МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Конспект урока биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_10.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  10. МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цель: изучить особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза, а также черты их сходства; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.

3. Биологическое значение мейоза.

4. Закрепление изученного материала.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», диафильм, динамическое пособие «Деление клетки».                                    

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1. Задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (см. раздел «Какие утверждения верны» и «Проверьте свои знания»).

Отвечают на вопросы учителя и вопросы упомянутых рубрик.

*– Какие же вы смогли найти ошибки или неточности в рисунках учебника? (Если учащиеся испытывают затруднения, учитель сам объясняет эти неточности в рисунках.)

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ:

1. В тексте, описывающем процессы, происходящие в профазе, ничего не говорится о том, что нити веретена деления прикрепляются к хромосомам. А на рисунке это показано. Это ошибка.

2. Почему используются 3 цвета? Лучше использовать 2 цвета – один обозначает материнские хромосомы, другой – отцовские.

1

2

3. Нити веретена деления прикрепляются к хромосомам в месте «центральной перетяжки», а не так, как это показано на рисунке.

2. – На прошлом уроке мы с вами начали составлять сравнительную таблицу особенностей митоза и мейоза. Сегодня мы продолжим работу по ее заполнению. Для этого нам понадобятся текст учебника и рисунки.

Слушают учителя.

Работают с текстом учебника и рисунками.

Заполняют вместе с учителем таблицу.

Сравнительная таблица

Пункты сравнения

Митоз

Мейоз

1. Тип деления

Бесполое

Половое

2. Продолжительность

1–2 часа

3. Количество этапов

1 этап

2 этапа

4. Количество фаз

4 фазы:

1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза

4 фазы в каждом делении

5. Результат деления

2 дочерние клетки

4 клетки

6. Количество хромосом в дочерних клетках

Идентичное материнскому

Вдвое меньше, чем
в материнской клетке

1

2

– Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.
– Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?

– Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в
1-м делении?

Слушают учителя. Работают с текстом и рисунками.

Перед 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.

– Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.

– Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки?

– Как расходятся хромосомы к полюсам?

– Они выстраиваются попарно.

– Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.

У ч и т е л ь. Составив сравнительную таблицу двух делений мейоза, закрепим изученный материал.

Название фазы

Мейоз-I

Мейоз-II

Профаза

* Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками

Хромосомы видны, состоят из двух хроматид

Метафаза

Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе

Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки

Анафаза

К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза

К полюсам расходятся хроматиды хромосом

Телофаза

Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом

Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом

1

2

3. – Зачем нужен такой сложный процесс?

– В чем его биологическое значение?

– Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток?

Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных.

– Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).

 

– А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза?

– Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?

– Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.

4. Предлагает учащимся задания 10, 11 (с. 28, учебник).

– Они обменивались между собой участками.

– Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы учебника.

Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление.

Домашнее задание. Изучить раздел до конца. Сделать рисунки мейоза и митоза в тетрадях. Подготовить сообщение о «банках тканей», клонировании растений и животных и на другие темы, связанные с типами деления клеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медико-биологическое значение некоторых элементов

В учебном материале описано медико-биологическое значение основных элементов, изучаемых в школьном курсе химии. Удобно использовать на уроках в качестве дополнительного матермала....

Медико-биологическое значение некоторых элементов

В учебном материале описано медико-биологическое значение основных элементов, изучаемых в школьном курсе химии. Удобно использовать на уроках в качестве дополнительного матермала....

Конспект урока на тему: "Биологическое значение и применение галогенов и их соединений"

Урок, презентация и приложения к открытому уроку по химии  9 класса  по УМК О.С. Габриеляна....

Урок по химии 9 класс "Биологическое значение,применение галогенов и их соединений"

Урок по химии в 9 классе по учебнику О.С.Габриеляна с использованием кейс-технологии....

Урок по химии 9 класс "Биологическое значение,применение галогенов и их соединений"

Урок по химии в 9 классе по учебнику О.С.Габриеляна с использованием кейс-технологии....

Веб-квест: "Жиры, их свойства, биологическое значение"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Презентация "Биологическое значение серы"

Презентация может быть использована как дополнительный материал по теме "Сера"...