Ботаника
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Коровина Наталия Александровна

Материал содержит тестовые задания (с одним вариантом ответа, на выбор соответствия) по разделу "Ботаника". Приведены практически все темы данного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл botanika.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БОТАНИКА»

(подготовка к ЕГЭ)

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют:

1) стебли; 2) корни;   3) листья;  4) ткани.

А2. Назовите признак, характерный только для представителей царства растений:

1) клеточное строение;            3) образование органических веществ из неорганических на свету;                            

2) рост в течение всей жизни; 4) дыхание, питание, рост и размножение.

А3. Покрытосеменные растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, относят к классу:

1) хвойных; 2) двудольных; 3) гинкговых; 4) однодольных.

А4. Вид овсяница луговая объединяет:

1) родственные роды растений;                        3) разнообразные цветковые  растения;

2) множество особей на основе их родства;    4) растения одного природного сообщества.

А5. Появление семени у голосеменных является важным этапом эволюции растений, так как семена:

1) содержат питательные вещества, которыми питаются животные;

2) имеют клеточное строение;

3) используются человеком в пищу;

4) имеют многоклеточный зародыш с запасом питательных веществ.

А6. Соцветие корзинка характерно для растений семейства:

1) злаков; 2) пасленовых; 3) сложноцветных; 4) бобовых.

А7. Усложнение организации растений от водорослей до покрытосеменных свидетельствует о:

1) многообразии растений на Земле;  3) эволюции органического мира на Земле;

2) родстве  всех растений;                    4) способности растений к жизни в различных средах обитания.

А8. В клетках растений в процессе фотосинтеза:

1) происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;

2) из аминокислот образуются белки;

3) из неорганических веществ образуются органические;

4) из моносахаридов синтезируются  полисахариды.

А9. Доказательством исторического  развития растений является:

1) наличие магнолии и гинкго – «живых ископаемых»; 3) изменение условий окружающей среды;

2) клеточное строение растений;                                       4) искусственный  отбор.

А10. Корневые волоски растений:

1) защищают растение от механических повреждений; 3) поглощают из почвы воду и минеральные соли;

2) служат местом запасания питательных веществ;        4) укрепляют растение в почве.

А11. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:

1) внутреннего строения стебля;  3) жилкования листьев;

2) строения корневой системы;     4) строения цветка и плода.

А12. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у:

1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.

А13. Папоротники являются высшими споровыми растениями так как:

1) в их развитии происходит чередование поколений; 3) размножаются спорами;

2) имеют корни и проводящие сосуды в стебле; 4) они имеют клеточное строение даже без учета их родства.

А14. Об усложнении папоротников в процессе эволюции по сравнению с мхами свидетельствует:

1) чередование поколений при размножении; 3) образование корней и проводящих тканей;

2) фотосинтез;                                                     4) размножение спорами.

А15. Какими мерами можно предотвратить массовую гибель хвойных растений в промышленных районах?

1) проведением подкормки органическими удобрениями;

2) проведением подкормки минеральными удобрениями;

3) защитой деревьев от инфекционных лучей;

4) защитой среды обитания от загрязнения.

А16. Ярусное расположение растений в сообществе луга – приспособление к:

1) использованию тепла; 2) сохранению влаги; 3) совместному обитанию; 4) изменениям в среде.

А17.  Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием листьев;

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев;

3) корень, побег, цветок и плоды;

4) соцветие метелку, сложное строение листьев.

А18.  В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых:

1) появился корень; 2) сформировался цветок; 3) образовались семена; 4) появились плоды.

А19. Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде обитания – результат:

1) эволюции растительного мира;  3) деятельности человека;

2) изменения погодных условий;    4) жизнедеятельности животных.

А20. Сигналом к наступлению листопада у растений служит:

1) увеличение влажности среды;        3) уменьшение влажности среды;

2) сокращение длины светового дня;  4) повышение температуры среды.

А21. Приспособленность к уменьшению испарения воды хвойными растениями – это:

1) жизнь хвои в течение нескольких лет;

2) сохранение хвоинок зелеными круглый год;

3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок;

4) быстрое повреждение воды по сосудам проводящей ткани.

А22. Затопление ранней весной полей пшеницы талыми водами иногда приводит к гибели всходов, так как при этом нарушается процесс:

1) фотосинтеза из-за недостатка кислорода; 3) поглощения воды из почвы;

2) дыхания из-за недостатка кислорода;        4) испарения воды.

А23. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:

1) розоцветных; 2) бобовых; 3) капустных; 4) лилейных.

А24. Клетки растений в отличие от клеток животных взаимодействуют между собой с помощью:

1) плазматических мостиков; 2) гликокаликса; 3) эндоплазматической сети; 4) комплекса Гольджи.

А25. Приспособлением семян некоторых покрытосеменных растений к распространению животными является:

1) легкость семян, их небольшая масса;                            3) наличие в семени питательных веществ;

2) наличие у семян парашютиков, крылышек, летучек;  4) содержание в цветках нектара и пыльцы.

А26. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствуют корневое давление и:

1) отток органических веществ из листьев в другие органы;

2) испарение воды листьями;

3) поглощение корнями минеральных веществ;

4) образование органических веществ в растении.

А27. Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят для:

1) предохранения их от солнечных ожогов; 3) усиления дыхания;

2) усиления фотосинтеза;                                4) улучшения минерального питания.

А28. Как защитить злаки от поражения грибами-паразитами (например, головней)?

1) обрабатывать перед посевом стимуляторами роста;

2) не выращивать растения на участках, расположенных рядом с лесом;

3) обрабатывать семена перед посевом ядохимикатами;

4) убирать урожай в короткие сроки.

А29. Чтобы обнаружить крахмал в клубне картофеля, надо нанести на его срез каплю раствора:

1) йода; 2) перекиси водорода; 3) хлористого натрия; 4) хлористого калия.

А30. Морская водоросль ламинария накапливает в клетках йод, выполняя функцию:

1) окислительно-восстановительную; 2) газовую; 3) концентрационную; 4) биогеохимическую.

А31. Белые цветки у травянистых растений елового леса – приспособление к:

1) опылению насекомыми; 2) опылению ветром; 3) самоопылению; 4) опылению птицами.

А32. Прополка сорняков – важный прием ухода за культурами растениями, так как сорняки:

1) конкурируют с культурными растениями за органические вещества;

2) конкурируют с культурными растениями за свет, влагу, минеральные соли;

3) паразитируют на культурных растениях;

4) вызывают у культурных растений различные заболевания.

А33. Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как:

1) он обогащает почву фосфорными и калийными солями;

2) после него почва становится рыхлой;

3) после него поле освобождается от сорняков;

4) он обогащает почву азотными солями.

А34. Мхи представляют собой тупиковую ветвь в эволюции, так как:

1) от них произошли более высокоорганизованные папоротники;

2) они не дали начала более высокоорганизованным растениям;

3) от них произошли более высокоорганизованные хвощи;

4) они произошли от одноклеточных водорослей.

А35. Для получения высокого урожая картофеля его надо несколько раз окучивать, чтобы:

1) увеличить число подземных побегов – столонов – и улучшить дыхание;

2) уничтожить вредителей, обитающих в почве;

3) усилить испарение воды растениями;

4) обеспечить опору стеблям картофеля.

А36. Чтобы прорастить  семена огурцов, необходимо поместить их:

1) на свет; 2) в теплое место; 3) в сосуд с водой; 4) в теплое влажное место.

А37. Укажите  основную причину сокращения видового разнообразия растений:

1) небольшая продолжительность жизни растений; 3) гибель растений от насекомых-вредителей;

2) сезонные изменения в жизни растений;                  4) влияние деятельности человека.

А38. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в:

1) медленном росте и развитии;

2) наличии хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле;

3) наличии воздухоносных клеток в листьях и стебле;

4) наличии хорошо развитой проводящей системы.

А39. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) небольшую потребность в воде, питательных веществах, освещенности;

2) большую потребность в воде, питательных веществах, освещенности, умеренной температуре;

3) теплолюбивость, теневыносливость, небольшую потребность  в питательных веществах;

4) быстрый рост, короткий вегетационный период.

А40. В клубнях картофеля в теплом помещении уменьшается содержание воды и крахмала, они становятся вялыми, так как:

1) в процессе дыхания они расходуют минеральные вещества;

2) в процессе жизнедеятельности они расходуют много солей;

3) их клетки делятся и на этот процесс расходуется энергия;

4) они испаряют воду и расходуют в процессе дыхания питательные вещества.

А41. Место прикрепления листьев и почек к стеблю называют:

1) междоузлие; 2) пазуха листа; 3) побег; 4) узел.

А42. Главный корень развивается у растений:

1) двулетних; 2) однолетних; 3) двудольных; 4) однодольных.

А43. Центром происхождения картофеля является:

1) Южная Азия; 2) Южная Америка; 3) Центральная Америка; 4) Средиземноморье.

А44. Центром происхождения твердой пшеницы является:

1) Абиссинский;                      3) Южно-Азиатский тропический;

2) Средиземноморский;         4) Центрально-Американский.

А45. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется:

1) триплоидный эндосперм; 2) диплоидный эндосперм; 3) зародыш семени; 4) семя.

А46. Минеральное вещества и вода передвигаются в растении по:

1) ксилеме; 2) флоэме; 3) камбию; 4) вторичной коре.

А47. Формула цветка *О 3+3, Т 3+3, П1 – признак семейства:

1) розоцветные; 2) лилейные; 3) злаки; 4) пасленовые.

А48. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появились у:

1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.

А49. Возникновение опыления насекомыми растений является примером эволюционного изменения:

1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) идиоадаптации; 4) биологического регресса.

А50. Растения, цветок которых имеет четыре лепестка, четыре чашелистика, а плод которых – стручок, относят к семейству:

1) пасленовых; 2) сложноцветных; 3) крестоцветных; 4) лилейных.

А51. Характерным признаком какого семейства покрытосеменных растений является соцветие корзинка:

1) крестоцветные; 2) сложноцветные; 3) бобовые; 4) злаки.

Часть В

В1. Водоросли относятся к царству растений, так как:

1) в экосистеме они являются продуцентами;

2) они осуществляют фотосинтез;

3) в экосистемах они являются консументами;

4) их клетки содержат пластиды;

5) их тело не дифференцировано на ткани;

6) они для дыхания поглощают кислород.

В2. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют;

2) имеется хорошо развитая корневая система;

3) размножаются семенами и спорами;

4) размножаются спорами;

5) цветки мелкие, невзрачные;

6) для размножения нужна вода.

В3. Выберите правильные утверждения:

1) мхи относятся к споровым растениям;

2) спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения;

3) у мхов впервые появляются проводящие ткани;

4) оплодотворение  у мхов не зависит от воды;

5) у кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофит;

6) спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

В4. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся:

ПРИЗНАКИ

ОТДЕЛЫ

1) гаметофит представлен заростком

А) Мхи

Б) Папоротники

2) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи

3) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды

4) спорофит – коробочка

5) из спор вырастают зеленые нити (протонемы)

6) органы прикрепления - корневища

1

2

3

4

5

6

В5. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.

А) папоротник орляк; Б) цианеи; В) плаун булавовидный; Г) рожь; Д) кедр; Е) кукушкин лен.

 

В6. Установите соответствие между признаками и классами растений, для которых они характерны.

ПРИЗНАК

КЛАСС РАСТЕНИЙ

1) зародыш семени имеет одну семядолю;

А) Однодольные;

Б) Двудольные.

2) корневая система мочковатая;

3) зародыш семени имеет две семядоли;

4) корневая система стержневая;

5) жилкование дуговое или параллельное;

6) жилкование листьев перистое или пальчатое.

1

2

3

4

5

6

В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Картофель чилийский в классификации растений, начиная с наименьшей группы.

А) Отдел Покрытосеменные; Б) Род Паслен; В) Класс Двудольные; Г) Вид Картофель чилийский;

Д) Царство Растения; Е) Семейство Пасленовые.

В8. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий.

А) заселение мхов и кустистых лишайников;

Б) появление травянистых растений, кустарников;

В) появление лесных сообществ;

Г) образование тончайшего слоя почвы;

Д) появлении е бактерий, водорослей и накипных лишайников;

Е) выветривание горных пород.

Часть С

С1. В закрытых и отапливаемых теплицах часто повышают концентрацию углекислого газа. С какой целью производится этот прием?

С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Выделяют два класса голосеменных растений: двудольные и однодольные. 2. Однодольные произошли от двудольных. 3. Зародыш двудольных состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почки, двух семядолей. 4. Листовые пластинки двудольных имеют перистое и дуговое жилкование. 5. Корневая система однодольных – стержневая.

С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Главная часть дерева – мощный ствол. 2. Ствол – это толстый корень. 3. Ствол несет крону из ветвей. 4. Ветви  - это побеги разного возраста. 5. Все деревья – однолетние растения.

С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Травянистые растения, или просто травы, имеют несколько стволиков разной толщины и высоты. 2. Травы, как правило, имеют зеленые стебли. 3. Высота большинства  трав больше, чем у деревьев и кустарников. 4. Банан – тропическая трава, достигающая высоты 6-15 метров. 5. У многих трав ежегодно надземные органы отмирают.


Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БОТАНИКА»

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2

3

2

2

4

3

3

3

1

3

4

1

2

3

4

3

2

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

3

1

2

3

2

2

1

3

2

1

3

1

3

1

2

4

2

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

1

4

4

3

2

4

4

3

2

1

3

1

2

1

3

3

2

Часть В

В1.

1

2

4

В2.

1

4

6

В3.

1

3

6

В4.

1

2

3

4

5

6

б

б

а

а

а

б

В5.

б

е

в

а

д

г

В6.

1

2

3

4

5

6

а

а

б

б

а

б

В7.

г

б

е

в

а

д

В8.

е

д

г

а

б

в

Часть С

С1. Углекислый газ является сырьем для производства углеводов в процессе фотосинтеза. Увеличение концентрации углекислого газа в теплице приводит к повышению эффективности фотосинтеза и, следовательно, к повышению урожайности растений.

С2. 1, 4, 5.

С3. 2,  5.

С4. 1, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ботаника - наука о растениях

Данная презентация  предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы  наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...

Подготовка к ЕГЭ Тесты по курсу "Ботаника"

При подготовке к ЕГЭ по данному разделу тесты смогут смогут выявить пробелы и закрепить материал...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Данная презентация подготовлена к уроку биологии 6 класса по теме "Голосеменные растения"...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Презентация к уроку на тему "Мхи"...

Использование комнатных растений при изучении школьного курса ботаники и общей биологии

В данной методической разработке показан пример использования комнатных растений как средств наглядности на уроках биологии....

Тест по теме"Общие понятия по ботанике" 6 класс

Материал используется для проверки знаний учащихся....

Кроссворд "Ботаника в терминах" 6 класс

Материал можно использовать как на уроках для закрепления полученных знаний, так и для проведения викторин и конкурсов....