Ботаника
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Материал содержит тестовые задания (с одним вариантом ответа, на выбор соответствия) по разделу "Ботаника". Приведены практически все темы данного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
botanika.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БОТАНИКА»
(подготовка к ЕГЭ)
Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют:
1) стебли; 2) корни; 3) листья; 4) ткани.
А2. Назовите признак, характерный только для представителей царства растений:
1) клеточное строение; 3) образование органических веществ из неорганических на свету;
2) рост в течение всей жизни; 4) дыхание, питание, рост и размножение.
А3. Покрытосеменные растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, относят к классу:
1) хвойных; 2) двудольных; 3) гинкговых; 4) однодольных.
А4. Вид овсяница луговая объединяет:
1) родственные роды растений; 3) разнообразные цветковые растения;
2) множество особей на основе их родства; 4) растения одного природного сообщества.
А5. Появление семени у голосеменных является важным этапом эволюции растений, так как семена:
1) содержат питательные вещества, которыми питаются животные;
2) имеют клеточное строение;
3) используются человеком в пищу;
4) имеют многоклеточный зародыш с запасом питательных веществ.
А6. Соцветие корзинка характерно для растений семейства:
1) злаков; 2) пасленовых; 3) сложноцветных; 4) бобовых.
А7. Усложнение организации растений от водорослей до покрытосеменных свидетельствует о:
1) многообразии растений на Земле; 3) эволюции органического мира на Земле;
2) родстве всех растений; 4) способности растений к жизни в различных средах обитания.
А8. В клетках растений в процессе фотосинтеза:
1) происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;
2) из аминокислот образуются белки;
3) из неорганических веществ образуются органические;
4) из моносахаридов синтезируются полисахариды.
А9. Доказательством исторического развития растений является:
1) наличие магнолии и гинкго – «живых ископаемых»; 3) изменение условий окружающей среды;
2) клеточное строение растений; 4) искусственный отбор.
А10. Корневые волоски растений:
1) защищают растение от механических повреждений; 3) поглощают из почвы воду и минеральные соли;
2) служат местом запасания питательных веществ; 4) укрепляют растение в почве.
А11. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:
1) внутреннего строения стебля; 3) жилкования листьев;
2) строения корневой системы; 4) строения цветка и плода.
А12. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у:
1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.
А13. Папоротники являются высшими споровыми растениями так как:
1) в их развитии происходит чередование поколений; 3) размножаются спорами;
2) имеют корни и проводящие сосуды в стебле; 4) они имеют клеточное строение даже без учета их родства.
А14. Об усложнении папоротников в процессе эволюции по сравнению с мхами свидетельствует:
1) чередование поколений при размножении; 3) образование корней и проводящих тканей;
2) фотосинтез; 4) размножение спорами.
А15. Какими мерами можно предотвратить массовую гибель хвойных растений в промышленных районах?
1) проведением подкормки органическими удобрениями;
2) проведением подкормки минеральными удобрениями;
3) защитой деревьев от инфекционных лучей;
4) защитой среды обитания от загрязнения.
А16. Ярусное расположение растений в сообществе луга – приспособление к:
1) использованию тепла; 2) сохранению влаги; 3) совместному обитанию; 4) изменениям в среде.
А17. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:
1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием листьев;
2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев;
3) корень, побег, цветок и плоды;
4) соцветие метелку, сложное строение листьев.
А18. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых:
1) появился корень; 2) сформировался цветок; 3) образовались семена; 4) появились плоды.
А19. Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде обитания – результат:
1) эволюции растительного мира; 3) деятельности человека;
2) изменения погодных условий; 4) жизнедеятельности животных.
А20. Сигналом к наступлению листопада у растений служит:
1) увеличение влажности среды; 3) уменьшение влажности среды;
2) сокращение длины светового дня; 4) повышение температуры среды.
А21. Приспособленность к уменьшению испарения воды хвойными растениями – это:
1) жизнь хвои в течение нескольких лет;
2) сохранение хвоинок зелеными круглый год;
3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок;
4) быстрое повреждение воды по сосудам проводящей ткани.
А22. Затопление ранней весной полей пшеницы талыми водами иногда приводит к гибели всходов, так как при этом нарушается процесс:
1) фотосинтеза из-за недостатка кислорода; 3) поглощения воды из почвы;
2) дыхания из-за недостатка кислорода; 4) испарения воды.
А23. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:
1) розоцветных; 2) бобовых; 3) капустных; 4) лилейных.
А24. Клетки растений в отличие от клеток животных взаимодействуют между собой с помощью:
1) плазматических мостиков; 2) гликокаликса; 3) эндоплазматической сети; 4) комплекса Гольджи.
А25. Приспособлением семян некоторых покрытосеменных растений к распространению животными является:
1) легкость семян, их небольшая масса; 3) наличие в семени питательных веществ;
2) наличие у семян парашютиков, крылышек, летучек; 4) содержание в цветках нектара и пыльцы.
А26. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствуют корневое давление и:
1) отток органических веществ из листьев в другие органы;
2) испарение воды листьями;
3) поглощение корнями минеральных веществ;
4) образование органических веществ в растении.
А27. Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят для:
1) предохранения их от солнечных ожогов; 3) усиления дыхания;
2) усиления фотосинтеза; 4) улучшения минерального питания.
А28. Как защитить злаки от поражения грибами-паразитами (например, головней)?
1) обрабатывать перед посевом стимуляторами роста;
2) не выращивать растения на участках, расположенных рядом с лесом;
3) обрабатывать семена перед посевом ядохимикатами;
4) убирать урожай в короткие сроки.
А29. Чтобы обнаружить крахмал в клубне картофеля, надо нанести на его срез каплю раствора:
1) йода; 2) перекиси водорода; 3) хлористого натрия; 4) хлористого калия.
А30. Морская водоросль ламинария накапливает в клетках йод, выполняя функцию:
1) окислительно-восстановительную; 2) газовую; 3) концентрационную; 4) биогеохимическую.
А31. Белые цветки у травянистых растений елового леса – приспособление к:
1) опылению насекомыми; 2) опылению ветром; 3) самоопылению; 4) опылению птицами.
А32. Прополка сорняков – важный прием ухода за культурами растениями, так как сорняки:
1) конкурируют с культурными растениями за органические вещества;
2) конкурируют с культурными растениями за свет, влагу, минеральные соли;
3) паразитируют на культурных растениях;
4) вызывают у культурных растений различные заболевания.
А33. Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как:
1) он обогащает почву фосфорными и калийными солями;
2) после него почва становится рыхлой;
3) после него поле освобождается от сорняков;
4) он обогащает почву азотными солями.
А34. Мхи представляют собой тупиковую ветвь в эволюции, так как:
1) от них произошли более высокоорганизованные папоротники;
2) они не дали начала более высокоорганизованным растениям;
3) от них произошли более высокоорганизованные хвощи;
4) они произошли от одноклеточных водорослей.
А35. Для получения высокого урожая картофеля его надо несколько раз окучивать, чтобы:
1) увеличить число подземных побегов – столонов – и улучшить дыхание;
2) уничтожить вредителей, обитающих в почве;
3) усилить испарение воды растениями;
4) обеспечить опору стеблям картофеля.
А36. Чтобы прорастить семена огурцов, необходимо поместить их:
1) на свет; 2) в теплое место; 3) в сосуд с водой; 4) в теплое влажное место.
А37. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений:
1) небольшая продолжительность жизни растений; 3) гибель растений от насекомых-вредителей;
2) сезонные изменения в жизни растений; 4) влияние деятельности человека.
А38. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в:
1) медленном росте и развитии;
2) наличии хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле;
3) наличии воздухоносных клеток в листьях и стебле;
4) наличии хорошо развитой проводящей системы.
А39. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?
1) небольшую потребность в воде, питательных веществах, освещенности;
2) большую потребность в воде, питательных веществах, освещенности, умеренной температуре;
3) теплолюбивость, теневыносливость, небольшую потребность в питательных веществах;
4) быстрый рост, короткий вегетационный период.
А40. В клубнях картофеля в теплом помещении уменьшается содержание воды и крахмала, они становятся вялыми, так как:
1) в процессе дыхания они расходуют минеральные вещества;
2) в процессе жизнедеятельности они расходуют много солей;
3) их клетки делятся и на этот процесс расходуется энергия;
4) они испаряют воду и расходуют в процессе дыхания питательные вещества.
А41. Место прикрепления листьев и почек к стеблю называют:
1) междоузлие; 2) пазуха листа; 3) побег; 4) узел.
А42. Главный корень развивается у растений:
1) двулетних; 2) однолетних; 3) двудольных; 4) однодольных.
А43. Центром происхождения картофеля является:
1) Южная Азия; 2) Южная Америка; 3) Центральная Америка; 4) Средиземноморье.
А44. Центром происхождения твердой пшеницы является:
1) Абиссинский; 3) Южно-Азиатский тропический;
2) Средиземноморский; 4) Центрально-Американский.
А45. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется:
1) триплоидный эндосперм; 2) диплоидный эндосперм; 3) зародыш семени; 4) семя.
А46. Минеральное вещества и вода передвигаются в растении по:
1) ксилеме; 2) флоэме; 3) камбию; 4) вторичной коре.
А47. Формула цветка *О 3+3, Т 3+3, П1 – признак семейства:
1) розоцветные; 2) лилейные; 3) злаки; 4) пасленовые.
А48. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появились у:
1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.
А49. Возникновение опыления насекомыми растений является примером эволюционного изменения:
1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) идиоадаптации; 4) биологического регресса.
А50. Растения, цветок которых имеет четыре лепестка, четыре чашелистика, а плод которых – стручок, относят к семейству:
1) пасленовых; 2) сложноцветных; 3) крестоцветных; 4) лилейных.
А51. Характерным признаком какого семейства покрытосеменных растений является соцветие корзинка:
1) крестоцветные; 2) сложноцветные; 3) бобовые; 4) злаки.
Часть В
В1. Водоросли относятся к царству растений, так как:
1) в экосистеме они являются продуцентами;
2) они осуществляют фотосинтез;
3) в экосистемах они являются консументами;
4) их клетки содержат пластиды;
5) их тело не дифференцировано на ткани;
6) они для дыхания поглощают кислород.
В2. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
1) корни отсутствуют;
2) имеется хорошо развитая корневая система;
3) размножаются семенами и спорами;
4) размножаются спорами;
5) цветки мелкие, невзрачные;
6) для размножения нужна вода.
В3. Выберите правильные утверждения:
1) мхи относятся к споровым растениям;
2) спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения;
3) у мхов впервые появляются проводящие ткани;
4) оплодотворение у мхов не зависит от воды;
5) у кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофит;
6) спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.
В4. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся:
ПРИЗНАКИ | ОТДЕЛЫ |
1) гаметофит представлен заростком | А) Мхи Б) Папоротники |
2) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи | |
3) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды | |
4) спорофит – коробочка | |
5) из спор вырастают зеленые нити (протонемы) | |
6) органы прикрепления - корневища |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В5. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.
А) папоротник орляк; Б) цианеи; В) плаун булавовидный; Г) рожь; Д) кедр; Е) кукушкин лен.
В6. Установите соответствие между признаками и классами растений, для которых они характерны.
ПРИЗНАК | КЛАСС РАСТЕНИЙ |
1) зародыш семени имеет одну семядолю; | А) Однодольные; Б) Двудольные. |
2) корневая система мочковатая; | |
3) зародыш семени имеет две семядоли; | |
4) корневая система стержневая; | |
5) жилкование дуговое или параллельное; | |
6) жилкование листьев перистое или пальчатое. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Картофель чилийский в классификации растений, начиная с наименьшей группы.
А) Отдел Покрытосеменные; Б) Род Паслен; В) Класс Двудольные; Г) Вид Картофель чилийский;
Д) Царство Растения; Е) Семейство Пасленовые.
В8. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий.
А) заселение мхов и кустистых лишайников;
Б) появление травянистых растений, кустарников;
В) появление лесных сообществ;
Г) образование тончайшего слоя почвы;
Д) появлении е бактерий, водорослей и накипных лишайников;
Е) выветривание горных пород.
Часть С
С1. В закрытых и отапливаемых теплицах часто повышают концентрацию углекислого газа. С какой целью производится этот прием?
С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Выделяют два класса голосеменных растений: двудольные и однодольные. 2. Однодольные произошли от двудольных. 3. Зародыш двудольных состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почки, двух семядолей. 4. Листовые пластинки двудольных имеют перистое и дуговое жилкование. 5. Корневая система однодольных – стержневая.
С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Главная часть дерева – мощный ствол. 2. Ствол – это толстый корень. 3. Ствол несет крону из ветвей. 4. Ветви - это побеги разного возраста. 5. Все деревья – однолетние растения.
С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Травянистые растения, или просто травы, имеют несколько стволиков разной толщины и высоты. 2. Травы, как правило, имеют зеленые стебли. 3. Высота большинства трав больше, чем у деревьев и кустарников. 4. Банан – тропическая трава, достигающая высоты 6-15 метров. 5. У многих трав ежегодно надземные органы отмирают.
Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БОТАНИКА»
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
1 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Часть В
В1.
1 | 2 | 4 |
В2.
1 | 4 | 6 |
В3.
1 | 3 | 6 |
В4.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | б | а | а | а | б |
В5.
б | е | в | а | д | г |
В6.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | а | б | б | а | б |
В7.
г | б | е | в | а | д |
В8.
е | д | г | а | б | в |
Часть С
С1. Углекислый газ является сырьем для производства углеводов в процессе фотосинтеза. Увеличение концентрации углекислого газа в теплице приводит к повышению эффективности фотосинтеза и, следовательно, к повышению урожайности растений.
С2. 1, 4, 5.
С3. 2, 5.
С4. 1, 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ботаника - наука о растениях
Данная презентация предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...
Подготовка к ЕГЭ Тесты по курсу "Ботаника"
При подготовке к ЕГЭ по данному разделу тесты смогут смогут выявить пробелы и закрепить материал...
Презентация к уроку ботаники в 6м классе
Данная презентация подготовлена к уроку биологии 6 класса по теме "Голосеменные растения"...
Презентация к уроку ботаники в 6м классе
Презентация к уроку на тему "Мхи"...
Использование комнатных растений при изучении школьного курса ботаники и общей биологии
В данной методической разработке показан пример использования комнатных растений как средств наглядности на уроках биологии....
Тест по теме"Общие понятия по ботанике" 6 класс
Материал используется для проверки знаний учащихся....
Кроссворд "Ботаника в терминах" 6 класс
Материал можно использовать как на уроках для закрепления полученных знаний, так и для проведения викторин и конкурсов....