Отработка заданий ЕГЭ по биологии 2-й части
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Данная разработка содержит задания с ответами второй части ЕГЭ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabotka_zadaniy_ege_2-y_chasti.docx | 772.16 КБ |
Предварительный просмотр:
34-«Как с помощью биохимического анализа можно отличить вирусы, содержащие РНК, от ДНК-содержащих? Приведите два отличия».
Эталон ответа:
1. РНК-содержащие вирусы, в отличие от ДНК-содержащих, будут иметь в своем составе урацил, а не тимин;
2. РНК-содержащие вирусы, в отличие от ДНК-содержащих, будут иметь в своем составе рибозу, а не дезоксирибозу.
34-С какой целью в некоторых регионах России-на Алтае,
в Приморье, Ростовской области-врачи рекомендуютпищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Ответ поясните.
1.Йодированная соль и морепродукты являются источником
йода, который входит в состав тироксина –гормона щитовидной железы.
2. В этих районах в почве и воде значительно снижено количество
йода, и у людей наблюдается эндемический зоб (разрастание
щитовидной железы с целью компенсации нехватки гормона);
эти продукты способствуют профилактике заболеваний
щитовидной железы.
34-Почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах
сопровождается замором рыбы.
1.«Цветение» воды вызывают сине-зеленые водоросли
(цианобактерии), а они ядовиты;
2. При фотосинтезе водоросли выделяют большое
количество кислорода, но его не хватает живым организмам,
т.к. в хорошо прогретой воде растворимость кислорода резко
снижается и он выделяется в атмосферу в виде пузырьков.
34-Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы.
Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?
1.После сгорания в пепле остаются химические
элементы, которые входили в состав сгоревшего объекта;
2. В состав красных клеток крови-эритроцитов-входит
гемоглобин, который содержит железо; если в пепле эксперт
обнаружил повышенное содержание железа, следовательно,
на одежде была кровь.
35
Какими буквамиобозначены на рисунке
«Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития?
Назовите их.
Гаплоидные стадии развития:
1.В-спора
2.Г-заросток
3.Д-антеридия, архегония, сперматозоид, яйцеклетка
35-Какие элементы строения клеточной мембраны животной
клетки обозначены на рисунке цифрами 1,2,3 и какие функции
они выполняют?
1-гликокаликс (комплекс углеводов и белков),
обеспечивает объединение сходных клеток в ткани,
выполняет сигнальную функцию;
2- молекулы белков, которые выполняют структурную
(строительную), рецепторную (сигнальную),
ферментативную (каталитическую),
транспортную и др.функции.
3-двойной слой липидов, основа клеточной мембраны,
отграничивает внутреннее содержимое клетки и
обеспечивает избирательное поступление веществ;
35
Схема строения какого вещества изображена на рисунке?
Что на рисунке обозначено цифрами 1-3?
Какова роль этого вещества?
Молекула т-РНК;
1-антикодон; 2-акцепторный участок; 3-аминокислота;
Транспорт аминокислот к месту синтеза белка;
36-Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений.
1.Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал;
2.Основным органом выделительной системы являются почки;
3.В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ;
4.Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках;
5.Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона;
6.По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.
Ошибки
1.1-Мочевыделительная система человека содержит почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал;
2.3-В почки по сосудам поступает кровь, содержащая конечные продукты обмена веществ;
3.4-Фильтрация крови и образование мочи происходят в нефронах;
36-Кора больших полушарий образована серым веществом
1.Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов;
2.Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли;
3.В коре располагается проводник отдел анализатора;
4.Слуховая зона находится в теменной доле;
5.Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.
Ошибки
2-Серое вещество состоит из тел нейронов;
2. 4-В коре располагается центральный отдел анализатора;
3. 5-Слуховая зона находится в височной доле;
36-Найдите ошибки в приведенном тексте и исправь их.
1. Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоем.
2.Здесь из яиц выходят хвостатые личинки.
3.Эти личинки внедряются в тело улитки-малого прудовика, который является окончательным хозяином.
4.Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты.
5.Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиками.
6. В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.
1-Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика выводятся из окончательного хозяина и некоторые из них попадают в водоем.
2.2-Здесь из яиц выходят личинки с ресничками.
3.3-Эти личинки внедряются в тело улитки-малого прудовика, который является промежуточным хозяином.
37-Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
Элементы ответа
В результате наследственной изменчивости (мутаций) появились гусеницы со светло-зеленой окраской
Преимущественно в БЗС получили насекомые, окраска которых гармонировала с листьями крестоцветных, делая их менее заметными
В процессе ест.отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, что привело к закреплению полезного признака
37
В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук
1.Карпы питаются личинками насекомых, поэтому численность личинок сократится;
2.По принципу закона конкурентного исключения Гаузе, карпы-конкуренты карасям, поэтому усиливается межвидовая борьба, которая приводит к вытеснению или снижению численности карасей.
3.Численность щук возрастает, так как карпы-пища для щук.
38-В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
Элементы ответа:
1.при фотосинтезе поглощается СО2 и выделяется О2, он используется при дыхании организмов, а СО2 идет на синтез
С6Н12 О6(глюкозы).
2.в результате фотосинтеза энергия Солнца преобразуется в энергию химических связей органических веществ, при дыхании энергия расщепления органических веществ идет на синтез АТФ
3.в результате фотосинтеза органические вещества синтезируются, а при дыхании эти вещества окисляются
38-В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы? Ответ поясните.
Кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;
В процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе энергетического обмена образуется вода и углекислый газ;
Бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ.
39-Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (п) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.
Схема решения задачи:
1.В конце телофазы мейоза I набор хромосом-n,
число ДНК-2с;
2.В анафазе мейоза II набор хромосом-2 n, число ДНК-2с;
3.В конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза;
4.В анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом и ДНК равное.
В пункте 3 и 4 дано объяснение полученных результатов. При 1 и 2 элементе ответа ставится 1 балл, если 3 и 4 , то 3 балла.
39-Определите во сколько раз молекула белка глюкагона легче, чем кодирующий ее структурный ген. Глюкагон состоит из 29 аминокислотных остатков. Средняя масса одного аминокислотного остатка-110 а.е.м. Средняя молекулярная масса одного нуклеотида-345 а.е.м.
1.Масса белка 110х29=3190а.е.м.
2.Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, следовательно, число нуклеотидов 29х3=87
Масса гена 87х345=30015
3.Масса белка меньше массы гена в 9,4 раза
30015/3190=9,4
39
В процессе гликолиза образовалось 60 молекул ПВК (пировиноградной кислоты). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при гидролизе и при полном окислении этого количества глюкозы? Объясните полученные результаты.
1. Из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы ПВК, следовательно расщеплению подверглось 30 молекул глюкозы (60/2=30).
2. При гидролизе 1 молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, а при гидролизе 30 молекул глюкозы -30х36=1080 молекул АТФ.
3. При полном окислении 1 молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, а при гидролизе 30 молекул глюкозы -30х38=1140 молекул АТФ.
39.В последовательности одной из цепей ДНК, имеющей структуру –ГЦАГГГТАТЦГТ-, произошла мутация-выпадение первого нуклеотида в четвертом триплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную структуру белка. Как это изменение повлияет на структуру молекулы белка? К какому типу мутаций относится данное изменение? Ответ поясните.
1.Последовательность нуклеотидов в и-РНК:-ЦГУЦЦЦАУАГЦА-;
исходная структура белка:арг-про-иле-ала;
2.В случае мутации участок молекулы белка станет короче на одну аминокислоту-АЛА-, произойдет сдвиг рамки считывания, что приведет к изменению аминокислотной последовательности в молекуле белка (первичной структуры);
3.Генная (точковая) мутация.
39Гаплоидный набор хромосом цесарки составляет 38. Сколько хромосом и молекул ДНК содержится в клетках кожи перед делением, в анафазе и телофазе митоза? Ответ поясните.
1.Перед делением хромосомы удваиваются (состоят из двух хроматид), следовательно, в клетках кожи (они имеют диплоидный набор хромосом) содержится 76 хромосом и 152 молекулы ДНК;
2.В анафазе митоза к противоположным полюсам расходятся дочерние хроматиды, но клетка еще не разделилась, следовательно хромосом 76, молекул ДНК -152(или по 76 у каждого полюса);
3.В телофазе образуются 2 дочерние клетки с диплоидным набором хромосом, которые содержат 76 хромосом и 76 молекул ДНК.
39-Белок состоит из 315 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул ДНК и и-РНК, которые кодируют данный белок, а также число молекул
т-РНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.
1.Генетический код триплетен-одну аминокислоту кодируют три нуклеотида, число нуклеотидов на и-РНК-315х3=945;
2. Число нуклеотидов на и-РНК соответствует числу нуклеотидов на одной цепи ДНК, т.е. тоже 945 нуклеотидов;
3.Каждую аминокислоту к месту синтеза белка транспортирует одна молекула т-РНК, следовательно, число т-РНК равно числу аминокислот (315 молекул т-РНК).
40-
Проанализируйте результат скрещивания, сделайте вывод о характере наследования и объясните причины таких результатов.
У кукурузы гены «укороченные междоузлия»(b) и «зачаточная метелка» (v) являются рецессивными. При проведении анализирующего скрещивания растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему скрещивания задачи. Объясните полученные результаты. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи:
Генотипы родителей: норма BbVvxbbvv
Гаметы BVBvbVbvbv
Генотипы потомства:
48% - BbVv, с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой
48% - bbvv, с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой
2% -Bvbv с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой,
2% - bbVv с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой.
Появление в потомстве двух многочисленных групп (по 48%) позволяет сделать вывод о сцепленном характере наследования этих генов, наличие еще 2-х групп (по 2%) объясняется нарушением сцепления генов в результате кроссинговера; проявляются законы Моргана о сцепленном наследовании и нарушении сцепления генов.
40. От персидской кошки с белой окраской шерсти и оранжевыми глазами и шоколадного кота с медными глазами родились белые котята с оранжевыми глазами. При скрещивании между собой кошек и котов из F1 всегда получали котят
белого цвета с оранжевыми глазами и шоколадных с медными глазами.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
потомков F1 и F2. Какие законы наследственности в них проявляются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".
Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...
Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии.
Мастер-класс "Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии"....
Отработка заданий части С ЕГЭ по биологии.
Отработка заданий части С в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора....
Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»
Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...
Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий
ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...
Задание 3. Монологическое высказывание и диалог по фотографии. Отработка заданий
Данная презентация позволит на уроке отработать монологическое высказывние по фото с диалогом....
Отработка задания ЕГЭ по стереометрии по теме: "Конус" (Задание №8)
Данный учебный материал содержит самостоятельную работу для учащихся 10-11 классов в трех вариантах по теме "Конус".Работа может быть использована учителями математики на уроках при изучении...