Терминология и символика, используемая в генетике.
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

 

Технологическая карта урока.                 

                                   

Терминология и символика, используемая в генетике.

 

Цель:  ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике.

Задачи:

  1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в генетике;

         2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике;

         3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и   для последующего решения генетических задач;

         4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как          науки;

         5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

Учебник: «Основы генетики»;

Дополнительная литература (книги, журналы, энциклопедии)

Раздаточные карточки на каждую парту по теме.

Планируемы результат: называть генетические термины, понимать, что они обозначают, уметь разбираться в понятиях.

Основные термины и понятия: генетика, ген,  генотип,  фенотип,  геном, гамета, гаплоидность,  диплоидность,  гетерозиготность,  гомозиготность, гибридность,  дигибридность,  полигибридность,  моногибридность,  аллель, изменчивость,  доминирование,  рецессивность,  комплементарность, наследственность,  признак,  скрещивание.

Основное содержание:

                   План.

         1. Генетика – как наука.

         2. Открытие законов наследования.

         3. Развитие представлений о гене.

         4. Терминология, используемая в генетике.

         5. Символика, используемая в генетике.

 

 

Домашнее задание: выучить всю терминологию и символику генетики,

                                   учебник стр.

                  

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Терминология и символика, используемая в генетике. Урок разработала: учитель старших классов ГБОУ СОШ №629 г.Москвы Агапова Ульяна Вячеславовна

Слайд 2

Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике. Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в генетике 2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике; 3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и для последующего решения генетических задач; 4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как науки; 5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

Слайд 3

План. 1. Генетика – как наука. 2. Открытие законов наследования. 3. Развитие представлений о гене. 4. Терминология, используемая в генетике. 5. Символика, используемая в генетике.

Слайд 4

Генетика — наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого. Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

Слайд 5

Многие века господствовала теория пангенеза , согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

Слайд 6

Теория пангенеза была известна уже Аристотелю ( 384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке. Генетика – как наука

Слайд 7

Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

Слайд 8

Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза . Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой , к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению. Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза .

Слайд 9

Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается неизменной. Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается неизменной. Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

Слайд 10

Первый этап развития генетики: открытие (1865 г.) дискретности (делимости) наследственных факторов и разработка правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Грегор Мендель (1822 – 1884)

Слайд 11

В 1901 —1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики. Хуго де Фриз (1848—1935)

Слайд 12

Вильгельм Иогансен (1857 – 1927) Вильгельм Иогансен сформулировал понятие “ популяция” предложил называть менделевские “наследственные факторы” словом ген, дал определения понятий “генотип” и “фенотип”.

Слайд 13

Второй этап характеризуется переходом к изучению явлений наследственности на клеточном уровне . Т . Морганом установлено , что гены расположены в хромосомах в линейном порядке, образуя сцепления . Морган установил закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Томас Морган (1866 – 1945)

Слайд 14

Третий этап: В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон, опираясь на результаты опытов генетиков и биохимиков и на данные рентгеноструктурного анализа, создали структурную модель ДНК в форме двойной спирали.

Слайд 15

Развитие представлений о гене. Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной. Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение. На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов. Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

Слайд 16

Терминология, используемая в генетике. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости Ген – участок молекулы ДНК. Генотип – совокупность генов в организме. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом. Гамета – половая клетка. Гаплоидность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Диплоидность – организм, или клетка с двойным набором хромосом. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. Гомозиготность – организм, или клетка несут одинаковые аллели. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей. Дигибридность – объединение генетического материала по двум признакам. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака. Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки. Доминирование – преобладающий признак наследования. Рецессивность – подавляемый наследственный генофонд. Комплементарность – или дополнительно действующий ген. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать преемственность между поколениями. Признак – свойство особей. Скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.

Слайд 17

Символика, используемая в генетике. ( зеркала Венеры) – женский пол В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола. А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак АА, аа – гомозиготные особи Аа – гетерозиготная особь (щит и копье Марса) – мужской пол. Р ( лат. parento ) – родительские особи G (Г) (гр. Gamete ) – гаметы F ( filii ) - дети, ( F 1, F 2 , и т.д. – поколения) X - знак скрещивания

Слайд 18

Обобщение и систематизация знаний. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 1 вариант Выберите правильные ответы: Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам. Доминирование – преобладающий признак наследования. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом Признак – свойство особей по генофонду. Гаплоидность – организм, или клетка с тройным набором хромосом. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Ответьте на вопросы теста: Совокупность генов галоидного набора хромосом — это: А) генотип; В) генофонд; Б) геном; Г) кариотип. Генотип — это: А) совокупность всех генов организма, взаимодействующих между собой и с факторами внешней среды; Б) совокупность генов всех особей популяции; В) совокупность внешних и внутренних признаков организма. Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется: А) аллель; В) кодон; Б) локус; Г) антикодон. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: знак скрещивания женский пол гомозиготные особи

Слайд 19

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 2 вариант Выберите правильные ответы: Ген – участок молекулы ДНК. Гомозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки. Комплементарность – или дополнительно действующий ген. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Ответьте на вопросы теста: Фенотип — это совокупность внешних и внутренних признаков: А) организма; В) всех особей вида; Б) всех особей популяции; . Наследственность — это: А) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству; Б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях B) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе. Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся определенным их числом, размерами, формой, называется: А) генотип; В) ген; Б) геном; Г) кариотип. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: родительские особи ……… гаметы ……… поколения ………….

Слайд 20

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 3 вариант Выберите правильные ответы: Генотип – совокупность генов в хромосоме. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей. Наследственность – свойство живых организмов приобретать новые признаки. Дигибридность – объединение генетического материала по одному признаку. Рецессивность – преобладающий наследственный генофонд. Ответьте на вопросы теста: Совокупность генов всех особей популяции — это: А) генотип; В) генофонд; Б) ген; Г) кариотип. Изменчивость — это: А) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях; Б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству; B) свойство организмов приобретать признаки-различия в пределах вида Гомологичными называются парные хромосомы, имеющие: А) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе; Б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе; B) сходное строение, но разное число генов.. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: фактор наследственности, определяющий рецессивный признак…………. дети ………… знак скрещивания …………….

Слайд 21

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 4 вариант Выберите правильные ответы: Гамета – соматическая клетка. Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом. Ответьте на вопросы теста: Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются: А) аллельными; В) гомозиготными. Б) гетерозиготными; Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется: A) гетерозиготным; В) гомозиготным; Б) моногибридным; Г) гибридным Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется: А) генотип; В) ген; Б) геном; Г) кариотип. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: мужской пол ……… фактор наследственности, определяющий доминантный признак……. гетерозиготная особь ……..

Слайд 22

Подведение итогов урока. 1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы. 2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году. 3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии в 11 классе

С применением средств ИКТ

Урок разработала:

учитель старших классов

Агапова Ульяна Вячеславовна

Uliana-143@mail.ru

Тема урока: Терминология и символика, используемая в генетике.

Пояснительная записка

Урок  биологии  в 11 классе  по теме «Терминология и символика, используемая в генетики»  рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской.

Необходимо иметь следующее оборудование и программное обеспечение:

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  •  Проекционный аппарат

Программное обеспечение:

  •  Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

Тема урока:  Терминология и символика, используемая в генетике.

Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике.

Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в         генетике

        2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике;

        3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и         для последующего решения генетических задач;

        4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как         науки;

        5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

                План.

1. Генетика – как наука.

2. Открытие законов наследования.

3. Развитие представлений о гене.

4. Терминология, используемая в генетике.

5. Символика, используемая в генетике.

1. Генетика – как наука.

        Генетика – это сердцевина биологической науки, лишь в рамках генетики разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмысленно как единое целое.

        Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

        Многие века господствовала теория пангенеза, согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

        Теория пангенеза была известна уже Аристотелю (384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке.

        Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

        Ч. Дарвин (1809-1882г.) тоже принимал теорию пангенеза.

        Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза. Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой, к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению.  Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза.

Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он                 отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается                                 неизменной.

                Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не                                         частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам                                 зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается                                 неизменной.

Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

2. Открытие законов наследования.

        Как мы уже сказали, с незапамятных времен людей волновал вопрос о сходствах потомков и родителей, о природе вновь возникающих изменений. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, долгое время установить не удавалось.

        Основные законы наследственности были открыты Грегором Менделем (1822-1884г.) монахом августовского монастыря, жившим в австрийском городе Брно (ныне Брно, Чехия). Примерно с 1856 года он начал экспериментировать с горохом, для того чтобы узнать. Как передаются по наследству индивидуальные признаки этого организма.

        Опыты Менделя и по сегодняшним меркам являются прекрасным образцом научного исследования. Результаты эксперимента он опубликовал в «Известях общества естественной истории» в Брюнно в 1866 году., но его статья не привлекла никакого внимания биологов.

        Законы Менделя были открыты вторично в 1900 году тремя учеными, одновременно, получившими сходные с Менделем результаты и признавшими его приоритет. Это были Гуго де Фриз (Голландия), Карл Корренс (Германия), Эрих Чермах (Австрия). С этого момента для всех стало очевидно, насколько велико значение работ Менделя: именно им был открыт путь к разгадке тайны наследственности.

        Первоочередной задачей было показать, что принципы Менделя приложены не только к растениям, но и к животным. Это было сделано впервые годы XX века в основном Льюеном Кено (Франция), Вильямом Бэтсоном (Англия), Вильямом Кастлем (США).

        Вскоре последовали другие важные открытия.

3. Развитие представлений о гене.

        Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной.

        Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение.

        На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов.

        Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии.

        Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

4. Терминология, используемая в генетике.

  1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
  2. Ген – участок молекулы ДНК.
  3. Генотип – совокупность генов в организме.
  4. Фенотип – совокупность всех признаков организма.
  5. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом.
  6. Гамета – половая клетка.
  7. Гаплоидность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.
  8. Диплоидность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.
  9. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  10. Гомозиготность – организм, или клетка несут одинаковые аллели.
  11. Гибридность – (от латыни помесь)  процесс образования помесей.
  12. Дигибридность – объединение генетического материала по двум признакам.
  13. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.
  14. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.
  15. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.
  16. Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки.
  17. Доминирование – преобладающий признак наследования.
  18. Рецессивность – подавляемый наследственный генофонд.
  19. Комплементарность – или дополнительно действующий ген.
  20. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать преемственность между поколениями.
  21. Признак – свойство особей.
  22. Скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.

5. Символика, используемая в генетике.

        (зеркала Венеры) – женский пол

        (щит и копье Марса) – мужской пол.

Р     (лат. parento) – родительские особи

G  (Г)   (гр. Gamete) – гаметы

F (filii)  - дети,    (F1, F2,  и т.д. – поколения)

X  - знак скрещивания

В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола.

А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак

а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак

АА, аа – гомозиготные особи

Аа – гетерозиготная особь

IV. Обобщение и систематизация знаний.

        Учащимся предлагается ответить на вопросы теста

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

1 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
  2. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.
  3. Доминирование – преобладающий признак наследования.

        Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом

        Признак – свойство особей по генофонду.

  1. Гаплоидность – организм, или клетка с тройным набором хромосом.
  2. Фенотип – совокупность всех признаков организма.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Совокупность генов галоидного набора хромосом — это:

                А) генотип;                         В) генофонд;

                Б) геном;                        Г) кариотип.         

  1. Генотип — это:

                А) совокупность всех генов организма, взаимодействующих между собой

                и с факторами внешней среды;

                Б) совокупность генов всех особей популяции;

        В) совокупность внешних и внутренних признаков организма.

  1. Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

        А) аллель;                        В) кодон;

        Б) локус;                        Г) антикодон.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

знак скрещивания

женский пол

гомозиготные особи

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

2 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Ген – участок молекулы ДНК.
  2. Гомозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  3. скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.
  4. Комплементарность – или дополнительно действующий ген.
  5. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Фенотип — это совокупность внешних и внутренних признаков:

                А) организма;                                В) всех особей вида;

        Б) всех особей популяции; .

  1. Наследственность — это:

А) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

        Б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях

                B) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.

  1. Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся определенным их числом, размерами, формой, называется:

                А) генотип;                        В) ген;

        Б) геном;                        Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

родительские особи ………

гаметы ………

     поколения ………….

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

3 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Генотип – совокупность генов в хромосоме.
  2. Гибридность – (от латыни помесь)  процесс образования помесей.
  3. Наследственность – свойство живых организмов приобретать новые признаки.
  4. Дигибридность – объединение генетического материала по одному признаку.

Рецессивность – преобладающий наследственный генофонд.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Совокупность генов всех особей популяции — это:

                А) генотип;                         В) генофонд;

        Б) ген;                                Г) кариотип.

  1. Изменчивость — это:

        А) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

        Б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования         и развития своему потомству;

        B) свойство организмов приобретать признаки-различия в пределах вида

  1. Гомологичными называются парные хромосомы, имеющие:

        А) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

        Б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

        B) сходное строение, но разное число генов..

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

фактор наследственности, определяющий рецессивный признак………….

дети …………

знак скрещивания …………….

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

4 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Гамета – соматическая клетка.
  2. Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях.
  3. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.
  4. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  5. Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

        А) аллельными;                В) гомозиготными.

        Б) гетерозиготными;

  1. Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется:

        A) гетерозиготным;                 В) гомозиготным;

                Б) моногибридным;                Г) гибридным

  1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:

                А) генотип;                       В) ген;

        Б) геном;                        Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

мужской пол ………

фактор наследственности, определяющий доминантный признак…….

гетерозиготная особь ……..

V. Подведение итогов урока.

1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.              

2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.

4. Итак, сегодня на уроке мы разобрали термины и символы, которыми будем пользоваться при изучении такой большой темы как Наследственность и изменчивость организмов».

VI. Домашнее задание: выучить всю терминологию и символику генетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе

Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий  эмбриологии (дают термин),за...

Практическая работа «Методы, используемые в генетике» .

Задания на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов...