Конспект урока биологии в 6 классе "Состав почвы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Состав почвы.
Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
- Закрепить знания учащихся о понятии почва, плодородие, о значении почвы в жизни растений, животных и человека.
- Развивающие:
- Выявить причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
- Способствовать развитию умений работать с текстом учебника, находить ответы на вопросы.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные:
- Прививать интерес к учебному предмету;
- Воспитывать организованность;
- Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе
- Воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: Комбинированный.
Основные термины и понятия: Почва, перегной, плодородие, минеральные соли.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карандаши,
ручки, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, пробирка с почвой, спички, презентация «Почва», кроссворды, рабочие тетради.
- учебник Биология. Неживая природа. 6 класс. Автор: А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2009.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. | Рапорт дежурного. |
Повторение пройденного материала | - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами Режут грудь ножами Каждый хочет растоптать А я с подарками опять (Слайд 1) - Что же это? (почва) 1.А что такое почва? (Слайд 2) 2. Какие организмы населяют почву? (Слайд 3) 3. Какой толщины бывает слой почвы? 4. В каких местах Земли почва отсутствует? 5. Чем отличается почва от песка и глины? 6. Что такое плодородие? (Слайд ) 7. Какое значение имеет почва в природе? 8. Какого значение почвы в жизни человека? А сейчас послушаем сказку о волшебной кладовой. Вопросы:
Выставление оценок за проверку домашнего задания. | Дают ответ. Отвечают на поставленные вопросы. Читают сказку по цепочке. |
Актуализация знаний, объявление новой темы | - А теперь перейдём к изучению новой темы. Сегодня наша задача узнать, какие вещества образуют почву. Сообщение темы урока: «Состав почвы». (Слайд 5) Задачи урока: (Слайд 6) | Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала | Рассказ учителя: Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Все лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: “Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?” (проблемный вопрос) (Слайд 7) - Ребята, а вы знаете почему так произошло? (ответы учеников учитель записывает на доске). - В конце урока мы узнаем правильный ответ, поэтому будьте внимательны и активны на уроке. - Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сейчас и мы сделаем несколько опытов и выясним основные свойства почвы и её состав. Практическая работа «Состав почвы». (Слайд 8) Опыт № 1 (Слайд 9) Возьми стакан с водой и брось туда комочек почвы. Что вы заметили? (выходят пузырьки воздуха). Какой вывод можно сделать из проведённого опыта? (в почве есть воздух) Опыт № 2 Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? Опыт № 3 (Слайд 10) Приготовьте пробирку с почвой. Зажгите спиртовку. Нагревайте пробирку над пламенем спиртовки. Что вы замечаете? Какой вывод можно сделать? (в почве имеется вода) Опыт № 4 Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него почву и размешайте палочкой. Дайте почве немного отстояться. Что вы замечаете на поверхности воды? Какой вывод можно сделать? (в почве имеется перегной) Откройте учебник на стр. 176 и найдите ответ на вопрос:
Физкультминутка Опыт № 5 (Слайд 11) Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него почву и размешайте палочкой. Дайте почве немного отстояться. Что вы замечаете на дне стакана? Какой вывод можно сделать? (в почве имеется песок и глина) Опыт № 6 (Слайд 12) Я возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Подержу стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Это минеральные соли. Значит, в почве имеются минеральные соли. Минеральные соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною. (Слайд 13) Давайте в тетради нарисуем схему и заполним её. (Слайд 14 ) - А теперь, ребята, ответьте мне на главный вопрос урока, почему же все-таки одна женщина вырастила богатый урожай, а другая плохой? | Слушают рассказ учителя. Учащиеся дают ответы. Учащиеся наблюдают и проделывают опыты по словесной инструкции учителя, делают выводы. Дают ответы на вопросы, из текста учебника. Рисуют схему и заполняют её. |
Первичное закрепление материала | - Ребята, теперь закрепим материал урока. Для этого вам необходимо: 1. разгадать кроссворды. 2. проблемный вопрос. (Слайд 15) | Разгадывают кроссворды. Выполняют задания в рабочей тетради. |
Подведение итогов урока | - Какую тему мы сегодня изучили на уроке? - Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились на уроке? Рефлексия: - Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из вышесказанного на уроке? Я благодарю вас за активное участие в работе на уроке. | Дают ответы. Слушают подведение итогов за урок. |
Домашнее задание | Прочитать текст учебника стр. 175-176, ответить на вопросы устно. (Слайд 16) | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Образование почв и их разнообразие"
Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе...
Конспект урока по теме "Охрана почв"
Конспект урока может быть использован в 8 классе при изучении темы "Почва и почвенные ресурсы"...
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс
Конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс. Классическая линия....
Конспект урока биологии "Обобщение темы "Почва"
Тема урока: Обобщение темы «Почва»Цели: «Закрепление знаний о почве, её образовании и составе. Познакомить с причинами разрушения почв и видами работ по её защите от разрушений»...