Методическая разработка урока "Органы кровеносной и лимфатической системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
конспект урока и презентация по теме "Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 22
Тема урока:
Органы кровеносной и лимфатической систем. Круги кровообращения.
Цель урока:
развивать у учащихся знания о системе органов кровообращения, определить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания о большом и малом кругах кровообращения.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
Как мы уже говорили в самом начале изучения темы «Внутренняя среда организма», у многоклеточных организмов возникла необходимость переноса веществ из одной части тела в другую. Примитивные многоклеточные животные (губки, кишечнополостные) обходились без проводящих систем. В их организмах клетки, отвечающие за питание, располагаются рядом с клетками, потребляющими питательные вещества. В этом случае нужные вещества переносятся через мембраны соседних клеток.
У более сложно устроенных животных расстояние между ними увеличилось так, что без специальной сети жизнь организма стала невозможной.
Транспортная система, состоящая в основном из сосудов, наполненных кровью, впервые возникла у кольчатых червей, а своего наивысшего развития получила у птиц и млекопитающих.
* Какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции?
- незамкнутая и замкнутая системы
* В чем принципиальная разница между незамкнутой и замкнутой кровеносными системами?
- …
* Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносной системе позвоночных животных?
- Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу, у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих преобразования сердца и магистральных сосудов связано с разделением крови на венозную и артериальную.
Итак, что же относится к транспортным системам нашего организма?
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
-сердце - лимфатические сосуды
- кровеносные сосуды - лимфатические капилляры
*артерии - лимфатические узлы
* вены
* капилляры
Эти две системы тесно связаны друг с другом. К тканям жидкость поступает только по артериям и венам в составе крови, а оттекает от тканей двумя путями: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в составе лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: рассмотрите рис. 49 на стр.103 и найдите лимфатические узлы и лимфатические капилляры.
Лимфатическая система - это система вывода ЯДОВ из организма, особенно бактериальных и грибково-паразитарных ядов простейших!
Практически от этой системы зависит ИММУНИТЕТ человека, а иммунитет - это ЖИЗНЬ!
Лимфатическая система идет вся "снизу-вверх", и никогда в обратном порядке! Т.е. с кончиков пальцев - и до грудного лимфатического протока. Лимфатические протоки имеют клапаны - очень важное приспособление: когда лимфа поднимается - клапан ее пропускает, но тут же захлопывается (не дает возможности ОБРАТНОГО хода лимфе!). Из каждой ткани отходят лимфатические сосуды, которые начинаются прямо в ткани, они фильтруют через себя огромные потоки лишней жидкости.
Тут в лимфе живут бактерии, тут живут и грибки, связанные между собою цепями, и тут живут паразиты - описторхи, лямблии - прямо в ткани! И сюда же постоянно все вымывается водой из сосудов - и уходит в лимфу.
Лимфоузел = Таможня ПЕРВОГО маленького масштаба, он в первую очередь отвечает, если есть воспаление или рак.
Здесь ферментная база лимфоцитов-макрофагов, они здесь живут. Лимфоузел - это помещение, в котором живут живые макрофаги, лимфоциты-Т, лимфоциты-В. Они, фильтруя эту жидкость, уничтожают бактерии, вирусы, грибки, паразиты и простейших.
У человека нет отдельного сердца для лимфосистемы, но как создается движущийся поток лимфы? Лимфатический сосуд расположен в глубине мышечных волокон. При сокращении мышц - лимфа проталкивается, а обратно ее не пропускают клапаны в лимфо-сосудах. Но если мышца вокруг сосуда не работает - откуда взяться движению лимфы?!
Чувствуете, что устали - значит, застоялась лимфа! Если приходится долго сидеть - попейте воды, подвигайтесь, сделайте скрытую гимнастику.
Лимфосистему нельзя греть! На лимфосистему нельзя никаких компрессов, во время массажа лимфоузлы обходите стороной: там живут лейкоциты, и если вы их прижмете, пройдете против хода потока - вы их просто уничтожите, разрушите.
В голове нет лимфатических сосудов - там есть лимфатические озера, откуда лимфа просто стекает вниз.
После прочистки лимфоузлов и прохождения 10 этапов "таможни", чистая лимфа (это та же ВОДА, или сукровица, это та же часть красной крови, в которой нет эритроцитов) впадает в венозное русло и смешивается с венозной кровью, попутно очищая ее.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА:
Сердце — насос, который перекачивает кровь по сосудам.
* Какие же сосуды выделяют?
СОСУДЫ
АРТЕРИИ ВЕНЫ КАПИЛЛЯРЫ
сосуды, которые несут сосуды, которые несут кровь сосуды, в которых происходит
кровь от сердца к органам от тканей к сердцу обмен веществами между кровью и
тканями организма
!______________________________________________________! !________________________!
состоят из 3-х слоев: наружный — соединительная ткань, средний - только 1 слой — эпителиальный
гладко мышечная ткань, внутренний — однослойный эпителий.
Артерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагено-вые и эластические волокна. Благодаря этому артерии легко восстанавливают свою форму (сужаются) после их растяжения (расширения) большой порцией крови.
Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий, и содержат меньше мышечных волокон и эластических элементов.
Отличительной особенностью крупных вен конечностей (особенно ног) является наличие специальных образований на их внутренней стенке — клапанов.
Клапаны устроены так, что открываются, когда кровь движется к сердцу, и закрываются, когда кровь стремится двигаться в обратном направлении. Наличие клапанов обеспечивает ток крови по венам только в одном направлении — к сердцу.
Изнутри стенки артерий и вен покрыты тонким, толщиной всего в одну клетку, слоем эндотелия.
Эндотелиальные клетки обладают важной особенностью: они выделяют различные вещества, которые препятствуют образованию сгустков крови (тромбов), а значит, и свертыванию крови. Поэтому кровь остается жидкостью, которая свободно течет по кровеносному руслу.
Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды человека, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку.
Суммарная длина кровеносных капилляров в организме человека равна примерно 100 000 км. Такой нитью можно 3 раза опоясать земной шар по экватору! Общая поверхность кровеносных капилляров в организме равна примерно 1500 га.
* Как же происходит движение крови в нашем организме?
Как мы уже говорили, в нашем организме имеется насос, который нагнетает кровь — сердце.
Сердце состоит из 4 камер. Левая половина сердца отделена от правой половины сплошной перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом артериальную кровь, а правая половина — бедную кислородом — венозную кровь. Каждая половина сердца состоит из предсердия и желудочка.
В нашем организме кровь движется по 2 кругам кровообращения: большому и малому.
БКК: начинается в левом желудочке --- аорта (самая большая артерия) — артерии, которые снабжают кровью голову, руки и туловище. Артерии многократно ветвятся, сужаются и переходят в капилляры. В них О2Нв распадается на кислород и гемоглобин, а углекислый газ соединяется с Нв и образует карбоксигемоглобин, который уносится плазмой крови. Кровь собирается в вены большого круга кровообращения -верхняя полая вена и нижняя полая вена. Обе они несут кровь в правый желудочек, откуда начинается МКК. Период оборота крови по большому кругу кровообращения составляет 21 секунду.
МКК: сокращаясь правый желудочек выбрасывает кровь насыщенную углекислым газом (венозную) в две легочные артерии. (по легочным артериям течет венозная кровь!!!) В легких артерии ветвятся, становятся тоньше и переходят в капилляры, которые оплетают альвеолы (легочные пузырьки). Здесь углекислый газ из крови уходит в альвеолярный воздух, а кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь по легочным венам возвращается к сердцу , а именно к левому предсердию. Здесь заканчивается МКК. Кровь переходит в левый желудчек, где начинается БКК. Период оборота крови по МКК составляет 7 секунд.
БКК | МКК | |
Где начинается | ||
Где заканчивается | ||
Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу кровообращения | ||
Где проходят капилляры | ||
Как изменяется состав крови | ||
Время оборота крови по данному кругу |
4. Закрепление материала
1. Найдите соответствие
1. Большой круг кровообращения А. Правый желудочек и левое предсердие
2. Малый круг кровообращения Б. Правый желудочек и правое предсердие
В. Левый желудочек и правое предсердие
Г. Левый желудочек и левое предсердие
Д. Легочная артерия и легочная вена
Е. Аорта и полые вены
Ж. Капилляры в легких
З. Капилляры во всех частях тела
И. Артериальная кровь превращается в венозную
К. Венозная кровь превращается в артериальную
правильные ответы:
1. В, Е, З, И
2. А, Д, Ж, К
5. Домашнее задание
п. 20-21, лабораторная работа стр. 109-110 на отдельном листочке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Проверочная работа по теме "Кровеносная и лимфатическая системы"
В материале представлены четыре варианта карточек, задания с пропущенными словами, а также перечень вопросов для проверки знаний по теме "Кровеносная и лимфатическая системы"...
Методическая разработка мероприятия на тему: "Политическая система англо-язычных стран"
Мероприятие "Политическая систем" для 10-11 классов...
Кровеносная и лимфатическая системы
Вопросы к зачёту и тестовые задания....
тест по теме "Кровеносная и лимфатическая системы"
Тест тематического контроля по теме «Кровеносная и лимфатическая системы».(полиморфный критериально ориентированный с расположением заданий согласно логике предмета)Тест состоит из частей А и В....
Контрольная работа по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы»
Контрольная работа по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы» предназначена для контроля знаний обучающихся 8 класса. Может быть использована для подготовки к ОГЭ по соответ...