Урок - исследовани "Органы кровообращения человека"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Урок в 8 классе по программе Н.И. Сонина  по теме "Органы кровообращения человека" . Урок исследование с использованием поисковых методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела учитель высшей квалификационной категории Косякова Татьяна Дмитриевна

Тема: Движение крови в организме. Органы кровообращения. 

Цель: обобщить и систематизировать знания о кровеносной системе разных классов животных; изучить особенности строения органов кровообращения человека; охарактеризовать значение кровообращения для организма; продолжить формирование умений работать с источником.

Задачи: 

  1. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу. Овладение способами деятельности в новых условиях.
  2. Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности, умения работать в группе,  сотрудничества со сверстниками; осуществление сравнения данных исследования участников других групп
  3.  Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации), логического мышления. Формирование стремления к сохранению и укреплению здоровья. 

Тип урока: комбинированный с элементами исследования.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в форме беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, лабораторная работа.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, модель сердца человека, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1.Введение. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш кабинет является научной лабораторией, а вы – юные исследователи. Я – ваш научный руководитель.  Эпиграфом нашего урока являются слова Бориса Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, думать сообща». Разобраться сегодня в новой теме нам помогут  знания, умение думать самому и слушать мнение других, работать с учебником, сравнивать, выделять главное, исследовать, делать выводы.

2. Повторение. Проверим наши знания. На прошлом уроке мы говорили об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов.  

Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 

 Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? По каким признакам различают группы крови? Какая группа самая распространенная, а какая нет? Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? 

Учитель: Ребята, прежде чем приступить к изучению кровообращения человека вспомним курс зоологии. Необходимо исследовать кровеносную систему хордовых животных. Работа в парах. Предметы исследования у всех одинаковы, но классы животных разные: первой группе – класс рыбы, второй – класс земноводные, третей – класс пресмыкающиеся, четвертой –  млекопитающие.

Задание №1:

1.Сколько сердечных камер?

2.Сколько кругов кровообращения?

Учитель: В чем состоит усложнение кровеносной системы в эволюции начиная с рыб до млекопитающих? (фронтальный опрос, решение проблемного вопроса в форме беседы) (Почему исследовали на примере хордовых? С каким из классов более сходна  к.с. человека? Почему?)  Гипотеза 1 - решение в ходе исследования.

3. Изучение нового материала. Определение темы урока.

Учитель: Органами кровообращения являются сосуды и сердце.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Дайте им определение. Кто не помнит найти в учебнике)

Задание №2: (№126 –рабочая тетрадь)

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –

Артериальная кровь –

Венозная кровь –

Ответы:

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

 Задание 3.  Исследование строения кровеносных сосудов. (используя рисунок в учебнике «Строение кровеносных сосудов») Стенки артерий и вен состоят из трех слоев, причем стенки артерий толще и эластичнее, чем стенки вен. В венах имеются клапаны. Для чего? Гипотеза 2. А стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток, поэтому через них легко проникают газы, растворимые вещества и лейкоциты.

Учитель. Центральным органом кровообращения является сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце расположено в грудной полости между легкими немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, масса около 300 грамм. По форме сердце напоминает конус. (Учитель показывает модель сердца человека.)

А теперь выполним 4 задание, исследовав строение сердца, ответим на вопросы устно, используя рисунок в учебнике. Оно называется «Строение сердца человека».

 Задание №4:

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются? (подтверждение гипотезы1)

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок? Почему? Гипотеза 3 - решение в ходе исследования.

Учитель: В 17 веке Вильям Гарвей доказал, что кровь движется, он и открыл круги кровообращения. Историческая справка: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. Его учение о кровообращении изложено в  труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».

Исследуем круги кровообращения человека.

Задание №5:

1 ряд.- большой круг

2 ряд –малый круг

  1. В каком отделе сердца  начинается?
  2. В каком отделе сердца  заканчивается?
  3. Какая кровь течет по артериям?
  4. Какая кровь течет по венам?
  5. Какова цель кровообращения?

Большой круг кровообращения  начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.

Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие. (подтверждение гипотезы 3)

Круги кровообращения можно выразить в виде сравнительной таблицы (15 слайд).

У какого класса животных осуществляется так кровообращение? (подтверждение гипотезы1)

Учитель. Почему кровь в организме движется только в одном направлении?

Полулунные клапаны имеются и в венах. Сейчас выполним лабораторную работу, которая докажет наличие, функцию этих клапанов.

Лабораторная работа №1. Функция клапанов вен

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Вывод. Опущенная рука покраснела, потому что клапаны вен опущенной руки закрыты, а так как в опущенной руке произошёл прилив крови по артериям, она сконцентрировалась в сосудах. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Вены, по которым кровь движется против силы тяжести,  набухшие.  Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент.. (подтверждение гипотезы2) .

Если человек стоит неподвижно, в венах накапливается кровь и увеличивается давление. При этом межклеточное вещество застаивается, что приводит к отеку ступней. Поэтому людям, вынужденным подолгу стоять следует периодически делать двигательные упражнения. Отеки возникают также при ряде заболеваний, сопровождающихся поражением венозных клапанов и стенок вен

4. Закрепление.

Учитель: А теперь закрепим пройденный материал, выполняя два задания письменно. Карточки с заданием №6 лежат на столах, нужно закончить предложения. Ответы проверим вместе.

Задание № 6: Закончите предложения. Работа в парах

1.Кровеносная система человека состоит из  органов…

2.Движение крови называется …

3.Различают … и … (легочный) круг кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды …

5.Большой круг кровообращения начинается от …и заканчивается в ...

6.Малый круг кровообращения начинается от … и заканчивается в …

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет …, а в малом - …

8.В малом кругу кровообращения по венам течет …, а в большом - …

9.В капиллярах происходит …

Ответы задания №6:

1.Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

2.Движение крови называется кровообращением.

3.Различают большой и малый (легочный) круги кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды: артерии, вены, капилляры.

5.Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и заканчивается в правом предсердии.

6.Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет артериальная, а в малом - венозная кровь.

8.В малом кругу кровообращения по венам течет артериальная, а в большом – венозная кровь.

9.В капиллярах происходит обмен веществ и газообмен.

5. Обобщение.

Учитель: И так, мы сегодня исследовали кровеносную систему человека и сделали вывод, что органами кровообращения является сердце и кровеносные сосуды, их строение соответствует выполняемым функциям. Кровь движется по двум кругам кровообращения. Кровообращение важно тем, что доставляет питательные вещества и кислородам клеткам, тканям и органам

6. Домашнее задание.

Учитель: Читайте с.126-129,  в рабочей тетради – задания № 123-125. Выполните лабораторную работу «Определение влияния тугой повязки на движение крови»

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Ответ: Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

7. Оценки за урок. 

Источники информации. Основные: учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» для 8-го класса, с.126-129. учебно-методическое пособие по биологии В.В. Ксенофонтова «Анатомия и физиология человека»; рисунки, схемы, таблица из интернета.

Таблица «Сравнение структуры и функций артерий, вен и капилляров»    

 

Признаки

сравнения

Артерии

Капилляры

Вены

Строение

Средний слой стенки толстый, состоит из эластических тканей и мышечных волокон

Средний слой отсутствует

Средний слой тонкий, содержит мало мышечных волокон

Наличие клапанов

Полулунные клапаны отсутствуют

Полулунные клапаны отсутствуют

Полулунные клапаны имеются по всей длине

Лабораторная работа №11

                                      Функции венозных клапанов                                                         Цель:    

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь                       вниз. Клапаны  раскрываются  лишь  после того,  как  в  ниже лежащих                       сегментах  накопится  достаточное  количество  крови,  чтобы  открыть                         венозный  клапан  и  пропустить  кровь  вверх, в  следующий  сегмент.                                      Поэтому  вены, по  которым   кровь  движется  против  силы  тяжести,                           всегда набухшие.                     

                                             Ход работы.                                                                               1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту                                  

 положите   обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                              

Вывод.

 Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

 В какой руке венозные клапаны были закрыты?

                                       Лабораторная работа №12  

      Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих    

                                     кровообращение.                                                        Цель:                                                                                                                                              Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.                                                                                  Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам.  Расширение кровеносных капилляров                         и вен приводит к покраснению, а затем к посинению  части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится            белой из-за  выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая                  жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным                          на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается                  как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.                        

                                   Ход работы.                                                                               1.Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой.                            Обратите внимание на изменение цвета  и формы пальца.

 Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                                                   2.Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                                         3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.                          Что достигается этим приемом?                                                                                            Вывод.

 Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?

Почему ткани пальца уплотнены?                                                

 Как проявляются признаки кислородной недостаточности?                            Почему нарушена чувствительность?

 *Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?



Предварительный просмотр:

Подготовила и провела учитель высшей квалификационной категории Косякова Татьяна Дмитриевна

Тема: Движение крови в организме. Органы кровообращения. 

Цель: обобщить и систематизировать знания о кровеносной системе разных классов животных; изучить особенности строения органов кровообращения человека; охарактеризовать значение кровообращения для организма; продолжить формирование умений работать с источником.

Задачи: 

  1. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу. Овладение способами деятельности в новых условиях.
  2. Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности, умения работать в группе,  сотрудничества со сверстниками; осуществление сравнения данных исследования участников других групп
  3.  Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации), логического мышления. Формирование стремления к сохранению и укреплению здоровья. 

Тип урока: комбинированный с элементами исследования.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в форме беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, лабораторная работа.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, модель сердца человека, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1.Введение. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш кабинет является научной лабораторией, а вы – юные исследователи. Я – ваш научный руководитель.  Эпиграфом нашего урока являются слова Бориса Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, думать сообща». Разобраться сегодня в новой теме нам помогут  знания, умение думать самому и слушать мнение других, работать с учебником, сравнивать, выделять главное, исследовать, делать выводы.

2. Повторение. Проверим наши знания. На прошлом уроке мы говорили об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов.  

Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 

 Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? По каким признакам различают группы крови? Какая группа самая распространенная, а какая нет? Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? 

Учитель: Ребята, прежде чем приступить к изучению кровообращения человека вспомним курс зоологии. Необходимо исследовать кровеносную систему хордовых животных. Работа в парах. Предметы исследования у всех одинаковы, но классы животных разные: первой группе – класс рыбы, второй – класс земноводные, третей – класс пресмыкающиеся, четвертой –  млекопитающие.

Задание №1:

1.Сколько сердечных камер?

2.Сколько кругов кровообращения?

Учитель: В чем состоит усложнение кровеносной системы в эволюции начиная с рыб до млекопитающих? (фронтальный опрос, решение проблемного вопроса в форме беседы) (Почему исследовали на примере хордовых? С каким из классов более сходна  к.с. человека? Почему?)  Гипотеза 1 - решение в ходе исследования.

3. Изучение нового материала. Определение темы урока.

Учитель: Органами кровообращения являются сосуды и сердце.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Дайте им определение. Кто не помнит найти в учебнике)

Задание №2: (№126 –рабочая тетрадь)

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –

Артериальная кровь –

Венозная кровь –

Ответы:

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

 Задание 3.  Исследование строения кровеносных сосудов. (используя рисунок в учебнике «Строение кровеносных сосудов») Стенки артерий и вен состоят из трех слоев, причем стенки артерий толще и эластичнее, чем стенки вен. В венах имеются клапаны. Для чего? Гипотеза 2. А стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток, поэтому через них легко проникают газы, растворимые вещества и лейкоциты.

Учитель. Центральным органом кровообращения является сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце расположено в грудной полости между легкими немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, масса около 300 грамм. По форме сердце напоминает конус. (Учитель показывает модель сердца человека.)

А теперь выполним 4 задание, исследовав строение сердца, ответим на вопросы устно, используя рисунок в учебнике. Оно называется «Строение сердца человека».

 Задание №4:

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются? (подтверждение гипотезы1)

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок? Почему? Гипотеза 3 - решение в ходе исследования.

Учитель: В 17 веке Вильям Гарвей доказал, что кровь движется, он и открыл круги кровообращения. Историческая справка: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. Его учение о кровообращении изложено в  труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».

Исследуем круги кровообращения человека.

Задание №5:

1 ряд.- большой круг

2 ряд –малый круг

  1. В каком отделе сердца  начинается?
  2. В каком отделе сердца  заканчивается?
  3. Какая кровь течет по артериям?
  4. Какая кровь течет по венам?
  5. Какова цель кровообращения?

Большой круг кровообращения  начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.

Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие. (подтверждение гипотезы 3)

Круги кровообращения можно выразить в виде сравнительной таблицы (15 слайд).

У какого класса животных осуществляется так кровообращение? (подтверждение гипотезы1)

Учитель. Почему кровь в организме движется только в одном направлении?

Полулунные клапаны имеются и в венах. Сейчас выполним лабораторную работу, которая докажет наличие, функцию этих клапанов.

Лабораторная работа №1. Функция клапанов вен

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Вывод. Опущенная рука покраснела, потому что клапаны вен опущенной руки закрыты, а так как в опущенной руке произошёл прилив крови по артериям, она сконцентрировалась в сосудах. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Вены, по которым кровь движется против силы тяжести,  набухшие.  Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент.. (подтверждение гипотезы2) .

Если человек стоит неподвижно, в венах накапливается кровь и увеличивается давление. При этом межклеточное вещество застаивается, что приводит к отеку ступней. Поэтому людям, вынужденным подолгу стоять следует периодически делать двигательные упражнения. Отеки возникают также при ряде заболеваний, сопровождающихся поражением венозных клапанов и стенок вен

4. Закрепление.

Учитель: А теперь закрепим пройденный материал, выполняя два задания письменно. Карточки с заданием №6 лежат на столах, нужно закончить предложения. Ответы проверим вместе.

Задание № 6: Закончите предложения. Работа в парах

1.Кровеносная система человека состоит из  органов…

2.Движение крови называется …

3.Различают … и … (легочный) круг кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды …

5.Большой круг кровообращения начинается от …и заканчивается в ...

6.Малый круг кровообращения начинается от … и заканчивается в …

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет …, а в малом - …

8.В малом кругу кровообращения по венам течет …, а в большом - …

9.В капиллярах происходит …

Ответы задания №6:

1.Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

2.Движение крови называется кровообращением.

3.Различают большой и малый (легочный) круги кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды: артерии, вены, капилляры.

5.Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и заканчивается в правом предсердии.

6.Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет артериальная, а в малом - венозная кровь.

8.В малом кругу кровообращения по венам течет артериальная, а в большом – венозная кровь.

9.В капиллярах происходит обмен веществ и газообмен.

5. Обобщение.

Учитель: И так, мы сегодня исследовали кровеносную систему человека и сделали вывод, что органами кровообращения является сердце и кровеносные сосуды, их строение соответствует выполняемым функциям. Кровь движется по двум кругам кровообращения. Кровообращение важно тем, что доставляет питательные вещества и кислородам клеткам, тканям и органам

6. Домашнее задание.

Учитель: Читайте с.126-129,  в рабочей тетради – задания № 123-125. Выполните лабораторную работу «Определение влияния тугой повязки на движение крови»

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Ответ: Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

7. Оценки за урок. 

Источники информации. Основные: учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» для 8-го класса, с.126-129. учебно-методическое пособие по биологии В.В. Ксенофонтова «Анатомия и физиология человека»; рисунки, схемы, таблица из интернета.

Таблица «Сравнение структуры и функций артерий, вен и капилляров»    

 

Признаки

сравнения

Артерии

Капилляры

Вены

Строение

Средний слой стенки толстый, состоит из эластических тканей и мышечных волокон

Средний слой отсутствует

Средний слой тонкий, содержит мало мышечных волокон

Наличие клапанов

Полулунные клапаны отсутствуют

Полулунные клапаны отсутствуют

Полулунные клапаны имеются по всей длине

Лабораторная работа №11

                                      Функции венозных клапанов                                                         Цель:    

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь                       вниз. Клапаны  раскрываются  лишь  после того,  как  в  ниже лежащих                       сегментах  накопится  достаточное  количество  крови,  чтобы  открыть                         венозный  клапан  и  пропустить  кровь  вверх, в  следующий  сегмент.                                      Поэтому  вены, по  которым   кровь  движется  против  силы  тяжести,                           всегда набухшие.                     

                                             Ход работы.                                                                               1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту                                  

 положите   обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                              

Вывод.

 Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

 В какой руке венозные клапаны были закрыты?

                                       Лабораторная работа №12  

      Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих    

                                     кровообращение.                                                        Цель:                                                                                                                                              Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.                                                                                  Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам.  Расширение кровеносных капилляров                         и вен приводит к покраснению, а затем к посинению  части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится            белой из-за  выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая                  жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным                          на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается                  как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.                        

                                   Ход работы.                                                                               1.Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой.                            Обратите внимание на изменение цвета  и формы пальца.

 Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                                                   2.Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Наблюдения запишите в тетрадь.                                                                                         3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.                          Что достигается этим приемом?                                                                                            Вывод.

 Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?

Почему ткани пальца уплотнены?                                                

 Как проявляются признаки кислородной недостаточности?                            Почему нарушена чувствительность?

 *Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кровообращение человека (интерактивное пособие)

Пособие "Кровообращение человека" можно использовать в ходе изучения материала или для контроля уровня усвоения материала. В пособии использована цветовая гамма, ключевые понятия, схемы, которые помог...

презентация к уроку "Органы кровообращения"

Данная презентация предназначена для проведения урока биологии в 8 классе по теме «Органы кровообращения». Презентация содержит материалы для проверки знаний учащихся, причём учащиеся должны сами...

Конспект урока "Кровь. Кровообращение"

Конспект урока для 7 класса...

Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс. Биология

Цели урока:  показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить...

Презентация "Кровообращение человека"

Презентация содержит задания по исследованию кровообращения человека, таблицы, схемы, рисунки...

План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

урок  изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...