Проверочные работы по общей биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
4.4
Контрольно-измерительные материалы по темам:
- Учение об эволюции органического мира
- Система живой природы
- Развитие жизни на Земле
- Цитология
- Химия клетки
- Строение и функции органоидов кклетки
- Обмен веществ
- Размножение и индивидуальное развитие организмов
- Генетика. Законы Менделя
- Задачи по генетике пола
Авторская методика фиксации и оценивания учебных достижений по общей биологии Петух Аллы Сергеевны
Ст. Переясловская 2008г
УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
В-1
1. Перечислите царства живой природы
2. Что такое искусственный отбор?
3. Укажите результаты эволюции.
4. Какую роль играют мутации в эволюции?
5. Охарактеризуйте биологический прогресс.
В-2
1. Перечислите основные свойства живых организмов.
2. Что такое сорт?
3. Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.
4. Что такое микроэволюция?
5. Раскройте содержание понятия «конвергенция».
В-3
1. Какой вклад в развитие биологии внес Карл Линней?
2. Что такое порода?
3. Что такое мимикрия?
4. Какие способы видообразования вы знаете?
5. Приведите примеры ароморфозов.
В-4
1.Какой вклад в развитие биологии внес Ламарк?
2. Опишите методы выведения новых сортов и пород.
3. Почему у одних животных яркая окраска, а у других покровительственная?
4. Что такое ген?
5. Раскройте содержание понятия «дивергенция»
В-5
1. Какой вклад в развитие биологии внес Дарвин?
2. Чем отличаются одомашненные животные и растения от диких видов?
3. Почему у видов, которые заботятся о потомстве, меньше детенышей?
4. Раскройте содержание понятия «идиоадаптация».
5. Что такое макроэволюция?
В-6
1. Перечислите основные систематические категории классификации животных..
2. Что такое естественный отбор?
3. Дайте определение вида.
4. Раскройте содержание понятия «дивергенция».
5. Приведите примеры географического видообразования.
В-7
1. Перечислите основные систематические категории классификации растений.
2. Раскройте содержание понятия «борьба за существование».
3. Охарактеризуйте движущую форму естественного отбора.
4. Что такое популяция?
5. Дайте характеристику биологическому регрессу.
В-8.
1. Что такое наследственность?
2. Перечислите формы борьбы за существование и приведите примеры.
3. Что такое ареал вида?
4. Дайте характеристику биологическому прогрессу.
5. Укажите главные направления эволюции.
В-9
1. Что такое изменчивость?
2. Охарактеризуйте стабилизирующую форму естественного отбора.
3. Перечислите критерии вида.
4. Укажите движущие силы эволюции.
5. Какие формы видообразования вам известны.
В-10
1. Кто создал первое эволюционное учение и в чем его недостатки.
2. Какие существуют формы отбора, и в каких условиях они проявляются?
3. Что такое мутации?
4. Перечислите общие закономерности биологической эволюции.
5. Приведите примеры идиоадаптаций.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
По теме: «КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»
ВАРИАНТ № 1
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.
Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.
Ризоиды – это разновидность корней
Печёночный сосальщик относится к типу плоских червей
Тело моллюсков не разделено на отделы
Кожа рептилий покрыта роговыми чешуйками.
Предки млекопитающих – зверозубые ящеры.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Редька дикая. Пресноводная гидра. Мидия морская. К0мнатная муха. Краснобрюхая жерлянка. Воробей полевой.
3. Дайте характеристику типу хордовых
ВАРИАНТ № 2
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.
Бактериальные клетки имеют ядро.
Гаметофит – это половое поколение растений
Плоские черви имеют вытянутое уплощённое тело.
Все моллюски имеют раковины.
Сердце млекопитающих трехкамерное.
Предки рептилий – древние земноводные.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Бурый медведь. Утка кряква. Квакша обыкновенная. Комар пискун. Медуза аурелия. Редька посевная.
3. Дайте характеристику классу млекопитающих.
ВАРИАНТ № 3
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок.
Прокариоты – безъядерные организмы
Папоротники не имеют корней
У гидр сетчатая нервная система.
Аскарида относится к типу круглые черви.
Птицы имеют зубы.
Насекомые гермафродиты
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Горох посевной. Красный коралл. Речной рак. Пчела медоносная. Скат хвостокол. Летучая мышь.
3. Дайте характеристику отделу покрытосеменных.
ВАРИАНТ № 4
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Грибы – растения, лишённые хлорофилла.
Процесс оплодотворения у голосеменных возможен только в присутствии воды.
Гидры относятся к типу моллюски
Нематоды относятся к типу круглые черви
Земноводные произошли от кистепёрых рыб.
Тело насекомых состоит из трёх отделов
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Волк обыкновенный. Королевский пингвин. Нильский крокодил. Тутовый шелкопряд. Белая планария. Мышиный горошек.
3. Дайте характеристику классу двудольных.
ВАРИАНТ № 5
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Микология – наука о грибах
Голосеменные растения не имеют цветка и плода.
Тело кишечнополостных образовано двумя слоями клеток
Круглые черви имеют кровеносную систему.
Млекопитающие – первые настоящие наземные позвоночные.
Все насекомые способны к полёту.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Пшеница твёрдая. Печёночный сосальщик. Паук крестовик. Акула катран. Квакша обыкновенная. Заяц беляк.
3. Дайте характеристику классу однодольных.
ВАРИАНТ № 6
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Тело водорослей разделено на вегетативные органы
Листья всех голосеменных растений – хвоя.
Тело губок состоит из одного слоя клеток
Кольчатые черви имеют кровеносную систему.
Сердце млекопитающих четырёхкамерное
Оплодотворение птиц внутреннее.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Лесной кот. Страус уму. Гребенчатый тритон. Лесной муравей. Бычий цепень. Ячмень озимый.
3. Охарактеризуйте царство вирусов.
ВАРИАНТ № 7
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Клетки грибов не имеют ядра.
Основной признак голосеменных растений – наличие семени.
Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы
Тело многощетинковых кольчецов имеет различные придатки
Сердце рыб трёхкамерное
Рептилии теплокровны.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Тюльпан степной. Дождевой червь. Таёжный клещ. Огненная саламандра. Утка кряква. Мышь полёвка.
3. Охарактеризуйте царство прокариот
ВАРИАНТ № 8
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Лишайники – это организмы-симбионты.
Цветковые растения имеют цветок и плод
Простейшие животные – это эукариоты.
Кровеносная система моллюсков замкнутая.
Тело пресмыкающихся имеет много желёз
Земноводные произошли от рептилий.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Синий кит. Банкивские куры. Болотная черепаха. Божья коровка.Тюльпан лесной.
3. Охарактеризуйте царство растений
ВАРИАНТ № 9
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Водоросли – древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле.
У покрытосеменных растений двойное оплодотворение
Пресноводные простейшие имеют сократительную вакуоль
Речной рак имеет 3 пары ходильных ног.
Рептилии дышат кожей и лёгкими
Оплодотворение у птиц наружное
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Роза коричная. Медицинская пиявка. Тропический скорпион. Камышовая жаба. Нильский крокодил. Ушастый ёж.
3. Охарактеризуйте царство грибов
ВАРИАНТ № 10
1.Найди ошибки в предложениях. Запиши эти предложения без ошибок
Мхи не имеют вегетативных органов
Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.
Клетки простейших животных имеют ядра.
Тело паука состоит из двух отделов
У земноводных внутреннее оплодотворение.
Сердце млекопитающих трехкамерное.
2.Укажите систематическое положение видов, вплоть до царства:
Медведь белый. Ящерица прыткая. Лягушка озёрная. Колорадский жук. Большой прудовик. Шиповник обыкновенный.
3. Охарактеризуйте царство животных.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
В-1
1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?
2. Когда появились первые наземные растения, как они назывались и какие отличительные особенности имели?
3. Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся?
4. Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в Мезозойскую и Кайнозойскую эру?
5. Назовите предшественников человека.
В-2
1. Когда возникли первые живые организмы?
2. В каком направлении шла эволюция растений на суше?
3. Когда и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие? Кто был их предками?
4. На какие эры делят историю Земли?
5. Дайте характеристику неандертальцам.
В-3
1. Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?
2. Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?
3. Какие ароморфозы птиц и млекопитающих позволили им занять господствующие положение на суше?
4. Перечислите биологические и социальные факторы эволюции человека?
5. Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?
В-4
1. Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми – кроманьонцами?
2. Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.
3. Когда появились цветковые растения? Укажите их эволюционные преимущества.
4. Назовите ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.
5. Почему живые организмы возникли в водной среде?
В-5
1. Назовите крупнейшие эволюционные события архея и протерозоя.
2. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?
3. Почему вымерли леса каменноугольного периода? Когда это произошло?
4. По каким биологическим и социальным признакам отличается человек от человекообразных обезьян7
5. Дайте характеристику древнейшим людям.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ЦИТОЛОГИЯ
В№1
1.Какие химические элементы составляют большую часть клетки?
2. Перечислите функции углеводов. Какие клетки наиболее богаты углеводами?
3. В каких структурах клетки осуществляется синтез АТФ?
4. Перечислите органоиды цитоплазмы эукариотической клетки.
5. Что происходит в период интерфазы клетки?
В №2
1. Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение.
2. Что такое липиды?
3. Опишите известные вам типы питания организмов.
4. Что такое жизненный цикл клетки?
5. Назовите фазы митоза.
В №3
1. Каковы особенности пространственной организации молекулы воды, обуславливающие её биологическое значение?
2. Какие функции выполняют липиды? В каких клетках и тканях их особенно много?
3. Какие организмы называются автотрофными?
4. Что такое кариотип?
5. Опишите процессы, происходящие в профазе.
В. №4
1. Какие минеральные соли входят в состав живых организмов?
2. Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
3.Почему в результате фотосинтеза у зелёных растений в атмосферу выделяется свободный кислород?
4. Какие хромосомы называются гомологичными?
5. Опишите процессы, происходящие в метафазе.
В. №5
1. Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?
2. Дайте определение ассимиляции
3. Что такое хемосинтез?
4. Какой набор хромосом имеют соматические и половые клетки?
5. Опишите процессы, происходящие в метафазе.
В. №6
1. Какие органические вещества входят в состав клетки?
2. Назовите основные свойства генетического кода.
3. Какие организмы называются гетеротрофными? Приведите примеры.
4. Что такое ядрышко?
5. Опишите процессы, происходящие в телофазе.
В. 7
1. Из каких простых органических соединений состоят белки?
2. Что такое комплементарность?
3. Чем отличаются прокариоты от эукариот?
4. Опишите строение ядра эукариотической клетки.
5. В чём биологический смысл митоза?
В. №8
1. Что такое пептиды?
2. Где синтезируются рибонуклеиновые кислоты?
3. Какие организмы относятся к прокариотам?
4. В чём отличие в строении растительной клетки?
5. Кому принадлежит термин клетка7
В. №9
1. Перечислите функции белков.
2. Где происходит синтез белка?
3. Опишите строение бактериальной клетки.
4. Какие органоиды клетки имеют мембранное строение?
5. Какой учёный открыл в клетке ядро?
В. №10
1. Назовите известные вам углеводы.
2. Что такое диссимиляция? Перечислите её этапы.
3. Как размножаются бактерии?
4. Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме?
5. Кто автор клеточной теории?
В. №11
1. Какой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?
2. В чём заключаетя роль АТФ в обмене веществ в клетке?
3. В чём сущность и биологический смысл процесса спорообразования у бактерий?
4. Что такое цитоплазма?
5. Изложите основные положения клеточной теории
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ
В-1
1. Какое дополнение в клеточную теорию внес Рудольф Вирхов?
2. Назовите основные части клетки.
3. Опишите строение и функции клеточной мембраны.
4. Дайте характеристику эукариотам
5. Что такое мезосома?
В-2
1. Кто авторы основных положений клеточной теории?
2. Какой органоид создает органические вещества в клетке из неорганических, используя энергию света?
3. В чем сходство в строении растительных и животных клеток?
4. Опишите строение митохондрий?
5. Как функционирует вирус?
В-3
1. Перечислите основные положения клеточной теории
2. Дайте характеристику прокариотам.
3. Опишите строение и функции пластид.
4. Почему митохондрии называют «энергетическими станциями клетки»?
5. Что такое клеточные включения и где они находятся в клетках?
В-4
1. Какие положения клеточной теории были сформулированы Шлейденом и Шванном?
2. Дайте характеристику неклеточным формам жизни.
3. Опишите строение и функции цитоплазмы.
4. Где синтезируются белки в клетке?
5. Что входит в состав хромосом?
В-5
1. Какой ученый ввел термин «клетка»?
2. В чем сходство растительных и животных клеток?
3. Опишите строение хлоропластов.
4. Какие органоиды выполняют функции переваривания в клетке?
5. Дайте характеристику органоидам движения в клетке.
В-6
1. Кто впервые увидел и описал живые клетки одноклеточных животных?
2. Что такое фаго- и пиноцитоз?
3. Чем отличаются растительные и животные клетки?
4. Опишите строение и функции плазматической мембраны.
5. У каких организмов ДНК замкнута в кольцо?
В-7
1. Кто открыл ядро в клетке?
2. В чем сходство клеток эукариот?
3. Опишите строение и функции комплекса Гольджи.
4. Перечислите двумембранные органоиды клетки.
5. Как можно доказать ведущую роль ядра в клетке?
В-8
1. Какие методы используют для изучения клетки?
2. Какие организмы не имеют клеточного строения. Опишите их.
3. Из чего состоят оболочки у различных царств эукариот?
4. Перечислите одномембранные органоиды клетки и укажите их функции.
5. В состав каких органоидов входит ДНК?
В-9
1. На какие царства делятся все живые организмы, исходя из строения клетки?
2. Назовите немембранные органоиды клетки и укажите их функции.
3. Какой органоид клетки имеет гладкую и гранулярную поверхность, почему?
4. Перечислите типы пластид и укажите их функции.
5. Где формируются лизосомы?
В-10
1. Опишите функции плазматической мембраны в клетке.
2. Какие организмы функционируют только в клетках других организмов. Как это происходит?
3.Перечислите главные части клетки.
4. Какую роль выполняет ядро клетки?
5. Какие органоиды отсутствуют в прокариотических клетках?
Химия клетки
В-1
- Перечислите макроэлементы клетки и укажите их значение.
- Какие углеводы не являются полимерами?
- Дайте характеристику первичной структуре белка.
- Изобразите схему строения молекулы АТФ.
- Какие азотистые основания входят в состав РНК?
В-2
- Какие элементы составляют 1,9* в клетке?
- Что является мономером крахмала и какова его роль в клетке?
- Опишите вторичную структуру белка, какими связями она поддерживается?
- Чем отличается состав молекул ДНК от РНК?
- Составьте фрагмент 2-й цепи ДНК, если первая цепочка известна: А-А-Т-Ц-Ц-Г-Ц-Т-А-Г-А-Ц.
В-3
1. Какое строение имеет молекула воды и как это отражается на ее функциях?
2. Что такое гликоген, какова его роль в клетке?
3. Опишите третичную структуру белковой молекулы.
4. Какие функции выполняют в клетке ДНК и РНК?
5. Изобразите схему строения мономера белка.
В-4
- Каково соотношение калия и натрия в клетке? Какое это имеет значение?
- Укажите мономер целлюлозы и опишите ее значение.
- Какими свойствами обладают аминокислоты?
- Перечислите виды РНК и их местонахождения в клетке.
- Укажите функции АТФ.
В-5
- Какие вещества относят к гидрофильным? Приведите примеры.
- Опишите функции углеводов в клетке.
- Какими свойствами обладают белки?
- Зарисуйте нуклеотиды ДНК и соедините их в цепь.
- В молекуле ДНК 20 нуклеотидов тимина от общего числа азотистых оснований, определите количество А, Г, Ц.
В-6
1. Какие вещества называются гидрофобными, приведите примеры.
2. Укажите функции липидов в клетке.
3. Перечислите функции белков.
4. В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами?
5. Фрагмент одной молекулы ДНК имеет следующий состав: А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г-Г. Достройте 2-ю цепь.
В-7
1.Какие неорганические вещества содержатся в клетке, и каково их биологическое значение?
2. Какое количество энергии выделяется при сгорании 1г белка, углевода, жира?
3. За счет взаимодействия каких групп аминокислот образуется пептидная связь?
4. В чем отличие структур ДНК от РНК?
5. Почему ДНК и РНК относят к полимерам, а АТФ нет?
В-8
- Укажите значение воды в жизни клетки.
- Какие вещества относят к полисахаридам, опишите их значение
- Опишите механизм действия ферментов.
- Что является мономером нуклеиновых кислот, изобразите схему его строения.
- Что такое комплементарность нуклеотидов? Ответ обоснуйте.
В-9
1.Укажите значение солей в жизни клетки.
2. Какие вещества относятся к липидам?
3. Что характерно для каждого уровня организации белковой молекулы?
4. Зарисуйте нуклеотиды РНК и соедините их в цепь.
5. В чем сходство и отличие РНК и АТФ?
В-10
- Опишите свойства и функции воды в клетке.
- Перечислите известные вам пентозы и гексозы
- В чем сходство и отличие аминокислот?
- Какие ученые предложили модель ДНК?
- Какие компоненты входят в состав нуклеотидов?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ»
В-1
1. Что такое ассимиляция?
2. Охарактеризуйте световую фазу фотосинтеза.
3. Напишите общую формулу энергетического обмена.
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: - лейцин – серин – тирозин –аланин – цистеин.
5. Каковы перспективы биотехнологии?
В-2
1..Что такое диссимиляция?
2. Охарактеризуйте темновую фазу фотосинтеза.
3. Какие этапы характерны для энергетического обмена7
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: пролин – серин – валин – серин – глутамин.
5. Какие методы использует генная инженерия?
В-3
1. Что такое метаболизм?
2. Дайте определение фотосинтеза.
3. Где и как протекает гликолиз?
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: цистеин – аланин – аргинин – пролин – триптофан.
5. В каких областях используется клеточная инженерия?
В-4.
1. Какие организмы называют автотрофами?
2. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза.
3. Что происходит на подготовительном этапе энергетического обмена?
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: лизин – лейцин – метионин – треонин – Валин.
5. Опишите строение т-РНК.
В-5
1. Какие организмы называют гетеротрофами?
2. Где и как протекает кислородный процесс окисления в клетке?
3. Объясните, почему энергию для жизни на Земле изначально поставляет Солнце?
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: цистеин – пролин – серин – изолейцин – аланин.
5. Как информация о структуре белка попадает из ядра в рибосомы?
В-6
1. Откуда клетка берет энергию для процессов жизнедеятельности?
2. Какие вещества используются в процессе фотосинтеза?
3. Перечислите свойства генетического кода.
4. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодированы аминокислоты: валин – аспарагин – серин – фенилаланин- лизин.
5. Чем отличается строение молекул ДНК от РНК?
В-7
1. Какую роль в клетке играют ферменты? Приведите примеры.
2. Назовите конечные продукты фотосинтеза.
3. Охарактеризуйте этапы энергетического обмена.
4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: А-У-Г-Ц-У-У-У-У-А-
Г-У-У-А-ГА-Г-У-Г-?
5. В чем суть генетического кода?
В-8
1. Что происходит с энергией, выделяющейся при энергетическом обмене?
2. Опишите процессы, происходящие в световой и темновой фазе фотосинтеза.
3. Перечислите свойства генетического кода.
4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: У-Г-У-У-У-У-У-Г-Г-А-Ц-У-У-А-У-?
5. Что такое транскрипция?
В-9
1. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза.
2. Почему митохондрии называют энергетическими станциями клетки?
3. Опишите процесс удвоения ДНК.
4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: -У-Ц-У-Ц-Ц-У-А-У-Г-А-А-А-Ц-У-У-?
5. Что такое трансляция7
В-10
1. Чем аэробное окисление отличается от анаэробного ?
2. Какую роль выполняют хлоропласты в процессе фотосинтеза?
3. Как происходит сборка белка в рибосоме?
4. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК: -А-У-У-Г-А-А-Ц-А-А-Г-Г-У-Ц-А-У-?
5. Что такое ген?
ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ ПОЛА
1.
Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине. У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребёнка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.
2.У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски находятся в Х-хромосомах. Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколении?
3.Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на здоровой женщине. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
4.Гемофилия рецессивный признак сцепленный с Х-хромосомой. Какова вероятность рождения больного ребёнка от брака здорового мужчины и женщины носительницы гена гемофилии?
5.Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением выходит замуж (отец её был дальтоником) за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.
6.Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. От брака родителей с нормальным зрением родился ребёнок дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.
7.Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имевших тёмные зубы, родилась дочь с тёмными зубами и сын с белыми. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?
8.Перепончатопалость передаётся через У-хромосому. Определить возможные генотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.
9. . Ген чёрной окраски доминирует над геном рыжей окраски у кошек и локализован в Х-хромосоме. Гетерозиготы по масти имеют черепаховую (трёхцветную) окраску..
Какие котята получатся от скрещивания: а) чёрной кошки с рыжим котом;
б) рыжей кошки с чёрным котом?
10. Ген чёрной окраски доминирует над геном рыжей окраски у кошек и локализован в Х-хромосоме. Гетерозиготы по масти имеют черепаховую (трёхцветную) окраску
Чёрная кошка принесла котят, у одного из которых черепаховая окраска шерсти, а у трёх – чёрная. Что можно сказать о генотипе котят и о том, каков их пол?
ЗАДАЧИ НА ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ
1.У человека альбинизм – рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
2.Ген чёрной масти коров доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного чёрного быка с красными коровами? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов?
3. У человека ген наследственной глухонемоты рецессивен. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определить генотипы всех членов семьи.
4. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
5. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый телёнок, с рогатой коровой Бурёнкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звёздочкой родился рогатый телёнок. Каковы генотипы всех животных, участвующих в скрещивании
6. Шизофрения наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
7. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мать этих детей голубоглазая, хотя её родители имели карие глаза. Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.
8. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья доминируют над короткими). Каковы генотипы родителей?
9. Какие кролики получатся при скрещивании чёрных кроликов с генотипом Аа, если чёрный цвет доминирует над белым?
10. У кошки родились 4 котёнка, три из них имели чёрную, а один серую шерсть. Составьте схему скрещивания.
11. Какое следует ожидать потомство при скрещивании томатов с генотипом ААвв и ааВВ, если известно что А-красные плоды, а-жёлтые, В-округлые, в-сливовидные.
«РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ»
В-1
1. Какие изменения в клетке предшествуют делению?
2. Какие формы бесполого размножения используют в сельском хозяйстве?
3. Охарактеризуйте понятия: мейоз, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, коньюгация.
4. Как образуется бластула?
5. Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на клеточном уровне.
В-2
1. Когда образуется веретено деления? Какова его роль?
2. Изобразите разнообразие способов размножения в виде схемы.
3. В чём заключается биологическое значение мейоза?
4. Охарактеризуйте гаструлу.
5. Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на тканевом уровне.
В-3
1. Почему алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона?
2. Что характерно для стадии нейрулы?
3. В чём заключается биологический смысл мейоза?
4. В чём преимущество полового размножения над бесполым?
5. Охарактеризуйте фазы митоза.
В-4
1. Что такое хроматида? Когда она становится хромосомой?
2. Когда бесполое размножение более выгодно по сравнению с половым?
3. Как осуществляется оплодотворение у животных?
4. Опишите, как происходит органогенез.
5. Что такое гомеостаз?
В-5
1. Что такое саморегуляция организма?
2. Какие органы и системы органов образуются из эктодермы?
3. Какие существенные различия имеются в строении женских и мужских гамет?
4. Опишите первое деление мейоза.
5. Что такое центромера? Какую роль она выполняет при митозе?
В-6
1. В чём заключается биологическое значение митоза?
2. Опишите второе деление мейоза.
3. В чём состоит преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?
4. Какие органы и системы органов образуются из мезодермы?
5. Что такое фотопериодизм?
В-7
- Что такое анабиоз?
- Какие органы и системы органов образуются из энтодермы?
- Что происходит со сперматозоидом и яйцеклеткой при созревании?
- Как образуется, и какое значение имеет эндосперм у цветковых растений?
- Какое строение имеет хромосома?
В-8
- Что такое партеногенез?
- При каком делении и как происходит коньюгация и кроссинговер?
- В чём биологическое значение оплодотворения?
- Опишите прямое постэмбриональное развитие.
- Как вы понимаете термин «биологические часы?»
В-9
- Приведите примеры суточных ритмов у различных организмов.
- Опишите постэмбриональное развитие с превращениям.
- Составьте схему двойного оплодотворения у цветковых растений.
- Укажите основные различия между половым и бесполым размножением.
- Как происходит овогенез?
В-10
- Чем отличается мейоз от митоза?
- Как происходит сперматогенез?
- Какие этапы можно выделить в онтогенезе?
- Приведите примеры сезонных ритмов в природе.
Охарактеризуйте способы бесполого размножения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система проверочных работ по общей химии
Данные работы можно использовать при работе в 11 классе по программе Габриеляна О.С....
Проверочная работа по курсу Биологии 7 класса Тема « Тип Членистоногие»
Проверочная работа проводится на заключительном уроке изучения данной темыЦель работы: систематизация и контроль знаний учащихся.Для проведения работы класс делится на 3 варианта. Каждый ученик ...
Проверочная работа по общей биологии
9 класс. К учебнику Н.И. Пономаревой....
Проверочная работа №1 по биологии в 6 классе (ФГОС ) по учебнику Понамарёва
Проверочная работа составлена с учётом требований к уровню знаний по биологии в условиях ФГОС второго поколения...
Проверочные работы за курс биологии 9 класс
Контрольные работы по каждому разделу и текущие проверочные работы за курс биологии 9 класс...
Проверочная работа по теме "Биология как наука"
Проверочная работа по теме "Биология как наука", для 10 класса. Четыре варианта...