Открытый урок по экологии с презентацией
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок для учащихся 8 класса о вреде курения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_prezentatsiya.zip343.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  открытого урока по   экологии в 8  классе

Тема:  Вредные привычки. «Курение или здоровье – выбирайте сами»

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о воздействии табака на растущий организм, на различные системы органов, сформировать у учащихся представление о причинах вредной привычки

Задачи: 

  1. Образовательная:

выяснить воздействие курения на организм человека, вызываемые им    болезни и возможные последствия.

2. Развивающая: 

приобщить учащихся к навыкам самостоятельного анализа, умения пользоваться периодической печатью, сведениями из Интернета, развивать речь.

3. Воспитательная:

 способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию потребности в здоровом образе жизни.

Подготовка к уроку:

Учащиеся 8 класса разделились на группы по разным «специальностям»: журналисты, врач – терапевт, врач – кардиолог, врач – гастроэнтеролог, врач – нарколог, социолог, историк, ученые – биохимики,  и  в течение двух недель  собирали материал, готовили электронную презентацию по теме: «Курение или здоровье – выбирайте сами»

Оборудование: таблицы “Состав табачного дыма”, “Основные мишени табака”, плакаты с высказываниями о  вреде курении, рисунки, электронная презентация, мультимедиопроектор.

Базовые знания: умение работать с учебной и научно-популярной литературой, с компьютерной программой Power Point.

На доске – эпиграф к уроку: Табак приносит вред телу, разрушает
                                                                         
разум, отупляет целые нации.

                                                                                      (Оноре де Бальзак)

Тип урока: обобщение изученного материала

Вид урока: пресс -  конференция

Урок проводится в форме ролевой игры. Столы расставлены полукругом, на них таблички:

Руководитель пресс-конференции (учитель)

Журналист

Врач - кардиолог

Врач – гастроэнтеролог

Врач – терапевт

Социолог

Ученые - биохимики

Историк

                          Ход урока

Вступительное слово учителя (руководителя пресс – конференции)

Руководитель пресс-конференции (учитель):

Слайд 1

Мы приветствуем всех собравшихся в этой аудитории и приглашаем принять участие в нашей пресс-конференции на тему: « Курение или здоровье – выбирайте сами». Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Большинство подростков убеждено в том, что “о здоровье нужно заботиться, когда уже серьёзно заболеешь, а это будет в более позднем возрасте”. Поэтому мы, сегодня будем говорить о том, что человек должен, смолоду и ежедневно заботиться о своём здоровье – только тогда он сможет жить полноценной, долгой и счастливой жизнью. На пресс – конференцию мы сегодня пригласили  таких специалистов, как врач, биолог, историк, которые познакомят нас  с интересующими фактами  влияния курения на организм человека. Слово предоставляем историкам, которые познакомят нас  с историей появления табака в России.

Слайд 2

Историк: Родина табака - Америка. Слово «табак», возможно, «происходит от названия острова Тобаго. В прежние времена за курение наказывали.
В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. Правило, запрещающее курение на улице, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Еще современниками А.С.Пушкина строго-настрого запрещалось «как при прогулках пешком, так и при проезде в экипажах курить цигарки». Но не только в России били тревогу, запрещали курение. Но и во многих других государствах. Так,   в архивах венгерского города Эстергома найдены любопытные документы, датированные 1771 г., - специальные «табачные установления». И сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания. Так, в деревне Хундер индийского штата Раджастхан курение не только запрещено, но и наказуемо. Привычка выбрасывать за окно автомобиля сигарету может дорого обойтись жителям бразильского города Белу-Оризонти.

Руководитель пресс-конференции (учитель):

Слайд 3

В настоящее время Россия – самая курящая страна. На Западе число курящих уменьшается, а у нас увеличивается, в том числе за счет женщин и детей. 

Слайд 4

Социолог: И  мы решили выяснить, как обстоят дела с курением в Екатериновской школе и провели тест – опрос: «Куришь ли ты?».

                    Тест – опрос: «Куришь ли ты?»

  1. Согласны ли вы с мнением, что все в жизни надо попробовать, в том числе и сигареты?

              А) да

             Б) нет

  1.  Если вы оказались  в компании, где все курят, попробуете ли вы вместе со всеми?  

             А) да

             Б) нет

3)  Курите ли вы?  

          А) да

          Б) нет

4) Как давно вы  начали курить?

       А) месяц назад

       Б) год назад

      В) более года

      Г) более трех лет

      Д) никогда не пробовал

5) Почему в первый раз вы попробовали закурить?

     А) было плохое настроение

     Б) за компанию с друзьями

     В) хотелось почувствовать себя взрослым

    Г) все курят, а мне нельзя что ли

6) Хватит ли у вас силы воли бросить курить?

     А) да

     Б) нет

     В) не знаю

7) Знаете ли  вы способы, помогающие бросить курить?

     А) да

    Б) нет

    В) я не собираюсь бросать курить

 Результаты этого опроса следующие (приведены наиболее важные данные по социологическому опросу):

1. На вопрос: «Курите ли вы?» 

Девочки:                                                         Мальчики:

 А) да – 10         Б) нет – 30                        А) да – 30         Б) нет – 20

     2. На вопрос: Как давно вы  начали курить?

                                                            Девочки:                           Мальчики:

       А) месяц назад                                 4                                            5

       Б) год назад                                       4                                           10

      В) более года                                       2                                           5

      Г) более трех лет                                0                                           10  

      Д) никогда не пробовал                    30                                          20

      3. Почему в первый раз вы попробовали закурить?

     А) было плохое настроение                         3                                          7

     Б) за компанию с друзьями                           5                                        10

     В) хотелось почувствовать себя взрослым  2                                        6

    Г) все курят, а мне нельзя, что ли                  0                                         7                                                          

И  мальчики, и девочки мало знают о способах, помогающих бросить курить. И как нам кажется, многие ребята были не до конца откровенны с нами и не признались в том, что они курят. Результаты были бы  более устрашающими.

Руководитель пресс-конференции (учитель):

Результаты нас потрясли. Не ожидали, что в школе так много курильщиков, да еще и со стажем, которые не задумываются о негативном влиянии табака на организм. Но действительно ли табак так страшен? Может быть, все не так и плохо, как нам кажется? Попробуем в этом разобраться. Ученые – биохимики расскажут нам о составе табачного дыма.

Слайд 5

Ученые - биохимики (выступают трое учащихся):

 1 учащийся: В табаке и табачном дыме содержится около 100 опасных для организма веществ. Например, никотин, обладающий сильным ядовитым действием. Это в первую очередь нервный яд. В малых дозах он возбуждает, в больших – угнетает нервную систему. Именно никотин оказывает такое характерное действие на человека, что наряду с множеством неприятных ощущений дает и своеобразное ощущение какого-то мгновенного подъема, легкости. Прежде всего, именно этими качествами и объясняется привыкание к табаку.

 2 учащийся: Табачный дым – это не только никотин. В состав табачного дыма входит аммиак, угарный газ, синильная кислота, эфирные масла, бензпирен и даже радиоактивный элемент полоний – 210. Он способствует образованию злокачественной опухоли.

3 учащийся: Установлено, что в  дыме одной сигарете содержится:

- 6 мг никотина,

- 1,6 мг аммиака,

- 25мг угарного газа,

-0,03 мг синильной кислоты,

-0,5 мг пиридина,

-формальдегид,

-радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут,

-смолы, деготь и другие вещества.

Установлено, что в 1 см 3 дыма содержится 200 – 500 млн. частиц сажи. Это означает, что за 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в легких курильщика откладывается до 6 кг сажи, 16 г табачного дегтя.

Статистика: Курящие ежегодно “выкуривают” в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 6000000 тонн дегтя, более 550000 тонн угарного газа.

1 учащийся:  Проведем опыт по обнаружению в табачном дыме кислот и никотина.

Оборудование: 2 пробирки, сигарета, окурок, 20 мл насыщенного раствора соды, индикатор (фенолфталеин).

Ход опыта: 2 фильтра сигареты, окурка сравнить. Пояснить, что фильтр окурка темно-коричневого цвета, т.к. в нем часть смолы и никотина образуются при курении, которые попадают в легкие и откладывается на стенках альвеол. Затем каждый фильтр опускают в пробирку с раствором соды и наблюдают за окраской. Красная окраска с окурка исчезнет под действием кислот в табачном дыме, а появление бурой – выявит присутствие никотина, смол и частиц  угля.

Руководитель пресс-конференции (учитель):

Таким образом, доказали, какие вредные вещества входят в состав табака. А как эти вещества влияют на организм человека? Об этом мы узнаем от специалистов – врачей. 

Слайд 6

Врач – гастроэнтеролог: Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка. Потеря аппетита, тошнота, рвота, боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язва желудка и двенадцатиперстной кишки – вот расстройства, которые в 2 – 3 раза чаще встречаются у курящих. Отрицательное влияние табака сказывается и на печени: в ее желчевыводящих путях происходит застой желчи.

Слайд 7

Врач – терапевт: Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Первыми погибают реснички клеток, стенки носовой области, трохей, бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель, постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Табачный дым раздражает слизистые оболочки  гортани, трахеи, бронхов, легочных пузырьков. Постоянное курение вызывает, как правило, такие хронические заболевания дыхательных органов, как  бронхит, астма, воспаление голосовых связок, туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом: 95% - курильщики). Табачный деготь вызывает рак легких (почти 97% больных раком легких – курильщики). А вот трубки и сигары приводят к раку нижней губы, потому что канцерогенные вещества задерживаются в ротовой полости.

 Статистика: Если человек выкуривает по две пачки сигарет в день, то это равносильно проведению трехсот рентгеновских снимков в год. А ведь каждый знает, что делать рентгеновские снимки рекомендуется не чаще двух раз в течение года. Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки. Многочисленные исследования выявили, что через 10 лет после отказа от курения вероятность заболеть раком легких падает.

Слайд 8

Врач - кардиолог: Главная причина смертности в современном развитом обществе – болезни сердечнососудистой системы. Установлено, что курение является одним из основных факторов для получения сердечнососудистых заболеваний. При курении сужается просвет кровеносных сосудов, питающих сердце, затрудняется ток крови, сосуды делаются ломкими, закупориваются. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Чтобы обеспечить кровью все клетки организма сердце курящего совершает тысячи лишних сокращений, что ведет к быстрому изнашиванию этого важного органа.

Статистика: Грозное заболевание сердца – инфаркт миокарда у курящих возникает в 12 раз чаще по сравнению с некурящими. У курильщика пульс чаще на 8 – 25 ударов в минуту, поэтому его сердце в сутки делает около 15 тысяч лишних сокращений. Статистика утверждает: треть умерших от сердечнососудистых заболеваний – жертвы курения.

Слайд 9

Врач – невропатолог: Особенно опасно курение для детей и подростков. 

Обычно они заметно отстают в развитии от некурящих. Ведь действие табака сказывается на работе головного мозга, понижает его активность. У курящих уменьшается объем памяти, им труднее заучивать материал, они становятся рассеянными, снижается их внимание, наблюдательность. У них часты головные боли, головокружения, нередко развиваются невриты, радикулиты.

 Слайд 10

Врач – педиатр: я затрону проблему пассивных курильщиков. При курении 25% вредных веществ табачного дыма сгорают, 25% - поглощает курящий, а 50% (!) отравляет воздух в помещении, где курят. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Головная боль, головокружение, разбитость – вот частые жалобы некурящих, которым приходиться подолгу находиться в прокуренных помещениях, фактически подвергаясь тем же опасностям, что и курящие. Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать “выхлопными газами” курящих.

Статистика (выступает один из учащихся, собирающий материал по данному вопросу):  По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

Журналист 1: В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. Верно, утверждает пословица – “ Капля долбит камень”. Организм подвергается ударам ядовитых веществ годами, ежегодно, ежечасно. Постоянное воздействие вредных веществ, в конце концов, выдалбливает брешь в здоровье человека.

Врач – нарколог: Влияя почти на все органы и системы органов, курение сокращает жизнь на 10 – 20 лет. Таким образом, можно сделать вывод: курить можно тем, кто хочет, чтобы у него появились такие болезни, как: Важно, вовремя остановиться и бросить курить. Вот такие схемы мы подготовили для курильщиков. Может быть, это сможет остановить их, поможет бросить курить.

 Бросить курить никогда не поздно, а тем более в подростковом возрасте. И лучше это сделать как можно раньше. Многие люди бросают курить сразу и навсегда.

Журналист 2: О чувствах человека, оставившего эту дурную привычку, прекрасно сказал В. В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив».

           Я счастлив

  Я сегодня дышу как слон,

  Походка моя легка,

  И ночь пронеслась, как чудесный сон,

  Без единого кашля и плевка…

  Я стал

  Определенный весельчак и остряк –

  Ну, просто душа общества.

  Я

  Порозовел и пополнел,

  Забыл и гриппы, и кровать.

  Граждане,

  Вас интересует рецепт?

  Открыть или…

  не открывать?

…Сообщаю: граждане –

 Я сегодня – бросил курить.

Журналист 1: Бросить курить не так просто, как может показаться на первый взгляд. И во многих развитых странах уже давно развернулось движение по борьбе с курением. Так, в Швеции среди молодежи оно проводится под лозунгом «Некурящее поколение». Сейчас число курящих там снизилось с 70% до 30%.  В Америке стараются сформировать такое общественное мнение, чтобы курение считалось неприличным. И вот результат: каждый уважающий себя американец сегодня не курит или стремится бросить курить.

Руководитель пресс-конференции (учитель):

А какие меры по борьбе с этой вредной привычкой вы могли бы предложить?

(Идет обсуждение)

Руководитель пресс-конференции (учитель):

Итак, вот такие меры борьбы  с курением предложили участники конференции:

1)Врачи должны чаще выступать в школах, рассказывать о вреде курения.

2) Ввести штраф за курение в общественных местах.

3) В прессе писать больше о вреде курения.

4) По телевидению сообщать о вреде курения, делать это как можно чаще.

5) Как можно чаще рассказывать учащимся младших классов о вреде курения.

Наша конференция подходит к концу. Хочется надеяться, что она  прошла не напрасно, вы сможете продолжить начатое и помочь кому–то избавиться от такой вредной привычки, как курение. А сейчас   стадия рефлексии, проведем небольшой рефлексивный тест.

Стадия рефлексии

Рефлексивный тест:

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На   конференции  было над чем подумать.
  4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
  5. На  конференции я поработал (а) добросовестно.

Прошу поднять руки тех  участников конференции, кто поставил пять плюсов, затем тех,  у кого получилось четыре и три плюса. Спасибо.

Слайд 11

Руководитель пресс-конференции (учитель):

На этом мы заканчиваем нашу пресс – конференцию и желаем вам всем здоровья.

Журналист 2:  

             Пока  здоровы люди,

             Все в мире поправимо!

             Пока  здоровы люди,

             И небо будет синим!

             Пока смеются люди,

            Они, конечно, смогут

            Зло победить на свете,

            Добру открыть дорогу.

            Пускай смеются люди

            И небо будет синим!

           Давайте же все вместе

           Мир сделаем красивым!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Открытый урок: Тема: «Экология. Защита окружающей среды»

Открытый урок:Тема: «Экология. Защита окружающей среды»Обобщающий урок .8 к.л.Учитель англ.языка Габолаева В.К.МОУ « Гимназия №17» г. ЭлектростальМосковская область2011-2012 учебный год.Цели:1.Формиро...

открытый урок по экологии "Экологическая культура в быту"

Открытый урок по экологии "Экологическая культура в быту"...

План- конспект открытого урока по экологии человека

Тема: Сон и сновидения.Цель: Изучить явление сна, познакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна. Задачи:1.      Разъяснить физиологическую ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ «Экология в математических расчетах» 9 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ«Экология в математических расчетах». Презентация...

Открытый урок по экологии «Обобщение знаний о луговых, болотных, морских и лесных экосистемах» (для 9 класса)

Авторская разработка:Учителя биологии МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Буренковой О.Н.Урок – игра по экологии «Обобщение  знаний о луговых, болотных, морских и лесных экосистемах»(для...