Предпрофильные курсы по биологии и химии 9 класс
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Канашкина Ольга Вячеславовна

Представленные ППК удовлетворяют потребности учащихся в дополнительных знаниях по предметам, помогают определиться с профилем обучения в 10-11 классах, имеют профориентационное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppk_9kl_po_biologii_i_khimii.rar50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка

муниципального района Красноярский Самарской области

"Утверждаю":                          "Согласовано":                             "Рассмотрено": Директор школы                     Зам. директора по УВР            на заседании М.О.

_________/Бореева Н.А./     ______/Захарова И.А./                    протокол от

«__» ________201_ г.           «__» __________201_ г.          «__» _______201_ г.

Рабочая программа

 предпрофильного курса

«Тайны генетики»

Учитель биологии:

Канашкина О.В.

2014-2015   учебный год

Пояснительная записка.

В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное образование (10-11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».  Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов с целью  самоопределения при выборе профиля обучения в 10-11 классах.    

Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение как типовых задач, так и «сюжетных» - нестандартных задач, которые полнее раскрывают и иллюстрируют тонкости науки, демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к генетике в процессе познавательной и творческой деятельности при решении генетических задач.

Задачи, используемые в курсе, основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека. Это позволит углубить и развить системы биологических понятий, законов и закономерностей, полученных при изучении других разделов школьного курса биологии. Элективный курс включает также задачи, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе общей биологии, могут представлять определенный интерес для увлекающихся генетикой.

Основные методы обучения можно охарактеризовать как эвристические и исследовательские. Методы сопрягаются как с групповой работой во время обсуждения результатов, обоснования  генетических законом, так и с индивидуальной во время оформления результатов. В предпрофильном  курсе рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, методические приемы, облегчающие решение, производится анализ типичных ошибок, обычно допускаемых учащимися.

Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная исследовательская работа (практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, а также доклады, дискуссии.

Контроль знаний не считаю главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестового контроля. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.

Данный элективный курс должен быть реализован в пределах одной учебной четверти и имеет следующее предназначение:

- предпрофильная подготовка;

- углубление отдельных тем по генетике;

- удовлетворение познавательных интересов.

 Курс «Тайны генетики» рассматривает основные темы генетики (8 часов, из них 1 час отводится на тестированный контроль знаний).

 Требования к техническому оснащению курса:

  1. Для демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.
  2. Набор микропрепаратов и схем, демонстрирующих действие законов Менделя.

Учащиеся должны знать:

- принципиальное устройство светового микроскопа;

- законы Менделя, действующие в генетике;

- взаимодействие аллельных генов;

- независимое наследование;

- комплиментарность;

- сцепленное наследование;

- признаки, локализующиеся в мужских и женских хромосомах;

- действие летальных генов.

Учащиеся должны уметь:

- оформлять и решать генетические задачи;

- работать со световым микроскопом и микропрепаратами;

- работать с современной биологической литературой и Интернетом;

- применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов;

- использовать знания о передаче наследственной информации для ведения здорового образа жизни.

Содержание программы.

Тема 1. Моногибридное скрещивание.

Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач. Оформление задач по генетике (пример решения и оформления задачи).

Иллюстрация первого и второго законов Менделя. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков.

Тема 2. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм.

Неполное доминирование и кодоминирование. Наследование по типу множественных аллелей.

Тема 3. Независимое наследование.

Дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Независимое наследование при неполном доминировании. Выяснение доминантности или рецессивности признака. Полигибридное скрещивание.

Тема 4. Взаимодействие генов.

Комплиментарность. Полимерное действие генов.

Тема 5. Сцепленное наследование.

Полное сцепление. Определение типов гамет. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Составление схем кроссинговера. Определение типа наследования (сцепленное или независимое). Картирование хромосом.

Тема 6. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах.

Наследование генов, локализованных в Х- и У-хромосомах. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме. Наследование двух признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, расположенных в аутосомах и половых хромосомах. Наследование, зависимое от пола.

Тема 7 . Наследование летальных генов.

Летальные гены при моногибридном и дигибридном скрещивании. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности.

1

Решение и оформление генетических задач.

Моногибридное скрещивание.

1

Лекция учителя. Решение задач.

2

Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм.

1

Медицинский практикум: «Наследование групп крови Rh – фактора».

3

Независимое наследование.

1

Решение задач.

4

Взаимодействие генов.

1

Решение задач.

5

Сцепленное наследование.

1

Решение задач.

6

Наследование генов, локализованных в половых хромосомах.

1

Составление и решение задач.

7

Наследование летальных генов.

1

Решение задач.

8

Контроль знаний и умений.

1

Тестированный контроль знаний.

Итого:

8

По итогам курса учащиеся получают зачет.


Список литературы:

  1. Аграментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биология в школе, №6, 1990. с. 37-38
  2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. Саратов, Лицей, 2008. 352с.
  3. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.
  4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике. Саратов. Изд «Лицей», 1998.
  5. Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки – задания по генетике. Биология в школе, №1. 1998, с. 48-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный курс для учащихся 9-х классов « В мире юридических профессий»

В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая ...

Рабочая программа предпрофильного курса по экологии для 9 класса "Земля - наш общий дом"

Программа курса «Земля-наш общий дом» предназначена для учащихся 9 классов.Содержание курса создает базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями необ...

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

Программа предпрофильного курса по биологии для учащихся 8 класса «Уроки здоровья: как стать красивым»

Главная задача курса заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни. Программа элективного курса включает следующие разделы: 1.введение 2.физическое здоровье...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКА И ТЕХНИКА 9 КЛАСС (15Ч.)

Данная программа предпрофильной подготовки учащихся 9 класса расчитана на 15 часов. Содержание  курса  расширяет и углубляет знания учащихся по темам «Механические явления»,  «Эле...

Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов

Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...