Программа по УД "Биология"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ud_biologiya.docx | 83.19 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Биология»
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Организация-разработчик: КГБ ПОУ № 11 г. Комсомольск-на-Амуре
Разработчик: Петрухненко Галина Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории КГБ ПОУ № 11
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 15 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
1.1. Область применения рабочей программы.
Биология является обязательным предметом общеобразовательного цикла федерального компонента.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональном образовательном учреждении № 11, реализующем образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по следующим профессиям:
Технический профиль:
151903.02 «Слесарь», «Слесарь КИПа»
150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
190629.07 «Машинист крана (крановщик)
210801.01 «Оператор связи»
270843.04 «Электромонтажник – наладчик»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:
Рабочая программа по предмету «Биология» ориентирована на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 137 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 41 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 137 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 15 |
практические работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
Итоговая аттестация в форме зачёт | |
2.2. Тематический план учебной дисциплины БИОЛОГИЯ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. учебнаянагруз-ка учащегося, час | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа учащего-ся, час | |||
Всего | Теория | Лаб. работы | Практические занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
1. | Учение о клетке | 24 | 18 | 14 | 4 | 6 | |
2. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 13 | 8 | 7 | 1 | 5 | |
3. | Основы генетики и селекции | 26 | 19 | 13 | 4 | 2 | 7 |
4. | Эволюционное учение | 28 | 20 | 15 | 5 | 8 | |
5. | История развития жизни на Земле | 12 | 6 | 6 | 6 | ||
6. | Экосистема | 24 | 18 | 15 | 1 | 2 | 6 |
7. | Бионика | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Зачет | 3 | 3 | 3 | ||||
Всего за курс обучения | 137 | 96 | 74 | 15 | 7 | 41 |
2.3 Содержание учебной дисциплины Биология
Уровни усвоения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальномуматериально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине:
Таблицы по темам:
«Учение о клетке»- 16 шт.
«Организм. Размножение и индивидуальное развитие»- 12 шт.
«Основы генетики и селекции»- 11 шт.
«Эволюционное учение»- 14 шт.
«История развития жизни на Земле»- 9 шт.
«Основы экологии»- 15 шт.
Коллекции-22
Модели - 4
Динамические модели -14
Портреты учёных -5
Муляжи -3
Макеты -9
Гербарии - 8
Наборы микропрепаратов- 15
Микроскопы -13
Лупа ручная - 13
Комплект для экологических исследований- 3
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ- 13
Комплект реактивов для базового уровня (набор) - 1
Технические средства обучения:
- компьютер мультимедийный преподавателя в составе: монитор, системный блок, клавиатура, манипулятор –« мышь»;
- мультимедийный проектор (с пультом управления);
- мультимедийные аксессуары (акустические колонки, буфер);
- интерактивная доска;
- принтер цветной струйный;
- источник бесперебойного питания;
- сетевой фильтр;
- электронные носители информации:
1С: Школа. Биология. 10 класс (СД- диск), образовательный комплекс, 2009г.
1С репетитор. Биология (СД - диск), электронный учебник.
Общая биология, 10 кл. «1С: Образование», 2010 г. (СД – диск)
Лабораторный практикум. Биология. 6 – 11 кл. – учебное электронное издание. Республиканскиймультимедиацентр. 2009 (2 СД – диска)
Основы общей биологии. 9 кл. «1С: Образование», 2009 (2 СД – диска)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т.Биология .Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2011.-368с
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2008.-367с.
- Криксунов Е.А., Экология. 10 (11) класс: для общеобразоват.учреждений. - М: Дрофа, 2008.-252с.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2011.
- Полянский Ю.М. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Просвещение, 2010.-286с.
Дополнительные источники:
- Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.-М: Дрофа, 2010.-624с.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2010.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие для нач. проф. образования.- М: Издательский центр «Академия», 2009.-384с.
Интернет-сайты:
- Федеральный портал "Российское образование". Адрес http:/www.edu.ru
- Естественно-научный образовательный портал: География; биология;Aдрес htth://som.fio.ru
- Сетевое объединение методистов. Адрес http://som.fio.ru Учителю Биологии www.chemnet.ru
- Хабаровская краевая образовательная информационная сеть Адрес: http://edu-net.khb.ru
- Сетевые проекты в среде Хаба-Вики. Адрес: http://resourse.ippk.ru/medeawiki
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать - основные положения биологических теорий и закономерностей клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; - строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. | -устный опрос; - тестовый контроль; терминологический диктант; - биологический кроссворд; - графический диктант; - защита докладов, рефератов и электронных презентаций по заданным темам внеаудиторной самостоятельной работы; - практические работы; - лабораторные работы; - представление результатов изучения биологического материала в формах реферата, электронной Презентации; - тесты на соотнесение теории и её характеристик (положений) и авторов |
уметь: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнить биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (искусственный и естественный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически их оценивать; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | - устный опрос; - составление синхронистической и сравнительной таблиц; - составление конспекта, рецензии биологической литературы; - составление биографической справки учёного- биолога; - тестовый контроль; - тематические контрольные работы; - тестовый контроль на установление причинно- следственных связей; - высказывание личной аргументированной оценки, суждения о биологических явлениях; - поиск информации и её обработка; - работа с хронологической таблицей; - применение биологических закономерностей при объяснении явлений и процессов; - практические работы; - лабораторные работы; - итоговый зачёт |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы и урока | Часы | Средства обучения (схемы, таблицы, динамические пособия, СД) | Виды самостоятельных работ | Межпредметные связи с указанием предмета и темы | Домашнее задание | |||||
т/о | п/о | ||||||||||
1. | Введение. Предмет и задачи общей биологии. | 1 | §1.1 – 1.2 | ||||||||
2. | Основные свойства живого. Многообразие живого мира. | 1 | § 1.3 | ||||||||
I.Учение о клетке –18 часов (из них 4ч. – лабораторные работы) | |||||||||||
3. | Клетка – элементарная живая система. Клеточная теория. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» СД – Основы общей биологии-9 (Глава1 Введение в основы общей биологии) | 1. Составление схемы «Создание клеточной теории» 2. Работа с учебником (стр. 15-19) | §2.1, в.5 | ||||||
4. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» СД – Основы общей биологии-9 (Глава1 Введение в основы общей биологии | Составление схемы «Неорганические вещества клетки» | Химия: «Классы неорганических соединений» «Вода- растворитель» | §2.2, презентации | |||||
5. | Органические вещества клетки. Белки. | 1 | «Строение и организация белка» «Крахмал и белки в растительных клетках» Модель – ДНК СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1. Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §.5 Химический состав клетки | Работа с учебником (стр. 30, стр. 33, стр. 43-44) | Химия: «Белок», «Соли», «Водородный показатель» | §2.5, в.7 | |||||
6. | Углеводы. Липиды. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1.Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §5 Химический состав клетки. | 1. Работа с учебником (стр. 45- 47) 2. Пополнение словаря. | §2.4, 2.5 | ||||||
7. | Нуклеиновые кислоты. | 1 | «ДНК» «Редупликация молекулы ДНК» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1.Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §5 Химический состав клетки. §6 Белки и нуклеиновые кислоты» | 1. Составление схем 2. Работа с учебником (стр. 48-51) | Химия: «Аминокислоты», «Рибоза, дезоксирибоза» | §2.6, заполнить таблицу | |||||
8. | Строение и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» «Некоторые органоиды клетки» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 2. Структура клетки 2.3 Многообразие растительных клеток 2.4 Строение растительной и животной клеток. 3. Физиология клетки. 3.1 Функции основных органоидов клетки. 3.2 Строение и работа устьиц. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки §8 Органоиды клетки и их функции | 1. Составление таблицы «Структурные компоненты клетки» 2. Работа с учебником (стр. 54-63) | Химия: «Крахмал и целлюлоза» | §2.7 | |||||
9. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений 3. «Строение клетки» 4. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.7 | ||||||
10. | Строение и функции клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. | 1 | Строение клетки» «Строение животной клетки» «Некоторые органоиды клетки» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 2. Структура клетки 2.3 Многообразие растительных клеток 2.4 Строение растительной и животной клеток. 3. Физиология клетки. 3.1 Функции основных органоидов клетки. 3.2 Строение и работа устьиц. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки §8 Органоиды клетки и их функции | 1. Составление таблицы «Структурные компоненты клетки» 2. Работа с учебником (стр. 54-63) | Химия: «Крахмал и целлюлоза» | §2.8, стр. 72, таблица 3 | |||||
11. | Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений и животных 3. «Строение клетки» 4. «Строение животной клетки» 5. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.7, 2.8 | ||||||
12. | Бактерии (Прокариотические) | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником (стр. 69-72) 2. Составление схемы строения бактериальной клетки (табл. 3, стр. 72) | §2.9 | ||||||
13. | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником (стр. 75-77) 2. Пополнение словаря. | § 2.10 | ||||||
14. | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки. Вирус» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. | 1. Работа с учебником (стр.80, рис. 41,42) 2. Составление схемы строения бактериальной клетки (табл. 3, стр. 72) | §2.11 | ||||||
15. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений и животных 3. «Строение клетки» 4. «Строение животной клетки» 5. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.9, 2.11 | ||||||
16. | Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником ( рис. 44, стр. 82; рис. 45, стр.83) | §2.11, рефераты | ||||||
17. | Пластический обмен. (Биосинтез белка). Фотосинтез. | 1 | «Биосинтез белка» «Синтез и –РНК» «Генетический код» Д/П Синтез белка СД-Лабораторный практикум (Лаборатория клетки 1. Биохимия клетки 1.2 Биосинтез белка и клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §10биосинтез белков в животной клетке. §12Обеспечение клеток энергией. | 1. Работа с таблицей «Генетический код» 2. Работа с учебником (стр. 99-100) | Химия:«Реакции окисления» «Крахмал» «Глюкоза» | §3.3 в. 2-3 | |||||
18. | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках» | 1 | 1.Комнатные растения. 2.Микроскопы, предметные, покровные стёкла, препаровальные иглы. | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.2, 3.3 | ||||||
19. | Энергетический обмен. | 1 | «Энергообеспечение клетки» «Энергетический обмен углеводов» СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §9 Обмен веществ – основа существования клетки. | 1. Работа с карточками заданиями (папка №1) 2. Работа с учебником (стр. 94-96) | Химия: «Реакции окисления» «Глюкоза» | §3.2 в.2 | |||||
20. | Жизненный цикл клетки. Митоз. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Составление схемы «Этапы митоза» 2. Работа с программой | §3.4, заполнить таблицу | ||||||
II. Организм. Размножение и индивидуальное развитие – 8 часов (из них 1 ч.- лабораторная работа) | |||||||||||
21. | Организм – единое целое. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Составление схемы «Формы размножения» «Этапы митоза» 2. Работа с программой | §3.1, 3.5 (до стр.111) | ||||||
22. | Половое размножение. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Работа с карточками -заданиями (папка №1) 2. Работа с программой. | §3.5 (полностью) | ||||||
23. | Образование половых клеток. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Работа с карточками -заданиями (папка №1) 2. Работа с программой. | §3.6 | ||||||
24. | Мейоз. | 1 | «Мейоз» Д/П «Перекрёс хромосом» Модель – Строение яйца птиц СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.2 Мейоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие. 15 Образование половых клеток. (Мейоз, кроссинговер, строение половых клеток). | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Составление схемы в тетради. | §3.6, упр. 5 | ||||||
25. | Оплодотворение. | 1 | «Двойное оплодотворение у покрытосеменных» Д/П «Мейоз» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (Лаборатория Классификация и систематика) 3. Царство растений 3.11 Строение цветка. Двойное оплодотворение (вопрос 9) | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Составление тезисов. | §3.7, в. 4 | ||||||
26. | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие.) §16 Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Работа с учебником (стр. 124-128) | §3.8, заполнить таблицу | ||||||
27. | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие.) §16 Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. | Работа с учебником (стр. 132, рис. 65, стр. 134, рис 66) | §3.9, рефераты ср. 136, задания 2,3,5 письменно | ||||||
28. | Лабораторная работа №5 «Влияние курения на свойства слюны. Воздействие алкоголя на свойства белка» | 1 | Пипетки, пробирки, штатив для пробирок, стакан, этиловый спирт, раствор яичного белка, вода, раствор крахмала, раствор йода. | Работа по инструктивным карточкам. | 3.9 (повторить) | ||||||
III. Основы генетики и селекции – 19 часов (из них 4 ч. – лабораторные работы, 2 ч. – практические работы) | |||||||||||
29. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 1 | Портрет Г. Менделя. СД - Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §17 Из истории развития генетики §18 Основные понятия генетики | Работа с учебником (стр. 144-145) | §3.10 | ||||||
30. | Моногибридное скрещивание. | 1 | Портрет Г. Менделя. «Моногибридное скрещивание» Д/П Законы Менделя СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1.Закономерности наследования 1.1 Закономерности наследования 1.2 Моногибридное скрещивание при полном и неполном доминировании. СД - Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §19 Генетические опыты Г. Менделя | Работа с карточками (папка №2) Контроль по программе СД – Лаб. Решение задач. | §3.11, стр. 146, в. 7 (письменно) | ||||||
31. | Дигибридное скрещивание. | 1 | «Дигибридное скрещивание» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §20 Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. | Работа с карточками (папка №2) Контроль по программе СД – Лаб. Решение задач Графический диктант | §3.12 в.5 | ||||||
32. | Практическая работа №1 «Составление простей ших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | §3.12 (повторить) | ||||||
33. | Анализирующее скрещивание. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 | Работа с учебником (стр. 158- 162) | §3.11(повторить), конспект | ||||||
34. | Сцепленное наследование генов. Т. Морган. Хромосомная теория наследственности. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 (Глава 4Основы учения о наследственности и изменчивости) §22. Сцепленноенаследованиегенов и кроссинговер. §23. Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1.Работа с учебником. 2.Решение генетических задач. | §3.13 в.5 | ||||||
35. | Современные представления о гене и геноме. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 (Глава 4Основы учения о наследственности и изменчивости) §22. Сцепленноенаследованиегенов и кроссинговер. §23. Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1.Работа с учебником. 2.Решение генетических задач. | §3.14 | ||||||
36. | Лабораторная работа №6 «Изучение признаков у нормальных и мутантных особей мухи дрозофилы.» | 1 | Микроскопы, готовые препараты нормальных и мутантных мух. | Работа по инструктивным карточкам | §3.13 (повторить) | ||||||
37. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | «Хромосомный механизм определения пола» «Индивидуальный набор хромосом» Д/П «Перекрёст хромосом» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (в. 4, в.8) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §25. Наследственная изменчивость §26. Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач | §3.15 Задача. | ||||||
38. | Практическая работа №2 «Решение генетических задач» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам. | §3.11 – 3.15 (повторить) | ||||||
39. | Наследственные болезни человека. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека. 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (в. 4, в. 8) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §24 Наследственная изменчивость §26 Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач 4. Работа с учебником (стр. 172 – 175) | §3.14 §3.17 в. 3.4 Задача | ||||||
40. | Лабораторная работа №7 «Составление родословной» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам. | §3.14 §3.17 | ||||||
41. | Модификационная изменчивость. | 1 | «Модификационная изменчивость у растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 3. Наследственность и изменчивость 3.1 Статистика закономерностей модификационной изменчивости. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §24 Наследственная изменчивость §25 Другие типы изменчивости (норма реакции-Бычки; Кривая модификаций) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Выполнение виртуальной лабораторной работы. 4. Решение задач. | §3.16 Опыт дома. | ||||||
42. | Лабораторная работа №8 «Построение вариационной кривой» | 1 | Раздаточный материал: натуральные объекты (засушенные листья, семена); линейки, пинцеты. | Работа по инструктивным карточкам. | §3.16 (повторить) | ||||||
43. | Зачёт за I полугодие | 1 | |||||||||
44. | Наследственная или генотипическая изменчивость. | 1 | «Мутационная изменчивость растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции (4.1) – 8-е задание СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения наследственности и изменчивости) §§24 наследственная изменчивость §25 Другие типы изменчивости (норма реакции – Бычки; Кривая модификаций) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач | §3.16 стр. 120 - 122 | ||||||
45. | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции. | 1 | Портрет Н.И.Мичурина «Центры многообразия культурных растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов) §27 Генетические основы селекции. §28 Особенности селекции растений. §29 Центры многообразия происхождения культурных растений. §30 Особенности селекционных животных. §31 Основные направления селекции микроорганизмов. (Глава 7 Учение об эволюции) §40 Процессы видообразования (полиплоидия – как причина видообразования) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. | §4.5 в.2 §4.6, 3.18 | ||||||
46. | Лабораторная работа №9 «Описание фенотипов местных сортов растений» | 1 | Гербарные экземпляры различных сортов растений | Работа по инструктивным карточкам | §3.18 (повторить) | ||||||
47. | Биотехнология: её достижения и перспективы развития. | 1 | СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД-Лаб. | §3.19 Е.И. Тупикин Общая биология (стр. 357-358) | ||||||
48. | Клонирование. | 1 | СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции ) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД-Лаб. | §3.19 (повторить), конспект | ||||||
IV. Эволюционное учение – 20 часов (из них 5 часов – лабораторные работы) | |||||||||||
49. | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея. | 1 | Портреты: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идея развития органического мира. | Работа с учебником (стр. 197 – 198) | §4.1 | ||||||
50. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | Портреты: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идея развития органического мира. | Работа с учебником (стр. 203-204) | §4.2 | ||||||
51. | Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идеи развития органического мира. | 1. Работа с учебником (стр. 205, стр. 207, стр.208-209)2.Работа с карточками (папка № 3) | §4.3 | ||||||
52. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идеи развития органического мира. | 1. Работа с учебником (стр. 211-213). 2.Работа с карточками (папка № 3) | §4.4 | ||||||
53. | Лабораторная работа №10 «Изучение борьбы за существование на примере различных видов плесени» | 1 | Чашки Петри с песком, кусочки хлеба, фруктов, препаровальные иглы | Работа по инструктивным карточкам | §4.4 (повторить) | ||||||
54. | Концепция вида, его критерии. | 1 | «Критерии вида» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Основы общей биологии9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции (Дивергенция) §38 Динамика численности (видео) §39 Вид, его критерии и структура §40 Процесс видообразования | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 218 – 219) | §4.5 в.2 | ||||||
55. | Лабораторная работа №11 «Морфологические особенности растений различных видов» | 1 | Гербарные экземпляры растений разных видов | Работа по инструктивным карточкам | §4.5 (повторить) | ||||||
56. | Лабораторная работа №12 «Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений» | 1 | Коллекции, гербарные листы различных сортов злаковых культур, паслёновых, живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки, бегоний, кактусов и др. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.4,4.5 (повторить0 | ||||||
57. | Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 1 | «Популяции» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 3. Экология популяций и сообществ 3.1 Изучение свойств популяций СД – Основы общей биологии-9 (Глава 9 Основы экологии) §54 Популяция (рост численности домашней крысы) §55 Функционирование популяции и динамика её численности | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 219 – 220) | §4.6 | ||||||
58. | Популяция как единица эволюции. | 1 | «Популяции» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 3. Экология популяций и сообществ 3.1 Изучение свойств популяций СД – Основы общей биологии-9 (Глава 9 Основы экологии) §54 Популяция (рост численности домашней крысы) §55 Функционирование популяции и динамика её численности. | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 226-227) | §4.7 | ||||||
59. | Факторы эволюции. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 231) | §4.8 | ||||||
60. | Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | 1 | «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1. Составление схемы «Формы естественного отбора» 2. Работа с учебником (стр. 234-237) | §4.9 | ||||||
61. | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Коллекции СД – Основы общей биологии-9 | 1. Составление таблицы «Формы приспособленности организмов к окружающей среде» 2. Работа с учебником (стр. 240-246) | §4.10 | ||||||
62. | Лабораторная работа №13 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Коллекции различных морфологических адаптаций животных к среде обитания, гербарные экземпляры растений. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.6, §4.7 (повторить) | ||||||
63. | Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1.Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 231 – 235) 3. Работа с коллекциями. | §4.8 §4.9 в.5 §4.10 | ||||||
64. | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 255-260) 3. Работа с коллекциями | §4.11 стр. 247 | ||||||
65. | Макроэволюция. Доказательства эволюции. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.12 | ||||||
66. | Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.13 | ||||||
67. | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.13 | ||||||
68. | Лабораторная работа №14 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | 1 | 1.Гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений. 3. Веточки ели. 4. Коллекции насекомых. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.12- 4.13 (повторить) | ||||||
V. История развития жизни на Земле – 6 часов. | |||||||||||
69. | Гипотезы происхождения жизни. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §32 Представления о возникновении жизни (Опыт Луи Пастера, Реди.Теория абиогенеза) | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 265 стр. 268-269) | §4.14 в.3 §4.15 в.1 | ||||||
70. | Краткая история развития органического мира. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §32 Представления о возникновении жизни (Опыт Луи Пастера, Реди.Теория абиогенеза) | 1. Работа с карточками (папка №3) | §4.16 | ||||||
71. | Современные гипотезы о происхождении человека. | 1 | Таблица «Ископаемые люди» Муляж: Череп кроманьонца; Череп современного человека; Череп неандертальца; Бюст неандертальца; Бюст питекантропа; Рука человека со шлифованным топором; Бедренная кость. СД – Основы общей биологии-9 Глава8Происхождение человека §45 Доказательства эволюции §46 Этапы эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 285 – 290) 3. Работа с муляжами. | §4.17 в.3,4 | ||||||
72. | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 1 | Таблица «Ископаемые люди» Муляж: Череп кроманьонца; Череп современного человека; Череп неандертальца; Бюст неандертальца; Бюст питекантропа; Рука человека со шлифованным топором; Бедренная кость. СД – Основы общей биологии-9 Глава8Происхождение человека §45 Доказательства эволюции §46 Этапы эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с муляжами. | §4.18 | ||||||
73. | Эволюция человека. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 8 Происхождение человека. §46 Этапы эволюции человека. | 1.Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 292) | §4.19 | ||||||
74. | Единство происхождения человеческих рас. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 8 Происхождение человека §47 Человеческие расы и их родство. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 297) | География: «Расы человека» | §4.20 в.8 | |||||
VI. Экосистема – 18 часов (из них 2часа – практические работы, 1 час – лабораторная работа). | |||||||||||
75. | Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 305) | §5.1 Конспект в. 4 | ||||||
76. | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Абиотические факторы среды. | 1 | «Фотопериодизм» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2. Экология особей 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы (Экологические факторы) §51 Общие закономерности действия факторов среды на организм. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 307 – 308) | §5.2 в.4 | ||||||
77. | Биотические факторы среды. | 1 | «Фотопериодизм» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2. Экология особей 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы (Экологические факторы) §51 Общие закономерности действия факторов среды на организм. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 314-316) | §5.3 , заполнить таблицу « Виды взаимоотношений в природе» | ||||||
78. | Взаимодействие популяций разных видов. | 1 | Д/П Охрана видов. СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2.Экология особей 2.1 Приспособленность паразитических червей к живой среде обитания. 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) (Лаборатория – Классификация и систематика) 5. Царство животных 5.5 Жизненный цикл паразитических червей. СД – Основы общей биологии-9 §53 Биотические связи в природе. §54 популяция. §55 Функционирование популяции и динамика её численности. | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 314 -319) Составление таблицы | §5.3 , в.5-6 | ||||||
79. | Экосистема. | 1 | «Биогеоценоз» «Сообщество степи, смешанного леса, тундры» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщесво (Биоценоз; Ярусы лесного биоценоза.) §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (экологическая пирамида) | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 320-325) | §5.4 Конспект | ||||||
80. | Поток энергии и цепи питания. | 1 | «Поток энергии в биогеоценозе» «Биоценоз пресного водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §53 Биотические связи в природе. (Цепи и сети питания) §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Экологическая пирамида; Цепи питания; Редуценты; Консументы.) | 1. Работа с учебником (стр. 328 – 329) 2. Составление пищевых цепочек. | Химия: «Разложение веществ» | §5.5 Упражнение: составить пищевую цепочку. | |||||
81. | Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | § 5.5 (повторить) | ||||||
82. | Свойство биоценозов. | 1 | «Биоценоз» «Биоценоз пресного водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщество. §58 Развитие и смена биогеоценозов.\ | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Составление пищевых цепочек | Конспект | ||||||
83. | Лабораторная работа №15 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» | 1 | Фотографии с изображением природных ландшафтов г. Комсомольска- на- Амуре и его окрестностей, промышленных предприятий и т. д. | Работа по инструктивным карточкам. | §5.4 (повторить) | ||||||
84. | Смена экосистем. | 1 | Таблицы: «Зарастание водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §58 Развитие и смена биогеоценозов. Сукцессия. Вторичная сукцессия. Смена природных сообществ. | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 330-331) | §5.6 Сообщение. | ||||||
85. | Агроценозы. | 1 | «Рекультивация земель» «Влияние ядохимикатов на сообщества поля пшеницы» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщество. (Неустойчивость агроценозов; Искусственные биоценозы) | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебниками. | §5.7 Сообщение. | ||||||
86. | Биосфера и свойства биомассы. | 1 | «Биосфера» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 1. Глобальная экология 1.1 Структура биосферы (вопросы, 4 вопрос-схема) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Вернадский В.И. – фото) | 1. Работа с учебником (стр. 338) Сообщения учащихся | §5.8 Сообщение. | ||||||
87. | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. | 1 | «Поток энергии в биогеоценозе» СД – Основы общей биологии-9 Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. §34 Круговорот веществ Глава 9 Основы экологии §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Круговорот веществ в природе) §59 Основные законы устойчивости. (Круговорот углерода) | 1. Работа по карточкам (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 341-343) | Химия: «Углерод, соединения углерода» | §5.9 | |||||
88. | Ноосфера. Роль человека в природных процессах. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §60 Рациональное использование природы и её охрана. (Примеры отрицательного антропогенного воздействия) | Работа по карточкам Работа с учебником | §5.9 в.6 §5.10 Сообщение. | ||||||
89. | Глобальные изменения в биосфере. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лабораторный практикум) 4. Экология социальная и прикладная 4.1 Основы рационального природопользования (только вопросы) | Работа с учебником Сообщения учащихся | Химия: «Подгруппа кислорода» | §5.11 Конспект. Рефераты | |||||
90 | Пути решения экологических проблем. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лабораторный практикум) 4. Экология социальная и прикладная 4.1 Основы рационального природопользования | Работа с учебником Сообщения учащихся | 5.12 | ||||||
91. | Охрана природы и рациональное природопользование. Заповедники Дальнего востока. | 1 | «Охрана и преобразование природы» «Охрана вод и загрязнений» Атлас Хабаровского края СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §60 Рациональное использование природы и её охрана. (рациональное природоиспользование; загрязнение среды) | Работа с учебником Сообщения учащихся | Химия: «Вредные вещества» | Конспект | |||||
92. | Практическая работа №4 «Решение экологических задач» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | §5.6- 5.12 (повторить) | ||||||
VII. Бионика – 2 часа. | |||||||||||
93. | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 1 | 1.Работа с учебником (стр. 364) 2.Пополнение словаря. | Конспект. Рефераты. | |||||||
94. | Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 1 | 1.Работа с учебником (стр. 366) 2.Пополнение словаря. | Конспект. | |||||||
95-96. | Дифференцирован -ный зачёт. | 2 |
Итого: 96 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...