Дифференцированные зачеты по общей биологии в виде смотра знаний.
статья по биологии на тему

Монахова Наталья Николаевна

В статье дается описание методики проведения смотра знаний по общей биологии. Смотр знаний предназначен для комплексной, независимой оценки универсальных учебных действий обучающихся  по определенному разделу общей биологии учителями-предметниками естественнонаучного цикла. Проверка результатов обученности обучающихся носит комплексный характер и включает как письменную, так и устную формы. Каждая из них имеет свою цель. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированные зачеты по общей биологии в виде смотра знаний.

     В 80-90-х годах ХХ века совершенствование процесса обучения и по содержанию, и по форме было направлено на воплощение идей гуманизации и демократизации образования. В опыте учителей биологии появились новые варианты в организации учебной работы:

  • объяснение материала в виде лекции с последующей семинарской проработкой и обобщением;
  • собеседование с привлечением имеющегося опыта обучающихся, дополнительной литературы, способствующей углублению и конкретизации материала;
  • межпредметный урок, который ведут два-три учителя-предметника, осуществляющий на более высоком уровне межпредметные связи, с формированием у обучающихся  знаний системного и межпредметного характера,
  • конференция, как форма систематизации понятий из разных тем, устанавливающая межпредметные связи при подчинении пройденного материала новой проблеме или новым по смыслу и формулировке вопросам изученных тем посредством развития самостоятельности учащихся;

   Модернизация современного образования предполагает дальнейшую ее гуманизацию и демократизацию. Одним из направлений является формирование универсальных учебных действий обучающихся.

   Модернизация содержания биологического образования в профильных классах направлена на реализацию таких идей, как усиление практической направленности обучения и личностно ориентированного образовательного процесса. На мой взгляд, такой формой может быть смотр знаний. Его идея не нова, но в свете модернизации биологического образования в профильных классах приобретает свою актуальность и переживает второе рождение.

    Смотр знаний предназначен для комплексной, независимой оценки универсальных учебных действий обучающихся  по определенному разделу общей биологии учителями-предметниками естественнонаучного цикла. На смотр знаний могут быть приглашены администрация школы и родители обучающихся. В связи с этим он должен проводиться во внеурочное время.

      Проверка результатов обученности обучающихся носит комплексный характер и включает как письменную, так и устную формы. Каждая из них имеет свою цель. С помощью устных ответов проверяются знания обучающихся по основным теоретическим вопросам раздела, базовые понятия и умения давать обобщенные и сравнительные характеристики явлений, вычленять причинно-следственные связи, иначе говоря, проверяются интеллектуальные способы деятельности. С помощью письменных ответов проверяются практические и общеучебные способы деятельности. Среди общеучебных действий проверяется работа с наглядными пособиями, приборами и оборудованием, правильное оформление решенных задач или результатов проделанной работы в виде схем, таблиц, рисунков. Среди практических (предметных) действий проверяются те, которые отражены в требованиях к уровню подготовки выпускников школы по биологии.

   Однако в практике преподавания биологии часто встречается зачетная система оценки обучающихся с каким - либо одним из способов контроля (или устным или письменным). Вместе с тем, невозможно отдать предпочтение ни первому, ни второму способу проверки знаний, так как каждый из них имеет определенное значение.

   Во-первых, в процессе устного ответа ученик демонстрирует умения аргументированно выражать свои мысли, строить связное высказывание, излагать научные факты, выводы, делать их анализ и т.д. Обучение школьников правильно, логично и грамотно излагать свои мысли является задачей любого учителя-предметника, в том числе, и учителя биологии. Но, помимо демонстрации навыков связной устной речи, ученик должен уметь давать краткие письменные ответы на поставленные вопросы или демонстрировать умения правильно оформлять биологический рисунок, задачу (по молекулярной биологии, генетике), формулировать ответ на биологическую задачу. Естественно, что всем этим умениям школьники обучаются в течение всего учебно-воспитательного процесса. На смотре знаний подводятся лишь итоги по результатам овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

   Во-вторых, сочетание устной и письменной форм работы позволяет глубоко проверить и учесть знания большего числа обучающихся с меньшими временными затратами.

   В-третьих, оценивание результатов обучения производится не одним учителем, а параллельно и независимо группой учителей, число которых не должно быть четным. При этом каждый их них оценивает определенный круг вопросов, связанных с проверяемым материалом.

     Опыт проведения смотров знаний показал что, как правило:

  • учителю биологии отводится роль в проверке теоретических знаний учащихся;
  • учителю химии – в проверке правильности решения задач по молекулярной биологии или генетике (при условии, что учитель химии имеет дипломную специализацию по химии и биологии);
  • учителю географии – в проверке практических умений учащихся при работе с микроскопом, наглядными пособиями и т.п. (при условии, что учитель географии имеет дипломную специализацию по географии и биологии).

   Смотр знаний предполагает большую подготовительную работу учителя биологии. С другой стороны, смотр знаний предполагает взаимодействие учителей-предметников естественнонаучного цикла. Эта группа учителей должна быть коллективом в полном смысле слова, который несет совместную ответственность за уровень подготовки выпускника в области естественнонаучного образования.

      Процедура проведения смотра знаний не сложна и занимает два академических часа в классе с наполняемостью в 25-35 человек. В течение одного академического часа можно проверить знания у 24 человек. Эффективность данной организационной формы обучения зависит от правильной методики ее проведения.

       Предлагаю следующую технологию проведения смотра знаний обучающихся.

За столами № 2 и 3 лучше организовать групповую форму деятельности обучающихся. За стол приглашаются группы в количестве 4-6 человек, при этом каждый ученик тянет со стола учителя карточку с заданием, на выполнение которой отводится до 10 минут. На теоретическом столе (стол №1) организуется индивидуальная форма деятельности обучающихся. Для ответа за этим столом учитель вначале приглашает тех обучающихся, которые обладают большим объемом оперативной памяти, при этом учитель оглашает последовательность выхода обучающихся. Как правило, эти ученики дают бойкие уверенные ответы, поэтому их ответы можно не выслушивать до конца. Однако в любом случае ответ любого ученика не должен продолжаться более 3-5 минут. С этой целью учитель ставит песочные часы.

Структура смотра знаний как одного из видов учебного занятия при этом может быть следующей:

Этапы процесса обучения

Деятельность субъектов процесса обучения

Время

Организационный момент        

1. Приветствие учителя биологии, представление учителей-ассистентов.

2. Постановка цели занятия.

3. Изготовление учащимися зачетных карточек.

3 минуты

Инвариантный этап                      

Проведение инструктажа о ходе занятия

2 минуты

Контроль и самоконтроль

Проведение контроля за тремя столами

80 минут

Подведение итогов        

1. Выставление оценок из зачетных карточек в сводную ведомость.

2. Самоанализ.

5 минут

                                                                   

        К смотру знаний учитель биологии подготавливает дидактический материал и классную комнату. Место для подготовки к ответам отводится в конце классной комнаты, где ученики могут консультировать друг друга, выслушивать устные ответы других учеников, отвечающих на теоретические вопросы у доски. Здесь происходит самоконтроль и коррекция знаний силами самих учащихся. В начале класса ставится три стола, на которых размещается все необходимое для смотра знаний. На классной доске развешиваются печатные и самодельные таблицы для устных ответов на теоретические вопросы. Каждый ученик должен пройти соответственно три стола: теоретический, лабораторно-практический и стол  решения задач.

Учебные столы

Критериями оценки

На теоретическом столе ученики дают устные ответы на вопросы, оформленные в виде билетов, при этом они, вытащив билет, сразу, без подготовки, отвечают учителю. При ответе на вопрос билета обучающиеся могут пользоваться вывешенными на классной доске таблицами.

полнота раскрытия вопроса;

использование терминологии;

приведение примеров, раскрывающих сущность явления или понятия;

использование таблицы при ответе;

ответы на дополнительные вопросы учителя.

На лабораторно-практическом стол  обучающиеся самостоятельно выполняют лабораторные работы. Они тянут карточки с заданиями и работают по ним, при этом ученики сами выбирают необходимое оборудование и объекты для выполнения задания.

правильное обращение с техникой;

правильность выбранного объекта, лабораторного оборудования;

аккуратность выполнения;

аргументированное объяснение полученных результатов;

ответы на дополнительные вопросы учителя.

На столе  решения задач ученики дают письменные ответы на биологические задачи. Здесь ученики вытаскивают карточки с задачами и решают их.

правильное оформление задачи;

правильный перевод единиц измерения в метрической системе СИ;

отсутствие математических ошибок в расчетах.

При прохождении каждого стола проверяющим учителем выставляется оценка в зачетную карточку, которую обучающиеся оформляют на листе бумаги в начале занятия.

Зачетная карточка может иметь следующий вид:

Зачетная карточка ___________________________________________

(Фамилия, имя, класс)

№ стола        

№ карточки

оценка

подпись учителя

теоретический        

лабораторно-практический                 

решение задач

Итоговая оценка        

В конце занятия при подведении итогов составляется ведомость итоговых оценок класса. Итоговая оценка является среднеарифметической по итогам прохождения трех постов.

После смотра знаний необходимо провести урок коррекции знаний. На этом учебном занятии следует рассмотреть те вопросы зачета, которые вызвали наибольшее затруднение у обучающихся.

       Список использованной литературы:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / сост. В.С. Кучменко. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.

В. Оконь Введение в общую дидактику / Перевод с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М.: Высшая школа, 1990.

Л.С. Короткова Обучение общей биологии в вечерней школе: Пособие для учителя веч. (смен.) сред. общеобразовательной шк. – М.: Просвещение, 1991.

Готовые экзаменационные ответы, биология, 11 класс. – СПб.: изд-во Тригон, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении на уроках информатики (данный материал может быть применим и к другим предметным областям). 2003 год....

зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

Смотр знаний в 5 классе, раздел Биология

Внеклассное мероприятие игра-путешествие по стране ЗНАНИЯ. Этот раздел Биология....

Материалы дифференцированного зачета по биологии

Задания для подготовки к сдаче дифференцированного тзачета по биологии  (1 курс по программам подготовки специалистов  квалифицированных рабочих и служащих ( базовый  уровень)...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета по ОГСЭ 02. История

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине История...