Рабочая программа по биологии 11 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_.docx | 60.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 11 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»
7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 10-х общеобразовательных классов
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 11-х общеобразовательных классов
Для реализации программы выбран учебник Биология 11 класс. Базовый уровень./И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия
На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной. Она предусматривает перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи программы:
-освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой" природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного
организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в работе с различными источниками информации;
В результате курса учащиеся должны показать:
Умение характеризовать:
1.строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
2.сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
2.вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
4.биологическую терминологию и символику;
Уметь объяснять:
роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
уметь решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание на ступени среднего (полного) образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Класс | программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор(ы) | учебник | Год издания | издательство | ||
11 | Общеобразовательная (базовый уровень) | И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. | Биология 11 класс. | 2012 | «Вентана –Граф» |
О.П.Дудкина | Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы | 2012 | «Учитель» | ||
С.Н.Берёзина | Конрольно-измерительные материалы | 2014 | М: «Вако» |
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования- 68 часов в год.
Объем рабочей программы на ступени среднего (полного) образования , разработанной для 11–го класса, составляет 34 часа в год, и распределяется по 1 учебному часу в неделю.
Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля.
Содержание предмета
1.Организменный уровень организации жизни (15ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
2.Клеточный уровень организации жизни (9ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Проведение биологических исследований:наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
3.Молекулярный уровень проявления жизни (9ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
4.Повторение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на ступени среднего (полного) образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
- умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
- наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
- знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
- владение навыками самообразования и саморазвития;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
- владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
- отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема | Количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
1.Организменный уровень жизни. | 15 | 12 | 3 |
2.Клеточный уровень жизни. | 9 | 9 | - |
3. Молекулярный уровень жизни. | 9 | 9 | - |
Повторение | 1 | - | - |
Итого | 34 | 31 | 3 |
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Последовательность тем и уроков в теме | Кол-во часов | Основные понятия | ИКТ ресурсы, форма проведения урока | Виды контроля. |
Глава 1. Организменный уровень жизни 15 часов | |||||
1. | Введение. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. . [§1,2] | 1 | Знать понятия: Структурные элементы уровня, онтогенез, биосистема, орган, ткань, нервная и гуморальная регуляция. Уметь: Отличать организменный уровень жизни от популяционно- видового. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
2. | Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. [§2,3] | 1 | Знать понятия: Фагоцитоз, пиноцитоз, виды таксисов, автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, миксотрофы, ассимиляция, диссимиляция, системы органов. Воздушное и корневое питание растений. Уметь: Описывать свойства живых организмов, различать типы питания. | Работа в гр | Фронтальный и индивидуальный опрос |
3. | Размножение организмов. .[§4] | 1 | Знать понятия: Бесполое и половое ,бинарное деление, спора, клон, зигота, гамета, партеногенез, пол, первичные и вторичные половые признаки. Уметь: Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. | презентация | Проверка таблицы |
4. | Оплодотворение и его значение. [§5] | 1 | Знать понятия: Оплодотворение, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, наружное и внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение. Уметь: Объяснять биологическую сущность оплодотворения. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
5. | Развитие организма от зарождения до смерти. .[§6] | 1 | Знать понятия: Онтогенез, бластула, гаструла, нейрула, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Уметь: Характеризовать стадии индивидуального развития, влияние факторов на развитие зародыша | презентация | Проверка таблицы |
6. | Из истории развития генетики. [§7] | 1 | Знать понятия: Генетика, наследственные задатки, ген, генотип, фенотип Уметь: Применять генетическую терминологию | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
7. | Изменчивость признаков организма и её типы.[§8] | 1 | Знать понятия: Модификационная изменчивость, норма реакции, комбинативная и мутационная изменчивость. Типы мутаций. Уметь: Приводить примеры разным типам изменчивости. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
8. | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. [§ 9] | 1 | Знать понятия: Моногибридное скрещивание, единообразие, первый и второй законы Менделя, доминантный и рецессивный признак. Уметь: Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков, решать задачи | Практическая работа№1 «Решение задач» | |
9. | Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. [§10 ] | 1 | Знать понятия: Дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание. Кодоминирование, эпистаз, полимерия. Уметь: Описывать механизм дигибридного скрещивания, решать задачи | Практическая работа№2 «Решение задач» | |
10. | Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. [§ 11] | 1 | Знать понятия: Искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия, бессознательный отбор, мутагенез, первичный центр происхождения Уметь: Приводить примеры селекционной работы | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
11. | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. [§ 12] | 1 | Знать понятия: Пол, аутосомы, признаки сцепленные с полом Уметь: Определять признаки сцепленные с полом, решать задачи. | Практическая работа№3 «Решение задач» | |
12. | Наследственные болезни человека. Мутагены. Этические аспекты медицинской генетики[§ 13,14] | 1 | Знать понятия: Синдром Дауна, гемофилия, дальтонизм, мутагены, колхицин Уметь: Характеризовать факторы, которые негативно сказываются на генотип человека. | Доклады с презентациями | Фронтальный и индивидуальный опрос |
13. | Достижения биотехнологии. Факторы определяющие здоровье человека. [§15 ] | 1 | Знать понятия: Биотехнология, генная инженерия, клонирование, социальные факторы здоровья, образ жизни Уметь: Описывать достижения в области биотехнологии и генной инженерии. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
14. | Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. [§16,17 ] | 1 | Знать понятия: Вирус, капсид, капсомеры, СПИД, клещевой энцефалит , грипп Уметь: Характеризовать признаки вирусов, знать симптомы гриппа. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
15. | Обобщение темы «Организменный уровень жизни» [§1-17 ] | Уметь: обобщать теоретический материал по теме организменный уровень жизни | Сам.работа «Организменный уровень жизни» | Сам.работа «Организменный уровень жизни» | |
Глава 2. Клеточный уровень жизни 9 часов | |||||
16. | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. [§ 18] | 1 | Знать понятия: Клетка, прокариоты, эукариоты Уметь: Отличать клеточный уровень жизни от организменного | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
17. | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. [§19 ] | 1 | Знать понятия: Отличие растительной клетки от животной, типы тканей растений и животных Уметь: Сравнивать клетки разных царств живых организмов | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
18. | Строение клетки. [§20 ] | 1 | Знать понятия: Плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма. Уметь: Сопоставлять строение и функции клеточных структур. | презентация | Проверка таблицы |
19. | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. [§ 21] | 1 | Знать понятия: Мембранные и немембранные органоиды и их значение. Отличия клетки прокариотической от эукариотической. Уметь: Систематизировать знания по теме строение клетки | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
20. | Клеточный цикл. [§22 ] | 1 | Знать понятия: Клеточный цикл, интерфаза Уметь: Характеризовать стадии клеточного цикла. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
21. | Деление клетки- митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток. [§23 ] | 1 | Знать понятия: Профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редукционное деление, цитокинез,профаза1 мейоза, бивалент, кроссинговер. Гаметы. Зона размножения, роста, созревания. Сперматогенез, оогенез. Уметь: Определять стадию цикла по процессам происходящим в клетке, сравнивать митоз и мейоз. | презентация, | Проверка таблицы |
22. | Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот и одноклеточных эукариот. [§24 ] | 1 | Знать понятия: Хромосомы, гистоны, центромера, хроматин, генетический код, транскрипция, архебактерии, цианобактерии Уметь: Описывать строение хромосом, знать их значение. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
23. | История развития науки о клетке. Гармония и целесообразность в живой природе. [§25,26 ] | 1 | Знать понятия: Цитология, клеточная теория Шванна и Шлейдена Уметь: Приводить историческую справку об учёных, которые внесли большой вклад в развитие представлений о клетке. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
24. | Обобщение темы «Клеточный уровень жизни» [§18-26 ] | 1 | Уметь: обобщать теоретический материал по теме клетка. | Сам.работа «Организменный уровень жизни» | |
Глава 3. Молекулярный уровень жизни 9 часов | |||||
25. | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. [§27 ] | 1 | Знать понятия: ДНК, РНК, полимер, мономер Уметь: характеризовать молекулярный уровень жизни. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
26. | Основные химические соединения живой материи[§28 ] | 1 | Знать понятия: Неорганические и органические вещества(белки, жиры, углеводы) Уметь: Называть значение основных макро и микро элементов. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
27. | Структура и функции нуклеиновых кислот[§29 ] | 1 | Знать понятия: ДНК , РНК, репликация Уметь: Перечислять основные виды РНК и их функции, называть отличия ДНК от РНК. | презентация | Проверка таблицы |
28. | Процессы синтеза в живых клетках[§30 ] | 1 | Знать понятия: Фотосинтез, значение, световая и темновая стадия, фотолиз воды Уметь: Характеризовать процесс фотосинтеза, называть космическую роль зелёных растений | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
29. | Процессы биосинтеза белка [§31 ] | 1 | Знать понятия: Транскрипция, трансляция, виды РНК и их значение, антикодон Уметь: Характеризовать стадии биосинтеза белка, пользоваться таблицей генетического кода, решат | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
30. | Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов [§32 ] | Знать понятия: АТФ, гликолиз, гидролиз, клеточное дыхание, матрикс, ферменты, коферменты, витамины, гормоны Уметь: Характеризовать процессы происходящие на молекулярном уровне. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
31. | Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры[§ 33,34] | 1 | Знать понятия: Пестициды, терратогены, канцерогены. Уметь: Характеризовать причины глобальных экологических проблем. | презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
32. | Обобщение разделов: Организменный, клеточный, молекулярный уровень жизни [§1-34 ] | 1 | Уметь: Обобщать теоретический материал. Решать генетические задачи, задачи на процесс биосинтеза белка. | Итоговая контрольная работа. | |
33. | Анализ контрольной работы. Заключение : структурные уровни организации живой природы. [§35] | 1 | Уметь: обобщать теоретический материал. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
Повторение 1 час | |||||
34. | Повторение базовых понятий курса общей биологии | 1 | Знать понятия: | Фронтальный и индивидуальный опрос |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ | Тематика | Дата проведения |
Контрольные работы | ||
1. | Итоговая контрольная работа | |
Практические работы | ||
1. | Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | |
2. | Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | |
3. | Решение генетических задач на признаки сцепленные с полом. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно- методический комплект:
Для учителя:
1.Беляев Д. К., Рувинский А. О., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс. М.: Просвещение, 1993.
2.Полянский Ю. И. Общая биология, 10—11класс. М.: Просвещение, 1991.
3.Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998
4.Грин П., Стаут V, Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.
5.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Биология. М.: Дрофа, 1999.
6.Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
7.Материалы с тестами по ЕГЭ
8.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
9.О.П.Дудкина Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой .-Волгоград : Учитель, 2012г.
Для ученика:
1.Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Интернет-ресурсы:
1. 1С: Школа. Репетитор. Биология
2. http://school-collection.edu.ru
3. www.bio.nature.r
4. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
5. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
6. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
7.www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
Материально- техническое обеспечение:
Лабораторное оборудование | - лупа ручная -микроскоп -комплект посуды для проведения лабораторных работ |
таблицы | - вегетативное размножение растений -стадии индивидуального развития организмов - моногибридное скрещивание - дигибридное скрещивание -клеточный цикл -стадии митоза - стадии мейоза -строение клетки -биосинтез белка - стадии фотосинтеза - энергетический обмен |
Информационно-коммуникационные средства | Мультимедийные обучающие программы « Уроки биологии Кирилла и Мефодия» |
технические средства обучения | - компьютер -мультимедийный проектор -экран проекционный -телевизор - видеомагнитофон |
Натуральные объекты | -многоклеточные водоросли -комнатные растения |
Специализированная учебная мебель | - доска аудиторная -стол демонстрационный -стол письменный для учителя - столы двухместные ученические в комплекте со стульями -шкафы секционные -стенды экспозиционные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
С 2014 года все щколы перейдут на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие прогр...
Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
Рабочая программа расчитана на 2 часа....
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"
Рабочая программа учителя по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе программы ...
Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...