Проверочные работы по общей биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Многовариантые проверочные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverochnye_raboty_10-11_kl.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     4.4

Контрольно-измерительные материалы по темам:

  1. Учение об эволюции органического мира
  2. Система живой природы
  3. Развитие жизни на Земле
  4. Цитология
  5. Химия клетки
  6. Строение и функции органоидов кклетки
  7. Обмен веществ
  8. Размножение и индивидуальное развитие организмов
  9. Генетика. Законы Менделя
  10. Задачи по генетике пола

Авторская методика фиксации и оценивания учебных достижений по общей биологии Петух Аллы Сергеевны

Ст. Переясловская 2008г

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

В-1

1. Перечислите царства живой природы

2. Что такое искусственный отбор?

3. Укажите результаты эволюции.

4. Какую роль играют мутации в эволюции?

5. Охарактеризуйте биологический прогресс.

В-2

1. Перечислите основные свойства живых организмов.

2. Что такое сорт?

3. Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.

4. Что такое микроэволюция?

5. Раскройте содержание понятия «конвергенция».

В-3

1. Какой вклад в развитие биологии внес Карл Линней?

2. Что такое порода?

3. Что такое мимикрия?

4. Какие способы видообразования вы знаете?

5. Приведите примеры ароморфозов.

В-4

1.Какой вклад в развитие биологии внес Ламарк?

2. Опишите методы выведения новых сортов и пород.

3. Почему у одних животных яркая окраска, а у других покровительственная?

4. Что такое ген?

5. Раскройте содержание понятия «дивергенция»

В-5

1. Какой вклад в развитие биологии внес Дарвин?

2. Чем отличаются одомашненные животные и растения от диких видов?

3. Почему у видов, которые заботятся о потомстве, меньше детенышей?

4. Раскройте содержание понятия «идиоадаптация».

5. Что такое макроэволюция?

В-6

1. Перечислите основные систематические категории классификации животных..

2. Что такое естественный отбор?

3. Дайте определение вида.

4. Раскройте содержание понятия «дивергенция».

5. Приведите примеры географического видообразования.

В-7

1. Перечислите основные систематические категории классификации растений.

2. Раскройте содержание понятия «борьба за существование».

3. Охарактеризуйте движущую форму естественного отбора.

4. Что такое популяция?

5. Дайте характеристику биологическому регрессу.

В-8.

1. Что такое наследственность?

2. Перечислите формы борьбы за существование и приведите примеры.

3. Что такое ареал вида?

4. Дайте характеристику биологическому прогрессу.

5. Укажите главные направления эволюции.

В-9

1. Что такое изменчивость?

2. Охарактеризуйте стабилизирующую форму естественного отбора.

3. Перечислите критерии вида.

4. Укажите движущие силы эволюции.

5. Какие формы видообразования вам известны.

В-10

1. Кто создал первое эволюционное учение и в чем его недостатки.

2. Какие существуют формы отбора, и в каких условиях они проявляются?

3. Что такое мутации?

4. Перечислите общие закономерности биологической эволюции.

5. Приведите примеры идиоадаптаций.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

По теме: «КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

ВАРИАНТ № 1

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.

Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.

Ризоиды – это разновидность корней

Печёночный сосальщик относится к типу плоских червей

Тело  моллюсков не разделено на отделы

Кожа рептилий покрыта роговыми чешуйками.

Предки млекопитающих – зверозубые ящеры.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Редька дикая. Пресноводная гидра. Мидия морская. К0мнатная муха. Краснобрюхая жерлянка. Воробей полевой.

3. Дайте характеристику типу хордовых

ВАРИАНТ № 2

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.

Бактериальные клетки имеют ядро.

Гаметофит – это половое поколение растений

Плоские черви имеют вытянутое уплощённое тело.

Все моллюски имеют раковины.

Сердце млекопитающих трехкамерное.

Предки рептилий – древние земноводные.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Бурый медведь. Утка кряква. Квакша обыкновенная. Комар пискун. Медуза аурелия. Редька посевная.

3. Дайте характеристику классу млекопитающих.

ВАРИАНТ № 3

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.

Прокариоты – безъядерные организмы

Папоротники не имеют корней

У гидр сетчатая нервная система.

Аскарида относится к типу круглые черви.

Птицы имеют зубы.

Насекомые гермафродиты

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Горох посевной. Красный коралл. Речной рак. Пчела медоносная. Скат хвостокол. Летучая мышь.

3. Дайте характеристику отделу покрытосеменных.

ВАРИАНТ № 4

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Грибы – растения, лишённые хлорофилла.

Процесс оплодотворения у голосеменных возможен только в присутствии воды.

Гидры относятся к типу моллюски

Нематоды относятся к типу круглые черви

Земноводные произошли от кистепёрых рыб.

Тело насекомых состоит из трёх отделов

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Волк обыкновенный. Королевский пингвин. Нильский крокодил. Тутовый шелкопряд. Белая планария. Мышиный горошек.

3. Дайте характеристику классу двудольных.

ВАРИАНТ № 5

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Микология – наука о грибах

Голосеменные растения не имеют цветка и плода.

Тело кишечнополостных образовано двумя слоями клеток

Круглые черви имеют кровеносную систему.

Млекопитающие – первые настоящие наземные позвоночные.

Все насекомые способны к полёту.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Пшеница твёрдая. Печёночный сосальщик. Паук крестовик. Акула катран. Квакша обыкновенная. Заяц беляк.

3. Дайте характеристику классу однодольных.

ВАРИАНТ № 6

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Тело водорослей разделено на вегетативные органы

Листья всех голосеменных растений – хвоя.

Тело губок состоит из одного слоя клеток

Кольчатые черви имеют кровеносную систему.

Сердце млекопитающих четырёхкамерное

Оплодотворение птиц внутреннее.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Лесной кот. Страус уму. Гребенчатый тритон. Лесной муравей. Бычий цепень. Ячмень озимый.

3. Охарактеризуйте царство вирусов.

ВАРИАНТ № 7

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Клетки грибов не имеют ядра.

Основной признак голосеменных растений – наличие семени.

Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы

Тело многощетинковых кольчецов имеет различные придатки

Сердце рыб трёхкамерное

Рептилии теплокровны.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Тюльпан степной. Дождевой червь. Таёжный клещ. Огненная саламандра. Утка кряква. Мышь полёвка.

3. Охарактеризуйте царство прокариот

ВАРИАНТ № 8

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Лишайники – это организмы-симбионты.

Цветковые растения имеют цветок и плод

Простейшие животные – это эукариоты.

Кровеносная система моллюсков замкнутая.

Тело пресмыкающихся имеет много желёз

Земноводные произошли от рептилий.

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Синий кит. Банкивские куры. Болотная черепаха. Божья коровка.Тюльпан лесной.

3. Охарактеризуйте царство растений

ВАРИАНТ № 9

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Водоросли – древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле.

У покрытосеменных растений двойное оплодотворение

Пресноводные простейшие имеют сократительную вакуоль

Речной рак имеет 3 пары ходильных ног.

Рептилии дышат кожей и лёгкими

Оплодотворение у птиц наружное

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Роза коричная. Медицинская пиявка. Тропический скорпион. Камышовая жаба. Нильский крокодил. Ушастый ёж.

3. Охарактеризуйте царство грибов

ВАРИАНТ № 10

1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок

Мхи не имеют вегетативных органов

Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.

Клетки простейших животных имеют ядра.

Тело паука состоит из двух отделов

У земноводных внутреннее оплодотворение.

Сердце млекопитающих трехкамерное. 

2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:

Медведь белый. Ящерица прыткая. Лягушка озёрная. Колорадский жук. Большой прудовик. Шиповник обыкновенный.

3. Охарактеризуйте царство животных.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

В-1

1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

2. Когда появились первые наземные растения, как они назывались и какие отличительные особенности имели?

3. Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся?

4. Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в Мезозойскую и Кайнозойскую эру?

5. Назовите предшественников человека.

В-2

1. Когда возникли первые живые организмы?

2. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

3. Когда и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие? Кто был их предками?

4. На какие эры делят историю Земли?

5. Дайте характеристику неандертальцам.

В-3

1. Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?

2. Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?

3. Какие ароморфозы птиц и млекопитающих позволили им занять господствующие положение на суше?

4. Перечислите биологические и социальные факторы эволюции человека?

5. Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?

В-4

1. Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми – кроманьонцами?

2. Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.

3. Когда появились цветковые растения? Укажите их эволюционные преимущества.

4. Назовите ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.

5. Почему живые организмы возникли в водной среде?

В-5

1. Назовите крупнейшие эволюционные события архея и протерозоя.

2. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?

3. Почему вымерли леса каменноугольного периода? Когда это произошло?

4. По каким биологическим и социальным признакам отличается человек от человекообразных обезьян7

5. Дайте характеристику древнейшим людям.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ЦИТОЛОГИЯ

 

В№1

1.Какие химические элементы составляют большую часть клетки?

2. Перечислите функции углеводов. Какие клетки наиболее богаты углеводами?

3. В каких структурах клетки осуществляется синтез АТФ?

4. Перечислите органоиды цитоплазмы эукариотической клетки.

5. Что происходит в период интерфазы клетки?

В №2

1. Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение.

2. Что такое липиды?

3. Опишите известные вам типы питания организмов.

4. Что такое жизненный цикл клетки?

5. Назовите фазы митоза.

В №3

1. Каковы особенности пространственной организации молекулы воды, обуславливающие её биологическое значение?

2. Какие функции выполняют липиды? В каких клетках и тканях их особенно много?

3. Какие организмы называются автотрофными?

4. Что такое кариотип?

5. Опишите процессы, происходящие в профазе.

В. №4

1. Какие минеральные соли входят в состав живых организмов?

2. Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?

3.Почему в результате фотосинтеза у зелёных растений в атмосферу выделяется свободный кислород?

4. Какие хромосомы называются гомологичными?

5. Опишите процессы, происходящие в метафазе.

В. №5

1. Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?

2. Дайте определение ассимиляции

3. Что такое хемосинтез?

4. Какой набор хромосом имеют соматические и половые клетки?

5.  Опишите процессы, происходящие в метафазе.

В. №6

1. Какие органические вещества входят в состав клетки?

2. Назовите основные свойства генетического кода.

3. Какие организмы называются гетеротрофными? Приведите примеры.

4. Что такое ядрышко?

5. Опишите процессы, происходящие в телофазе.

В. 7

1. Из каких простых органических соединений состоят белки?

2. Что такое комплементарность?

3. Чем отличаются прокариоты от эукариот?

4. Опишите строение ядра эукариотической клетки.

5. В чём биологический смысл митоза?

В. №8

1. Что такое пептиды?

2. Где синтезируются рибонуклеиновые кислоты?

3. Какие организмы относятся к прокариотам?

4. В чём отличие в строении растительной клетки?

5. Кому принадлежит термин клетка7

В. №9

1. Перечислите функции белков.

2. Где происходит синтез белка?

3. Опишите строение бактериальной клетки.

4. Какие органоиды клетки имеют мембранное строение?

5. Какой учёный открыл в клетке ядро?

В. №10

1. Назовите известные вам углеводы.

2. Что такое диссимиляция? Перечислите её этапы.

3. Как размножаются бактерии?

4. Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме?

5. Кто автор клеточной теории?

В. №11

1. Какой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?

2. В чём заключаетя роль АТФ в обмене веществ в клетке?

3. В чём сущность и биологический смысл процесса спорообразования у бактерий?

4. Что такое цитоплазма?

5. Изложите основные положения клеточной теории

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ

В-1

1. Какое дополнение в клеточную теорию внес Рудольф Вирхов?

2. Назовите основные части клетки.

3. Опишите строение и функции клеточной мембраны.

4. Дайте характеристику эукариотам

5. Что такое мезосома?

В-2

1. Кто авторы основных положений клеточной теории?

2. Какой органоид создает органические вещества в клетке из неорганических, используя энергию света?

3. В чем сходство в строении растительных и животных клеток?

4. Опишите строение митохондрий?

5. Как функционирует вирус?

В-3

1. Перечислите основные положения клеточной теории

2. Дайте характеристику прокариотам.

3. Опишите строение и функции пластид.

4. Почему митохондрии называют «энергетическими станциями клетки»?

5. Что такое клеточные включения и где они находятся в клетках?

В-4

1. Какие положения клеточной теории были сформулированы Шлейденом и Шванном?

2. Дайте характеристику неклеточным формам жизни.

3. Опишите строение и функции цитоплазмы.

4. Где синтезируются белки в клетке?

5. Что входит в состав хромосом?

В-5

1. Какой ученый ввел термин «клетка»?

2. В чем сходство растительных и животных клеток?

3. Опишите строение хлоропластов.

4. Какие органоиды выполняют функции переваривания  в клетке?

5. Дайте характеристику органоидам движения в клетке.

В-6

1. Кто впервые увидел и описал живые клетки одноклеточных животных?

2. Что такое фаго- и пиноцитоз?

3. Чем отличаются растительные и животные клетки?

4. Опишите строение и функции плазматической мембраны.

5. У каких организмов ДНК замкнута в кольцо?

В-7

1. Кто открыл ядро в клетке?

2. В чем сходство клеток эукариот?

3. Опишите строение и функции комплекса Гольджи.

4. Перечислите двумембранные органоиды клетки.

5. Как можно доказать ведущую роль ядра в клетке?

В-8

1. Какие методы используют для изучения клетки?

2. Какие организмы не имеют клеточного строения. Опишите их.

3. Из чего состоят оболочки у различных царств эукариот?

4. Перечислите одномембранные органоиды клетки и укажите их функции.

5. В состав каких органоидов входит ДНК?

В-9

1. На какие царства делятся все живые организмы, исходя из строения клетки?

2. Назовите немембранные органоиды клетки и укажите их функции.

3. Какой органоид клетки имеет гладкую и гранулярную поверхность, почему?

4. Перечислите типы пластид и укажите их функции.

5. Где формируются лизосомы?

В-10

1. Опишите функции плазматической мембраны в клетке.

2. Какие организмы функционируют только в клетках других организмов. Как это происходит?

3.Перечислите главные части клетки.

4. Какую роль выполняет ядро клетки?

5. Какие органоиды отсутствуют в прокариотических клетках?

Химия клетки

В-1

  1. Перечислите макроэлементы клетки и укажите их значение.
  2. Какие углеводы не являются полимерами?
  3. Дайте характеристику первичной структуре белка.
  4. Изобразите схему строения молекулы АТФ.
  5. Какие азотистые основания входят в состав РНК?

В-2

  1. Какие элементы составляют 1,9* в клетке?
  2. Что является мономером крахмала и какова его роль в клетке?
  3. Опишите вторичную структуру белка, какими связями она поддерживается?
  4. Чем отличается состав молекул ДНК от РНК?
  5. Составьте фрагмент 2-й цепи ДНК, если первая цепочка известна: А-А-Т-Ц-Ц-Г-Ц-Т-А-Г-А-Ц.

В-3

1. Какое строение имеет молекула воды и как это отражается на ее функциях?

2. Что такое гликоген, какова его роль в клетке?

3. Опишите третичную структуру белковой молекулы.

4. Какие функции выполняют в клетке ДНК и РНК?

5. Изобразите схему строения мономера белка.

В-4

  1. Каково соотношение калия и натрия в клетке? Какое это имеет значение?
  2. Укажите мономер целлюлозы и опишите ее значение.
  3. Какими свойствами обладают аминокислоты?
  4. Перечислите виды РНК и их местонахождения в клетке.
  5. Укажите функции АТФ.

В-5

  1. Какие вещества относят к гидрофильным? Приведите примеры.
  2. Опишите функции углеводов в клетке.
  3. Какими свойствами обладают белки?
  4. Зарисуйте нуклеотиды ДНК и соедините их в цепь.
  5. В молекуле ДНК 20 нуклеотидов тимина от общего числа азотистых оснований, определите количество А, Г, Ц.

В-6

1. Какие вещества называются гидрофобными, приведите примеры.

2. Укажите функции липидов в клетке.

3.  Перечислите функции белков.

4. В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами?

5. Фрагмент одной молекулы ДНК имеет следующий состав: А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г-Г. Достройте 2-ю цепь.

В-7

1.Какие неорганические вещества содержатся в клетке, и каково их биологическое значение?

2. Какое количество энергии выделяется при сгорании 1г белка, углевода, жира?

3. За счет взаимодействия каких групп аминокислот образуется пептидная связь?

4. В чем отличие структур ДНК от РНК?

5. Почему ДНК и РНК относят к полимерам, а АТФ нет?

В-8

  1. Укажите значение воды в жизни клетки.
  2. Какие вещества относят к полисахаридам, опишите их значение
  3. Опишите механизм действия ферментов.
  4. Что является мономером нуклеиновых кислот, изобразите схему его строения.
  5. Что такое комплементарность нуклеотидов? Ответ обоснуйте.

В-9

1.Укажите значение солей в жизни клетки.

2. Какие вещества относятся к липидам?

3. Что характерно для каждого уровня организации белковой молекулы?

4. Зарисуйте нуклеотиды РНК и соедините их в цепь.

5. В чем сходство и отличие РНК и АТФ?

В-10

  1. Опишите свойства и функции воды в клетке.
  2. Перечислите известные вам пентозы и гексозы
  3. В чем сходство и отличие аминокислот?
  4. Какие ученые предложили модель ДНК?
  5. Какие компоненты входят в состав нуклеотидов?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ»

В-1

1. Что такое ассимиляция?

2. Охарактеризуйте световую фазу фотосинтеза.

3. Напишите общую формулу энергетического обмена.

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: - лейцин – серин – тирозин –аланин – цистеин.

5. Каковы перспективы биотехнологии?

В-2

1..Что такое диссимиляция?

2. Охарактеризуйте темновую фазу фотосинтеза.

3. Какие этапы характерны для энергетического обмена7

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: пролин – серин – валин – серин – глутамин.

5. Какие методы использует генная инженерия?

В-3

1. Что такое метаболизм?

2. Дайте определение фотосинтеза.

3. Где и как протекает гликолиз?

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: цистеин – аланин – аргинин – пролин – триптофан.

5. В каких областях используется клеточная инженерия?

В-4.

1. Какие организмы называют автотрофами?

2. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза.

3. Что происходит на подготовительном этапе энергетического обмена?

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: лизин – лейцин – метионин – треонин – Валин.

5. Опишите строение т-РНК.

В-5

1. Какие организмы называют гетеротрофами?

2. Где и как протекает кислородный процесс окисления в клетке?

3. Объясните, почему энергию для жизни на Земле изначально поставляет Солнце?

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: цистеин – пролин – серин – изолейцин – аланин.

5. Как информация о структуре белка попадает из ядра в рибосомы?

В-6

1. Откуда клетка берет энергию для процессов жизнедеятельности?

2. Какие вещества используются в процессе фотосинтеза?

3. Перечислите свойства генетического кода.

4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: валин – аспарагин – серин – фенилаланин- лизин.

5. Чем отличается строение молекул ДНК от РНК?

В-7

1. Какую роль в клетке играют ферменты? Приведите примеры.

2. Назовите конечные продукты фотосинтеза.

3. Охарактеризуйте этапы энергетического обмена.

4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: А-У-Г-Ц-У-У-У-У-А-

Г-У-У-А-ГА-Г-У-Г-?

5. В чем суть генетического кода?

В-8

1. Что происходит с энергией, выделяющейся при энергетическом обмене?

2. Опишите процессы, происходящие в световой и темновой фазе фотосинтеза.

3. Перечислите свойства генетического кода.

4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: У-Г-У-У-У-У-У-Г-Г-А-Ц-У-У-А-У-?

5. Что такое транскрипция?

В-9

1. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза.

2. Почему митохондрии называют энергетическими станциями клетки?

3. Опишите процесс удвоения ДНК.

4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: -У-Ц-У-Ц-Ц-У-А-У-Г-А-А-А-Ц-У-У-?

5. Что такое трансляция7

В-10

1. Чем аэробное окисление отличается от анаэробного ?

2. Какую роль выполняют хлоропласты в процессе фотосинтеза?

3. Как происходит сборка белка в рибосоме?

4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: -А-У-У-Г-А-А-Ц-А-А-Г-Г-У-Ц-А-У-?

5. Что такое ген?

ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ ПОЛА

1.

Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине. У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребёнка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

2.У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски находятся в Х-хромосомах. Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколении?

3.Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на здоровой женщине. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

4.Гемофилия рецессивный признак сцепленный с Х-хромосомой. Какова вероятность рождения больного ребёнка от брака здорового мужчины и женщины носительницы гена гемофилии?

5.Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением выходит замуж (отец её был дальтоником) за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.

6.Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. От брака родителей с нормальным зрением родился ребёнок дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.

7.Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имевших тёмные зубы, родилась дочь с тёмными зубами и сын с белыми. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?

8.Перепончатопалость передаётся через У-хромосому. Определить возможные генотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

9. . Ген чёрной окраски доминирует над геном рыжей окраски у кошек и локализован в Х-хромосоме. Гетерозиготы по масти имеют черепаховую (трёхцветную) окраску..

Какие котята получатся от скрещивания: а) чёрной кошки с рыжим котом;

б) рыжей кошки с чёрным котом?

10. Ген чёрной окраски доминирует над геном рыжей окраски у кошек и локализован в Х-хромосоме. Гетерозиготы по масти имеют черепаховую (трёхцветную) окраску

Чёрная кошка принесла котят, у одного из которых черепаховая окраска шерсти, а у трёх – чёрная. Что можно сказать о генотипе котят и о том, каков их пол?

ЗАДАЧИ НА ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ

1.У человека альбинизм – рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

2.Ген чёрной масти коров доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного чёрного быка с красными коровами? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов?

3. У человека ген наследственной глухонемоты рецессивен. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определить генотипы всех членов семьи.

4. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

5. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью.  Комолый бык  Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой  Зорькой родился рогатый телёнок, с рогатой коровой  Бурёнкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звёздочкой родился рогатый телёнок. Каковы генотипы всех животных, участвующих в скрещивании

6. Шизофрения наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

7. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мать этих детей голубоглазая, хотя её родители имели карие глаза. Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.

8. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья доминируют над короткими). Каковы генотипы родителей?

9. Какие кролики получатся при скрещивании чёрных кроликов с генотипом Аа, если чёрный цвет доминирует над белым?

10. У кошки родились 4 котёнка, три из них имели чёрную, а один серую шерсть. Составьте схему скрещивания.

11. Какое следует ожидать потомство при скрещивании томатов с генотипом ААвв и ааВВ, если известно что А-красные плоды, а-жёлтые, В-округлые, в-сливовидные.

«РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ»

В-1

1. Какие изменения в клетке предшествуют делению?

2. Какие формы бесполого размножения используют в сельском хозяйстве?

3. Охарактеризуйте понятия: мейоз, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, коньюгация.

4. Как образуется бластула?

5. Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на клеточном уровне.

В-2

1. Когда образуется веретено деления? Какова его роль?

2. Изобразите разнообразие способов размножения в виде схемы.

3. В чём заключается биологическое значение мейоза?

4. Охарактеризуйте гаструлу.

5. Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на тканевом уровне.

В-3

1. Почему алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона?

2. Что характерно для стадии нейрулы?

3. В чём заключается биологический смысл мейоза?

4. В чём преимущество полового размножения над бесполым?

5. Охарактеризуйте фазы митоза.

В-4

1. Что такое хроматида? Когда она становится хромосомой?

2. Когда бесполое размножение более выгодно по сравнению с половым?

3. Как осуществляется оплодотворение у животных?

4. Опишите, как происходит органогенез.

5. Что такое гомеостаз?

В-5

1. Что такое саморегуляция организма?

2. Какие органы и системы органов образуются из эктодермы?

3. Какие существенные различия имеются в строении женских и мужских гамет?

4. Опишите первое деление мейоза.

5. Что такое центромера? Какую роль она выполняет при митозе?

В-6

1. В чём заключается биологическое значение митоза?

2. Опишите второе деление мейоза.

3. В чём состоит преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?

4. Какие органы и системы органов образуются из мезодермы?

5. Что такое фотопериодизм?

В-7

  1. Что такое анабиоз?
  2. Какие органы и системы органов образуются из энтодермы?
  3. Что происходит со сперматозоидом и яйцеклеткой при созревании?
  4. Как образуется, и какое значение имеет эндосперм у цветковых растений?
  5. Какое строение имеет хромосома?

В-8

  1. Что такое партеногенез?
  2. При каком делении и как происходит коньюгация и кроссинговер?
  3. В чём биологическое значение оплодотворения?
  4. Опишите прямое постэмбриональное развитие.
  5. Как вы понимаете термин «биологические часы?»

В-9

  1. Приведите примеры суточных ритмов у различных организмов.
  2. Опишите постэмбриональное развитие с превращениям.
  3. Составьте схему двойного оплодотворения у цветковых растений.
  4. Укажите основные различия между половым и бесполым размножением.
  5. Как происходит овогенез?

В-10

  1. Чем отличается мейоз от митоза?
  2. Как происходит сперматогенез?
  3. Какие этапы можно выделить в онтогенезе?
  4. Приведите примеры сезонных ритмов в природе.

Охарактеризуйте способы бесполого размножения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система проверочных работ по общей химии

Данные работы можно использовать при работе в 11 классе по программе Габриеляна О.С....

Проверочная работа по курсу Биологии 7 класса Тема « Тип Членистоногие»

Проверочная работа проводится на заключительном уроке изучения данной темыЦель работы: систематизация и контроль  знаний учащихся.Для проведения работы класс делится на 3 варианта. Каждый ученик ...

Проверочная работа по общей биологии

9 класс. К учебнику Н.И. Пономаревой....

Проверочная работа №1 по биологии в 6 классе (ФГОС ) по учебнику Понамарёва

Проверочная работа составлена с учётом требований к уровню знаний по биологии в условиях ФГОС второго поколения...

Проверочные работы за курс биологии 9 класс

Контрольные работы по каждому разделу и текущие проверочные работы за курс биологии 9 класс...

Проверочная работа по теме "Биология как наука"

Проверочная работа по теме "Биология как наука", для 10 класса. Четыре варианта...