в».
Подтверждение тому имеется в тексте учебника на с. 5, в раз деле «Рудименты и атавизмы».
Рудименты - это органы, которые когда-то активно функцио нировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 3-5. Завести сло варик и записать в него определения понятий «рудименты» и «ата визмы». В рабочей тетради заполнить с. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»
Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...
Тест по теме: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека"
Тест по теме: " Место человека в системе органического мира. Эволюция человека" Из 15 вопросов выбрать 1 правильный ответ. Отлично подходит для проверки домашнего задания....
001. Сипапина Ж. Ю. Биология. Место человека в животном мире. МГМСУ. 04.10.13.
001. Сипапина Ж. Ю. Биология. Место человека в животном мире. Презентация и текст. МГМСУ. 04.10.13....
Задания ОГЭ по биологии по теме "Место человека в системе органического мира. Общий обзор организма человека".
Задания подобраны из открытого банка заданий на ФИПИ....
Место человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Биология 8 класс. Тестирование в формате ОГЭ....