Внешнее строение листа
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока биологии в 6 классе в системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБПОУ «Каменский педагогический колледж»
Конспект урока в системно-деятельностном подходе.
Выполнила: Шкляева Елена Сергеевна,
Слушатель курсов повышения квалификации
Проверила: Чернышова Елена Николаевна,
Преподаватель педагогики
Камень-на-Оби, 2014
Аттестуемый педагог (ФИО) _Шкляева Елена Сергеевна__
Предмет биология Класс _____6______________
Тема урока ___Внешнее строение листа ___
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
1. Дидактические
– учащиеся должны знать
• Особенности внешнего строения листа
• Понятия: листовая пластинка, ее форма, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.
• функции листа
- учащиеся должны уметь:
• объяснять роль листа в жизнедеятельности растительного организма
• различать на таблицах, живых объектах, гербарном материале простые и сложные листья, черешковые и сидячие, формы листовых пластинок и их края, типы жилкования.
• сравнивать внешнее строение листьев разных растений, выделять черты сходства и различия
• приводить аргументы необходимости охраны растений.
2. Развивающие цели
• Формирование умений самостоятельной работы с различными источниками информации, гербарием, живыми объектами, умение сравнивать образцы, обобщать, анализировать выделять черты сходства и отличия, делать выводы.
• Формирование умения коллективной работы
3. Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к растительному организму как к части живой природы.
Организационные формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
• по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин) – частично-поисковый (эвристический)
• познавательный метод обучения (по В.А.Онищук) – моделирование
• метод контроля и самоконтроля (Ю.К.Бабанский).
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода к обучению, информационно-коммуникационная.
Оборудование: ПК, медиапроектор. На столах у групп: 1 группа–гербарный материал, у 2 группы – комнатные растения, у каждого ученика карточка с дополнительным материалом к теме урока.
Предварительная подготовка: перед уроком обучающиеся разбились на две группы.
Объекты исследования:
Гербарий:
- Объект исследования №1 – клён, шиповник, земляника
- Объект исследования №2 – пшеница, просо, рожь
- Объект исследования №3 – подорожник
Живые объекты:
- Объект исследования №1 – бегония
- Объект исследования №2 – хлорофитум
- Объект исследования №3 – амазонская лилия или эухарис.
Ход урока:
- Организационный момент
Цель учащихся: настроиться организационно и психологически на занятие, предметно подготовиться к уроку.
Цель учителя: создать условия для формирования ценностно-смысловой компетенции через формирование положительной мотивации к уроку.
Задачи:
1. Организовать внимание учащихся на начало урока.
2. Создать благоприятный климат для обучения.
Методы:
- инструктирование;
- внушение и убеждение.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
|
| Коммуникативные УУД: умение слушать Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии |
|
|
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу
Цель учащихся: закрепить систему ранее полученные знания по теме «Побег и почки».
Цель учителя: осуществить контроль и оценку подготовленного домашнего задания;
подготовить учащихся к работе на основном этапе.
Задачи:
1.Обеспечить мотивацию учения, принятием ими целей урока;
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Методы:
- фронтальная беседа;
- индивидуальный устный опрос.
Критерии достижения цели и задач:
- овладение учащимися понятиями «вегетативные органы растения», «побег», «почка – зачаточный побег»;
- понимание сущности признаков вегетативных и генеративных почек.
Возможные действия преподавателя в случае, если не удается достичь поставленных целей:
- Акцентирование внимания учеников на основополагающих аспектах изученной темы.
- Организация работы в парах с целью систематизации материала и оказания необходимой консультативной помощи.
- Дополнительное объяснение теоретического материала.
Методы организации совместной деятельности учащихся:
- работа в парах; - консультирование;
- взаимоконтроль; - фронтальное обсуждение.
- взаимооценка;
Методы мотивирования и стимулирования учебной активности учащихся:
- проблемные вопросы;
- педагогическое требование;
- поощрение и порицание;
- создание ситуации успеха.
Критерии оценивания ответов учащихся:
- содержательность и полнота ответов;
- сформированность умений организации учебного сотрудничества;
- развитость коммуникативных умений;
- сформированность рефлексивных умений, умений самоконтроля и самооценки.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
| 1. Повторение теоретических аспектов изученных вопросов по теме «Побег и почки». | |
2. Организация индивидуального устного опроса . Давайте вспомним:
| 2. Отвечают на вопросы учителя: • Органы, образующие тело растения и участвующие в вегетативном размножении, называются вегетативными. • Растения, которые хотя бы один раз в жизни цветут, называются цветковыми.
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - умения приводить доказательства. |
3. Оценивание ответов учащихся. |
3. Изучение нового учебного материала
Цель учащихся:
Определить понятийный аппарат темы, уточнить понятия, понять их определения, освоить теоретическое содержание нового материала, внешнее строение листьев.
Цель учителя:
Создать условия для формирования ценностно-смысловой и информационной компетенции учащихся.
Задачи:
1. Формировать у учащихся представления о внешнем строении листа.
2. Развивать умение анализировать и структурировать материал.
3. Формировать первичные умения определять виды и формы листовых пластинок.
Основные положения учебного материала:
- Функции листа
- Прикрепление листа к стеблю. Черешковые и сидячие листья.
- Формы листовых пластинок.
- Листья простые и сложные.
- Жилкование листьев.
Формы и методы представления учебного материала:
- объяснение;
- самостоятельная работа с раздаточным материалом;
- практическая работа.
Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:
- мозговой штурм;
- работа с наглядным материалом.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся:
- Проявление признаков познавательного интереса к изучению нового материала:
- активная включенность в деятельность;
- наличие желания отвечать на вопросы преподавателя;
– задавание вопросов преподавателю и одноклассникам;
- уточнение правильности понимания изучаемого содержания.
2. Демонстрация различных свойств внимания:
- устойчивость;
- концентрация;
- объем;
- распределение;
- переключение.
Методы мотивирования и стимулирования учебной активности учащихся:
- целевые установки;
- эмоциональное изложение содержания нового материала преподавателем;
- педагогическое требование;
- проблемно-поисковые вопросы;
- связь содержания теоретического материала с примерами строения листьев разных видов растений.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мы продолжаем знакомиться со строением вегетативных органов цветковых растений (слайд 1). Давайте вспомним:
Какой именно орган изучим сегодня, вы скажите сами, познакомившись с высказыванием об этом органе известного итальянского биолога М.Мальпиги(слайд 2) А в Большой книге загадок об этом органе говорится (слайд 3): Растёт - зеленеет, Упадёт - пожелтеет, Полежит - почернеет.
При изучении любого органа живых организмов, рассматривается как внешнее, так и внутреннее его строение. Как вы думаете, с какого строения, с внешнего или с внутреннего, уместнее начать знакомство с органом? Тогда сформулируйте тему урока. Давайте попробуем определить цель нашего урока(после ответа учащихся слайд 4). А что во внешнем строении листа можно изучать? Молодцы, правильно, об этом и пойдет речь на нашем уроке. А каким образом знания о внешнем строении листа вам могут пригодиться в жизни? Ребята у вас уже имеется определенный жизненный опыт, накоплены знания о растениях и их органах, в том числе и о листе. Ребята, а какую функцию выполняет лист, какова его роль в жизнедеятельности растительного организма? Возможно, чтобы ответить на этот вопрос вам вновь поможет высказывание М.Мальпиги (слайд 5) Изучать особенности внешнего строения листа возможно используя, гербарный материал, живые объекты (комнатные растения) и учебник. Группы выбирайте, с помощью каких объектов вы будете изучать, и проводить свои исследования. Итак, юные исследователи приступим к работе… Листья разных растений разные. Есть листья-гиганты, (слайд 6). Но, несмотря на это, между ними есть общие черты строения. Рассмотрите листья ваших объектов исследования №1, изучите карточку с дополнительным материалом 9 (приложение 1), учебник на с.113 и ответьте на вопрос: Какое строение имеет лист? Правильно, большинство листьев имеют листовую пластинку, черешок и в основании черешка могут быть прилистники (слайд 7). Назовите растения листья, которых имеют листовую пластинку и черешок. Итак, мы с вами выяснили, что большинство листьев состоят из листовой пластинки и черешка. Ребята, новые понятия, термины сегодняшнего урока, для лучшего запоминания я буду вывешивать на доску (учитель вывешивает термин «листовая пластинка», «черешок»). Но все ли листья имеют черешок?(слайд 8) Рассмотрите объект исследования №2, сравните с объектом исследования №1, сравните, сделайте вывод и ответьте на данный вопрос. Листья с черешками называют черешковыми, не имеющие черешка – сидячими. Приведите пример растений с сидячими листьями. Определите на слайде(слайд 9) растения, листья которых сидячие. Молодцы, вы правильно определили растения! Итак, мы с вами выяснили, что листья могут иметь черешок – это листья черешковые, а могу и не иметь – это листья сидячие (вывешиваются учителем на доску термины «лист черешковый», «лист сидячий»). Посмотрите на ваши объекты исследования №1 и 2, сравните их листья, чем еще отличаются они? Давайте определим часто встречаемые формы листовых пластинок (слайд 10). Учитель помогает обучающимся правильно назвать часто встречаемые формы листовых пластинок. Назовите форму листовой пластинки у вашего объекта исследования №2. Мы выяснили, что и форма листовых пластинок может быть разная: округлая, овальная, перистая, линейная, сердцевидная (эти понятия вывешиваются на доску). Рассмотрите край листовых пластинок у объектов исследования 1 и 2. Отличаются ли он? Чем? Правильно, молодцы! Край листовой пластинки тоже отличается (слайд 11). Посмотрите на слайде, какой он у сирени, яблони, осины. Определите край листовой пластинки у вашего объекта исследования №2. Мы выяснили, что и край листовой пластинки может быть разный: цельнокрайний, зубчатый, пильчатый (пишу эти понятия на доску). Сравните еще раз объекты исследования №1 и 2, чем еще листья этих растений отличаются друг от друга? (Если ребята затрудняются, то дополнительный вопрос: Отличаются ли листья по количеству листовых пластинок, образующих лист?) Вы правы, есть листья простые, а есть сложные (слайд 12). Приведите пример растений с простыми и сложными листьями. Таким образом, мы узнали, что листья бывают простые и сложные (учитель вывешивает термины на доску). Рассмотрите и пощупайте листья всех трех объектов исследования? Что хорошо видно и прощупывается на листовых пластинках? Зачем они нужны? (Слайд 13). Учитель обращает внимание, что жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, которые еще придают гибкость и упругость листу. Отличается ли расположение жилок на листе? Какие есть отличия? Молодцы, правильно! Жилкование бывает сетчатым, параллельным, дуговым (слайд 14). Приведите пример растений и определите тип жилкования. Мы выяснили, что и жилкование бывает тоже разным: сетчатое, параллельно, дуговое (термины пишу на доску) | Отвечают на вопрос учителя:
Знакомятся с высказыванием Мальпиги, находят слова-подсказки для аргументации своего ответа, указывающие, что речь идет о листе. Примерные ответы учащихся:
Обучающиеся формулируют тему урока: «Внешнее строение листа» Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока: Изучить особенности внешнего строения листа. Примерные ответы: форму листа, окраску, размеры, части листа. Примерный ответ: Растений очень много, эти знания помогут лучше ориентироваться в мире растений. Опираясь, на высказывание М.Мальпиги школьники формулируют функции листа: Фотосинтез, газообмен, испарение воды Группы выбирают (как правило дети этого возраста не останавливаются лишь на использовании учебника, как единственного источника информации, и одна группа выберет гербарий, а другая – комнатные растения, как объекты изучения новой темы). Школьники изучают листья объектов исследования, сравнивают с данными учебника и карточки, приходят к выводу: лист состоит из листовой пластинки, черешка и могут быть прилистники. Учащиеся сравнивают результаты своего исследования с образцом на слайде. Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: яблоня, вишня, береза, дуб, тополь, рябина, земляника и т.д. Сравнивают, анализируют, делают вывод: листья не всех растений имеют черешок. Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: пшеница, лилии, тюльпан, рожь. Определяют по фотографиям растения: алоэ, пшеница, овес, кукуруза. Сравнивают, анализируют, приходят к выводу: формой листовой пластинки (если учащиеся затрудняются, то учитель подводит их дополнительным вопросом). Работа по слайду: сравнивают лист осины и подорожника, приходят к выводу, что лист осины округлой, а подорожника овальной формы. Лист пшеницы вытянут, как линия, такая форма – линейная. Лист каладиума похож на сердце – сердцевидная форма, лист одуванчика похож на перо птиц, такая форма называется перистая. Отвечают: перистая Ребята рассматривают край листовой пластинки, сравнивают его у листьев разных растений, делают вывод: край листовой пластинки разный, у одних растений край имеет выступы, зубчики, у других ровный. Рассматривая фотографии и анализируя их, обобщают, что у осины лист цельнокрайний, у яблони край листовой пластинки зубчатый, у осины – пильчатый. Определяют, что у объекта исследования №2 лист цельнокрайний. Сравнивают, приходят к выводу: есть листья, состоящие из одной листовой пластинки, а есть состоящие из нескольких листовых пластинок, расположенных на одном черешке. Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: яблоня, вишня, береза, дуб, тополь, амариллис, амазонская лилия, черемуха – листья простые; роза, рябина, акация, горох, земляника, клевер – листья сложные. Ответ: жилки. По ним проводятся вода и питательные вещества, необходимые растению. Сравнивают, анализируют листья разных растений, приходят к выводу, что у одних растений жилки образуют сеточку, у других – жилки дугой, у третьих идут параллельно. Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: клен, сирень, бегония, тополь, дуб и т.д – жилкование сетчатое; хлорофитум, пшеница, рожь, овес – жилкование параллельное; подорожник, амазонская лилия – жилкование дуговое. | Регулятивные УУД: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные УУД: - умение формулировать тему урока; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока. Коммуникативные УУД: умение слушать. нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный и моральный выбор) - действия смыслообразования. Личностные УУД: - опора на жизненный опыт - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме - умение структурировать знания; - определение основной и второстепенной информации. |
4. Закрепление учебного материала
Цель учащихся: закрепить полученные знания, умения по теме учебного занятия.
Цель учителя: создать условия для осознания содержания учебного материала через развитие рефлексивно-субъектной позиции учащихся.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по теме.
2. Формировать информационную компетенцию учащихся.
3. Развивать навыки учебного сотрудничества.
Формы и методы закрепления учебного материала:
- фронтальная обобщающая беседа;
- дискуссия;
- групповая работа по решению ситуационной задачи.
Критерии усвоения учебного материала:
- усвоенность понятий темы;
- овладение основами теоретических знаний по теме;
- развитость коммуникативных умений;
- активность.
Методы и приемы обучения (в ситуации неосвоения нового учебного материала частью учеников):
1. Дополнительное объяснение теоретического материала.
2. Самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом.
3. Организация работы в парах с целью оказания консультативной помощи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешены новые термины урока: Ребята, посмотрите, сколько, новых терминов, понятий мы разобрали сегодня на уроке. Что бы их лучше запомнить, предлагаю вам выполнить следующее задание… Каждая группа должна будет нарисовать по три модели побега. Но листья к этим моделям вы выберите те, которые указаны для каждой группы на слайде (слайд 15). Но прежде чем, вы приступите к работе, давайте выведем критерии оценивания вашей деятельности. В каком случае за работу группы можно поставить «Отлично», «Хорошо», или дадим рекомендацию «поработать дома». Приступайте к работе. Чтобы деятельность шла быстрее, руководитель группы, распределите модели внутри вашего коллектива. После выполнения работы, учитель предлагает поменяться моделями для взаимопроверки. Для оценивания деятельности дается образец (эталон) правильных моделей каждой группы. | Слушают задание, если что-то не понятно задают вопрос. Выводят критерии оценивания, они записываются на доску. Руководитель группы распределяет модели. Группы выполняют задание. Ребята сравнивают модели с образцом, оценивают работу друг друга, согласно тем критериям, которые они вывели перед работой. | Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение, обобщение; - моделирование; - построение логической цепи рассуждения. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усеваемого материала. Регулятивные УУД - контроль в форме сличения способа действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; - оценка; - волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; - инициативное сотрудничество при достижении общей цели деятельности; - планирование |
5. Задание на дом
Цель учащихся: организовать индивидуальную самостоятельную работу по закреплению нового материала через повторение теоретических аспектов темы и наблюдение за комнатными растениями.
Цель учителя: мотивировать учеников на обобщение и повторение содержания изученного материала.
Критерии успешного выполнения домашнего задания:
- усвоенность основных понятий темы;
- умение дать содержательную характеристику внешнего строения листьев;
- наличие практических умений определения вида листовой пластинки, жилкования листьев.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель сообщает домашнее задание, за выполнение которой все получат оценку ( слайд 16). Растения, которые заносятся в таблицу, предлагаются на выбор: • Рассмотрите листья комнатных растений (6-7 растений). • Определите форму листовой пластинки, способ прикрепления к стеблю, тип жилкования. • Заполните таблицу (тетрадь упр.№ 79) | Слушают, записывают домашнее задание в дневник, если что-то не понятно, задают вопросы. | Регулятивные УУД - волевая саморегуляция, оценка того, что уже освоено и что подлежит усвоению; - целеполагание, планирование, прогноз. Коммуникативные УУД - умение слушать. Познавательные УУД - поиск и выделение информации; - логические УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист.Внешнее строение листа.
Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....
Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев
В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...
Внешнее строение листа. Многообразие листьев.
Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...
Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....
,,Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам.,,
Данный урок является десятым в теме «Органы цветк...
Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)
Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бак...
Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".
Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для п...