лабораторные и практические работы по биологии. 70 часов
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
лабораторные и практические работы по биологии для 6 класса (программа Пасечник В.В.) собраны в одну тетрадь, которую можно распечатать для учащихся и задания, предложенные в тетради сократят время требуемое на оформление работы, освободив время для выполнения настоящей практической части лабораторной или практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_6_klass_70_chasov.doc | 665 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторные и практические работы
по биологии 6 класс «__»
2014 – 2015 учебный год
Вводное тестирование __________________________
Для вводного тестирования использовались вопросы раздела «Проверь себя» Рабочей тетради Природоведение. Природа живая и неживая, В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, М:, Дрофа 2011
- Подчеркните правильные ответы:
- Состояние воды может переходить из
а) твердого в жидкое б) жидкого в газообразное в) газообразного в жидкое
г) жидкого в твердое д) твердого в газообразное
- Приборы, с помощью которых изучают организмы:
а) гномон б) телескоп в)микроскоп
г) компас д) лупа
- Допишите составляющие почвы: глина, воздух, органические вещества, _______________________________ .
- Составьте схему, используя понятия: органические вещества, белки, жиры, вода, минеральные вещества, соль, сахара (углеводы), вещества.
- Дополните схему строения клетки:
| Клетка | |
…. | … | … |
- Установите соответствие между понятиями:
а) питание б) дыхание в) фотосинтез г) размножение |
|
а | б | в | г |
- Назовите признаки характерные только для растений.
_________________________________________________
- Назовите грибы – двойники ___________________________________________________________________
- Укажите последовательность звеньев пищевой цепи или сети: медведь, лиса, клевер, волк, заяц
Лабораторная работа 1. ________________
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Цель: ознакомление с простейшими правилами проведения фенологических наблюдений и обучение основам ведения дневника наблюдений
Ход работы: Работа выполняется группами в поселковом парке.
Задание 1
- Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад.
- На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
Задание 2
1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине парка), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
1. Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.
2. Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.
По результатам выполнения заданий и заслушивания отчетов каждой группы заполните таблицу:
Параметры для наблюдений | Результаты наблюдения | |
1 | Деревья, у которых начался листопад | |
2 | Участки кроны с обильным листопадом | |
3 | Места роста растения с активным листопадом | |
4 | Растения в состоянии цветения | |
5 | Растения в состоянии плодоношения | |
6 | Примеры приспособлений у животных к сезонным изменениям в природе |
Лабораторная работа №2. _______________________________
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Цель: изучение устройства лупы и светового микроскопа, ознакомление с правилами работы с ними. Рассматривание клеток помощью лупы.
Ход работы.
- Изучили строение ручной лупы и светового микроскопа (учебник и рабочая тетрадь)
- Ознакомились с многообразием видов увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Выяснили, как подготовить микроскоп к работе и определить степень увеличения.
- Основные части микроскопа:
Тубус – , окуляр - , объектив - , предметный столик - ,штатив - , винты - , система подсветки - .
- Используя лупу, рассмотрели и зарисовали клетки яблока.
Вывод: Увеличительные приборы (лупа и микроскоп) позволяют рассмотреть клетки организма. Мой микроскоп увеличивает в ___ раз (окуляр - ____, объектив - ____)
Лабораторная работа №3. _________________________
Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом.
Цель: изучение последовательности приготовления препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом
Ход работы.
- Приготовили микроскоп к работе.
- Используя пинцет, сняли кожицу с внутренней части чешуйки лука и положили в каплю воды на предметном столике. Рассмотрели клетки и зарисовали их.
Вывод: световой микроскоп дает возможность рассмотреть строение клеток (увеличение в _____ раз).
Лабораторная работа № 4. _________________________
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом
Цель: ознакомление со строением плесневых грибов и дрожжей и формирование навыков сравнения информации и выполнения биологического рисунка
Оборудование: микропрепарат "Плесень мукор"; культура дрожжей; микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы.
- Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
- Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.
Оформление результатов:
Зарисуйте клетки грибов: мукор, пеницилл и дрожжи. Заполните таблицу, указав сходства и различия клеток грибов.
|
|
|
|
| |||
| |||
|
Лабораторная работа5. _____________________________
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Цель: ознакомление со строением шляпочных грибов, совершенствование навыков сравнения
Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, набор картинок шляпочных грибов.
Ход работы.
1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
2. Рассмотрите муляжи и набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте шляпочный гриб, указав его основные части
2. Выпишите названия пластинчатых и трубчатых грибов, указав на их сходства и различия.
3. Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов
4. Какие грибы называются грибами – двойниками?
Лабораторная работа 6. ________________________________
Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей
Цель: ознакомление с особенностями строения водорослей и совершенствование умения устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.
Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями; предметное и покровное стекла, пипетка; микроскоп; микропрепарат "Спирогира"; «Хламидомонада»; «Хлорелла».
Ход работы.
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
Заполните таблицу и сделайте вывод ответив на вопрос: Почему гибель одной клетки хламидомонады и хлореллы приводит к гибели целого организма, а гибель одной клетки спирогиры приводит к её размножению
|
|
|
|
| |||
| |||
|
Лабораторная работа 7. ___________________
Изучение строения мха (на местных видах).
Цель: ознакомление с внешним и внутренним строением мхов и совершенствование навыков сравнения
Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум; лупа и микроскоп; микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна"
Ход работы.
- Изучите особенности внешнего строения кукушкиного льна и мха сфагнум на гербарном листе, найдите стебель и листья.
- Поместите листья мхов в воду и опишите, что вы наблюдаете
- Рассмотрите под микроскопом микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
- Заполните таблицу, указав, почему и кукушкин лен и сфагнум несмотря на различия относят к одной таксономической группе (какой)?
Параметры для сравнения | Мох сфагнум | Мох кукушкин лен |
Вывод: мох кукушкин лен и мох сфагнум несмотря на различия в строении и местах обитания относят к одной таксономической группе _________________________ потому, что …
Лабораторная работа 8. ________________
Изучение строения спороносящего папоротника.
Цель: ознакомление со строением папоротникообразных и совершенствование умений выявлять особенности их строения
Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы.
- Рассмотрите папоротник, хвощ и плаун на гербарных листах и отметьте особенности их листьев, стебля, корневища и корней.
- Заполните таблицу, самостоятельно определив параметры для сравнения папоротникообразных растений
Параметры для сравнения | Папоротник | Хвощ | Плаун |
Лабораторная работа 9. _________________
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Цель: знакомство со строением семян двудольных и однодольных растений.
Оборудование: сухие и проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп, лупа; препаровальная игла, пинцет.
Ход работы.
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку.
- Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
- Рассмотрите внешний вид зерновки пшеницы, отметьте его форму.
- Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
- Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
- Зарисуйте семя фасоли и семя пшеницы, подписав их части.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям, а пшеницу к однодольным растениям?
Лабораторная работа 10. ________________
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Цель: знакомство с внешним строением корня, учиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их.
Оборудование: проросшие семена тыквы, пшеницы, фасоли; лупа; гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы.
1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем.
Лабораторная работа 11. _____________
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Цель: изучение строение видоизмененных подземных побегов, учиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля; луковица лука; лупа.
Ход работы.
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и
докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
Лабораторная работа № 12.
Изучение строения цветка. Виды соцветий
Цель: познакомиться со строением цветка, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор
Оборудование: модели цветков, гербарные листы и живые цветущие растения
Ход работы:
1. Рассмотрите модель цветка картофеля, тюльпана, яблони, капусты и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все их составные части.
2. Рассмотрите на гербарных листах цветы у разных растений и, пользуясь учебником, установите их особенности.
Оформление результатов:
- Запишите в тетрадь формулы цветков, рассмотренных растений
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зарисуйте схему строения цветка яблони и тюльпана, указав их особенности
Сделайте вывод, ответив на вопрос:
- Какие части цветка являются главными? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: гербарные листы растений с разными соцветиями.
Ход работы:
1. Рассмотрите модели соцветий и, пользуясь рисунком в учебнике, определите их.
2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.
Оформление результатов: Заполните в тетради таблицу:
Название растения | Название соцветия | Схематический рисунок соцветия |
|
|
|
Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какова роль соцветий в жизни растения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 13. _________________________
Ознакомление с сухими и сочными плодами
Цель: познакомиться с разнообразием плодов, научиться их сравнивать
Оборудование: карточка с рисунками плодов и муляжи плодов и натуральные плоды с/х растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите плоды.
2. Определите какие из них сухие, а какие сочные.
Разделите их на односемянные и многосемянные.
Оформление результатов: заполните таблицу
Название растения
| Плод | Название плода и его схематический рисунок
| |
сухой или сочный | односемянной или многосемянной | ||
|
|
|
|
Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа 14. ______________________
Передвижение воды и питательных веществ по древесине.
Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.
Оборудование: живые побеги липы (тополя), стакан с водой, подкрашенной чернилами.
Ход работы.
- Рассмотрите поперечный срез побега, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой окрасился.
- Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился.
- Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте срезы.
Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Практическая работа № 1.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы.
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых
Практическая работа № 2.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.
Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.
Ход работы.
- Определение всхожести семян проращиванием.
Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура 15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.
Для посева используют семена с высоким процентом всхожести.
2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.
В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.
Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свекловичным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.
Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.
Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.
Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:
200-100% 196-100
196-х откуда х = 200 = 98%
Процент всхожести семян — 98%.
Оформление результатов.
После окончания работы организуется отчет о результатах опытов.
Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различных видов растений по дням.
2. Посев семян.
Пронаблюдайте за прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.
Лабораторная работа 15. ______________________
Лабораторная работа № 14.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,
закрепить умение выявлять у растений особенности их строения
и доказывать принадлежность растений к определённому классу.
Оборудование: определительные карточки;
гербарные листы с растениями из разных семейств;
лупа.
Ход работы.
После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.
Сделайте вывод, указав к какому классу, относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.
Лабораторная работа № 16. ______________________________
Изучение особенностей строения растений разных экологических групп
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой, закрепить умение выявлять у растений особенности строения и доказывать принадлежность растений к определённому классу и экологической группе
Оборудование: определительные карточки; гербарные листы с растениями из разных отделов, классов и экологических групп; лупа.
Ход работы: После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения отдела, класса и экологической группы растения и напишите название этого растения.
Сделайте вывод, указав, к какому отделу и классу относится это растение. Докажите, что у данного растения имеются особенности строения указывающие на принадлежность растения к определенной экологической группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перечень лабораторных и практических работ по биологии
Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности при проведении лабораторных и...
Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые у учащихся навыкиОсобенности организации работы Демонстрационный опы...
График лабораторных и практических работ по биологии
График лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах линия Пасечника В.В....
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...
Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ...