МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
У р о к 10. МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цель: изучить особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза, а также черты их сходства; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.
3. Биологическое значение мейоза.
4. Закрепление изученного материала.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», диафильм, динамическое пособие «Деление клетки».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1. Задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (см. раздел «Какие утверждения верны» и «Проверьте свои знания»). | Отвечают на вопросы учителя и вопросы упомянутых рубрик. |
*– Какие же вы смогли найти ошибки или неточности в рисунках учебника? (Если учащиеся испытывают затруднения, учитель сам объясняет эти неточности в рисунках.) | Отвечают на вопрос. |
Предполагаемый ответ: 1. В тексте, описывающем процессы, происходящие в профазе, ничего не говорится о том, что нити веретена деления прикрепляются к хромосомам. А на рисунке это показано. Это ошибка. 2. Почему используются 3 цвета? Лучше использовать 2 цвета – один обозначает материнские хромосомы, другой – отцовские. |
1 | 2 |
3. Нити веретена деления прикрепляются к хромосомам в месте «центральной перетяжки», а не так, как это показано на рисунке. | |
2. – На прошлом уроке мы с вами начали составлять сравнительную таблицу особенностей митоза и мейоза. Сегодня мы продолжим работу по ее заполнению. Для этого нам понадобятся текст учебника и рисунки. | Слушают учителя. Работают с текстом учебника и рисунками. Заполняют вместе с учителем таблицу. |
Сравнительная таблица
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | Половое |
2. Продолжительность | 1–2 часа | – |
3. Количество этапов | 1 этап | 2 этапа |
4. Количество фаз | 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | 4 фазы в каждом делении |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | 4 клетки |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | Вдвое меньше, чем |
1 | 2 |
– Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально. – Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в | Слушают учителя. Работают с текстом и рисунками. – Перед 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит. – Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются. |
– Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки? – Как расходятся хромосомы к полюсам? | – Они выстраиваются попарно. – Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар. |
У ч и т е л ь. Составив сравнительную таблицу двух делений мейоза, закрепим изученный материал.
Название фазы | Мейоз-I | Мейоз-II |
Профаза | * Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками | Хромосомы видны, состоят из двух хроматид |
Метафаза | Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе | Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки |
Анафаза | К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза | К полюсам расходятся хроматиды хромосом |
Телофаза | Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом | Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом |
1 | 2 |
3. – Зачем нужен такой сложный процесс? – В чем его биологическое значение? – Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток? | – Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных. – Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п). |
– А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза? – Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую? – Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни. 4. Предлагает учащимся задания 10, 11 (с. 28, учебник). | – Они обменивались между собой участками. – Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной. Слушают учителя. Делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы учебника. Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление. |
Домашнее задание. Изучить раздел до конца. Сделать рисунки мейоза и митоза в тетрадях. Подготовить сообщение о «банках тканей», клонировании растений и животных и на другие темы, связанные с типами деления клеток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медико-биологическое значение некоторых элементов
В учебном материале описано медико-биологическое значение основных элементов, изучаемых в школьном курсе химии. Удобно использовать на уроках в качестве дополнительного матермала....
Медико-биологическое значение некоторых элементов
В учебном материале описано медико-биологическое значение основных элементов, изучаемых в школьном курсе химии. Удобно использовать на уроках в качестве дополнительного матермала....
Конспект урока на тему: "Биологическое значение и применение галогенов и их соединений"
Урок, презентация и приложения к открытому уроку по химии 9 класса по УМК О.С. Габриеляна....
Урок по химии 9 класс "Биологическое значение,применение галогенов и их соединений"
Урок по химии в 9 классе по учебнику О.С.Габриеляна с использованием кейс-технологии....
Урок по химии 9 класс "Биологическое значение,применение галогенов и их соединений"
Урок по химии в 9 классе по учебнику О.С.Габриеляна с использованием кейс-технологии....
Веб-квест: "Жиры, их свойства, биологическое значение"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....
Презентация "Биологическое значение серы"
Презентация может быть использована как дополнительный материал по теме "Сера"...