Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по биологии на тему
Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья
Гостева Н.П.,
учитель высшей категории
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 13 VI вида,
Стерлитамакский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому
г. Стерлитамак Республика Башкортостан РФ,
nataljagosteva@yandex.ru
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направлена на повышение уровня современного общего образования, приведение его в соответствие c требованиями инновационной экономики и предоставление возможности каждому ученику выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию. Особое внимание государство уделяет детям школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в индивидуальном обучении. Они по своим физическим возможностям не могут продолжить обучение в традиционных образовательных учреждениях.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
указывается на необходимость создания условий для полноценного
включения в образовательное пространство этих детей, а так же других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одним из таких условий служит дистанционное обучение, реализация которого началась с 2010 г. в рамках национального проекта «Образование».
Особенность дистанционного обучения в том, что оно основывается на информационно-коммуникационных технологиях, позволяющих ребёнку с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии от педагога получить качественное образование и, в дальнейшем, полноценно участвовать в жизни общества. Однако, информационно-коммуникационные технологи сами по себе, без методического обеспечения, не могут гарантировать эффективность дистанционного обучения в конкретной общеобразовательной области, в том числе и биологии (А.А. Андреев).
Важно учитывать, что дистанционное обучение, как образовательная технология, предъявляет свои требования к методическому обеспечению, связанные с расширением возможностей учебного содержания в условиях предметной информационно образовательной среды, гибкостью структуры учебного процесса, его вариативностью. Именно дистанционное обучение служит мощной и активной технологией социализации таких детей.
Однако в теории и методике обучения биологии проблема дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья только начинает разрабатываться. Дистанционное обучение новое понятие в дидактике использующееся в педагогической практике, и выросшее до новой дидактической категории. Дистанционное обучение это педагогическая технология, реализуемая на основе информационно -коммуникационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объёма учебной информации, интерактивное взаимодействие, предоставление возможности самостоятельной работы. Под образовательной (педагогической) технологией понимаем систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и приводящую к намеченным результатам. По отношению к педагогической технологии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса. Они обеспечивают процесс поиска, представления, передачи информации, её хранение и обработку.
Внедрение дистанционной технологии в обучение конкретной
общеобразовательной области возможно только на основе её методического обеспечения: обоснования и конкретизации целей с учётом требований ФГОС, обоснования принципов организации учебного содержания и выбора соответствующего УМК, определения форм, методов, технологий обучения, разработки показателей сформированности познавательной деятельности.
Дистанционные технологии требуют от методического обеспечения
чёткого формулирования целей обучения, их выражение в форме планируемых результатов, направленных на формирование универсальных учебных действий. Методическое обеспечение делает акцент вариативности и технологичности учебного содержания, что может быть достигнуто в условиях предметной информационно-образовательной среды. Такая ПИОС позволяет педагогу строить методику урока вариативно, а ученику выбирать индивидуальный образовательный маршрут. Проблема методического обеспечения дистанционного обучения приобрела особую актуальность в связи с созданием региональных центров дистанционного обучения детей ограниченными возможностями здоровья. Эта группа детей имеет недостатки физического развития, связанные, в основном, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Такие дети не способны ежедневно посещать общеобразовательное учреждение, но не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. При разработке методического обеспечения, выбора форм, методов и педагогических технологий дистанционного обучения важно учитывать психологические особенности таких детей (менее устойчивая эмоционально-волевая сфера, повышенная утомляемость, высокий уровень тревожности, низкие стресс-устойчивость и социальная адаптивность).Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья согласуется с инклюзивным образованием,так как означает их обучение в рамках общеобразовательной
школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными
образовательными возможностями.
ФГОС ориентирует содержание основного общего образования на деятельностный подход, как основной. Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Установлено, что при дистанционном обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья ведущую роль следует отводить таким формам и методам как: универсальный дистанционный урок, виртуальная экскурсия, виртуальные и реальные наблюдение и эксперимент, практические работы с USBмикроскопом и ИК-технологиям, ориентирующим образовательный процесс на диалог между всеми субъектами учебного процесса. Доказано, что оценить эффективность методического обеспечения дистанционного обучения биологии можно на основе уровневых характеристик сформированности познавательных учебных действий.
Дистанционное обучение позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.
Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Дети с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на уроках биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru.
Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на уроках биологии является использование ИКТ. Большое предпочтение я отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint, а также Prezi.com для создания нелинейных презентаций. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах урока.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры. Для создания собственных дидактических пособий прекрасно подходит интересный интернет - ресурс Learningapps.orgи Hot Potatoes и другие приложения Web2.0, для поддержки обучения и процесса преподавания.
Благодаря возможностям интернета учащиеся также могут попробовать свои силы в различных биологических конкурсах и олимпиадах, таких как «ЧИП» («Человек и Природа»), «Снейл», «Молодёжное движение» и другие. По мнению экспертов ФГОС, современный учитель - это не тот, кто вложит в голову ребенка массу знаний, а тот, кто научит его эти знания получать, находить, обрабатывать и применять. Все это успешно позволяют сделать дистанционные образовательные технологии и использование современных интернет - ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что преимуществами использования дистанционных образовательных технологий является то, что:
· учебный материал доступен ребенку в любое время;
· дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
· программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современном образованию;
· наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети интернет интересующую их информацию и работать с ней;
Литература:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 298с-368 с.
2. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. - СПб.: Питер, 2004. - 245с.
3. Гембаренко В. - Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение - 2002. - №3. - с38 - 42.
4. Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 - 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. - М., 2001. - 244 с.
5. Ляпидиевская Г. В. - О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы / Г. В. Ляпидиевская. - 1997 - №2 - С. 14 - 48.
6. Малофеева Т., Васин С. - Инвалиды в России // Pro et contra / Т. Малофеева, С. Васин. - 2010 - №3 -С.. 80 - 105.
7. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. - М.: - Социальное здоровье России, 1997. - 210с.
8. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья".
9. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004.
10. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.
11. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004.
12. Презентация-выступление Ножичкиной Л.В., ст. преподавателя УЦ ФИРО, Москва, 2007.
13. Полат Е.С.Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004.
14 Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. - Барнаул - Издательство АГУ - 1997 -270с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...
Особенности проведения дистанционных уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта....
Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в ...
Дистанционные курсы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции "Инновационные тенденции развития системы образования", г.Чебоксары, 2014г....
"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"
Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...
Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...