Виды работ по формированию устойчивого интереса к предмету на уроках биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Данная работа содержит примеры опыта работы по формированию устойчивого интереса к предмету: ролевая игра на уроке зоологии в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot_po_formirovaniyu_ustoychivogo_interesa_k_predmetu_na_urokakh_biologii.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ по формированию устойчивого интереса к предмету на уроках биологии.
Дубовцева Т.Д. –учитель биологии,
МБОУ «Гимназия №11 имени С.П.Дягилева»
На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности у учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно без стереотипов.
Познавательный интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок, а потому что он увлечен учебой, стремится к совершенству.
Биология- изучает живые объекты, которые надо видеть и ощущать, поэтому главный принцип организации учебного процесса – принцип наглядности. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Средства наглядности используем при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению и формированию умений и навыков, при контроле и за усвоением материала. Например, в 6 классе во время изучения растительных тканей проводим практическую работу «Определение типов тканей у растительных объектов». Изучая микропрепараты поперечных срезов корня и листьев, учащиеся определяют, какие ткани образуют лист и корень растения, сравнивают, находят черты сходства и различия. Лабораторные и практические работы с использованием микроскопа вызывают особый интерес и стремление к исследовательской деятельности. Любое открытие начинается с удивления. Дети удивляются какому – либо факту, экспонату, явлению и у них появляется желание погрузиться в тему, понять, как это работает. А здесь важно, чтобы они научились планировать и ставить эксперименты.
Изучая, процесс фотосинтеза берем рассказ опыта Джозефа Пристли (мышка под колпаком) и сразу возникает вопрос: Почему мышка не погибает когда под колпаком стоит зеленое растение? Учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают, как это можно доказать. Каково удивление и радость, когда учитель сообщает, что их выводы более доказательны, чем выводы ученого 17 века. Этот факт придает значимость знаниям и легче усваивается сложный для 6 – классников материал. Эксперимент обязательная составляющая познавательной деятельности, позволяющая формировать умение планировать, реализовывать и проверять достоверность полученных знаний. Например: в ходе изучения химического состава семян учащиеся определяют наличие белков, жиров, углеводов в семенах разных растений и предполагают, как человек может их использовать в своей жизни.
Исследование – длительный процесс изучения и наблюдения за растительными объектами, где учащиеся самостоятельно применяют знания, полученные на уроке. Наблюдение за прорастанием семян, ростом и развитием проростков, вегетативное размножение комнатных растений формирует у учащихся чувство ответственности за результат своей деятельности и вовлекает ученика в активный познавательный процесс. При дальнейшем изучении предмета данные виды работ усложняются и углубляются. Теоретические знания, подкрепленные практикой, становятся более прочными и осознанными, а у интересующихся предметом учащихся вытекают в научные исследования, которые представляются на научных конференциях различного уровня.
На уроке не всегда можно предоставить живые объекты, здесь на помощь приходят информационные технологии в форме мультимедийных презентаций. Современные дети владеют созданием мультимедийных презентаций, нахождение информации в сети интернет, начиная с начальной школы, и активно участвуют в их создании. В старших классах учащиеся могут использовать эти знания и умения на уроках – семинарах, практикумах, научных дискуссиях, конференциях для представления и аргументации своих точек зрения.
На уроках для развития познавательного интереса к предмету использую следующие приемы:
1. Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений, исторических событий.
2. Прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащегося.
3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, которые способствуют появлению у учащихся удивления, озадаченности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом.
4. Использование натуральных объектов в заданиях, как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.
5. Игровая деятельность.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательного процесса. В игре содержатся конкретные события и явления, подлежащие моделированию. Как правило, деловая игра – это модель отрезка будущей профессиональной деятельности учащихся. В завершении изучения темы « тип Плоские черви, тип Круглые черви» в 7 классе проводим ролевую игру «Паразитические черви и методы борьбы с ними». На предыдущем уроке учащиеся по желанию объединяются в группы: врачи-гельминтологи, санитарные врачи, журналисты, художники, ученые биологи. Каждая группа получает конверт с заданиями:
Врачи – гельминтологи изучают заболевания, вызываемые паразитическими червями и пути заражения человека.
Санитарные врачи- методы борьбы с паразитическими червями и профилактику гельминтозов человека.
Журналисты изучают осведомленность учащихся гимназии о вреде паразитических червей для здоровья человека.
Ученые биологи выясняют, какие приспособления к паразитизму у червей и как можно использовать эти знания для защиты от заражения паразитическими червями.
Художники создают печатную продукцию- плакат «Что нужно делать, чтобы не заразиться паразитическими червями?»
Жюри- эксперты готовят конкурсы для команд и оценивают их.
Игра начинается с представления команд.
1 конкурс: разминка (команды по очереди отвечают на вопросы экспертов)
Задания содержат вопросы о многообразии червей, особенностях строения и жизнедеятельности червей (работа с терминами, третий - лишний, закончить фразу).
2 конкурс: команды представляют домашнее задание в виде презентаций.
3 конкурс: каждая команда создает листовку «Пути заражения паразитическими червями и меры борьбы с ними».
Заключительный этап: во время рефлексии учащиеся оценивают свою работу в группе и определяют значимость полученных на уроке знаний для сохранения здоровья человека.
В последнее время биологические знания приобретают все большее значение в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки, способствуя их развитию познавательного и творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету.
выступление на заседаниии методического объединения. Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету....
Квалификационная работа "Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста учащегося"
Может служить помощью начинающим учителям математики. Содержит мои исследования и наработки....
Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида
В УВП нашей школы внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования.Актуальность использования этой ...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Формирование устойчивого интереса к предмету «математика» с целью повышения качества обучения учащихся
Математика является одной из сложных школьных дисциплин, которая вызывает трудности у многих школьников. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на р...
Методическая разработка «Пропедевтика физической науки как средство формирования устойчивого интереса школьников к предмету » Автор: Пальчикова Елена Анатольевна , учитель физики ,педагог дополнительного образования ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга.
Методическая разработка предлагает интересный материал-проекты обучающихся , способствующие формированию устойчивого интереса школьников к предмету-физике....